Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л) |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф, И
Метод: психологический настрой; словесный
Приём: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
– посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!" – А что такое тайна? – А вы готовы открывать тайны? Тогда начнём. | 1. Показывают готовность к уроку. 2. Настраиваются на работу
Приветствуют учителя
Высказывают собственное мнение
| Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Метод: словесный
Приём: беседа
Практически й: метод проблемного изложения,
создание проблемной ситуации | 1. Актуализирует знания по изученному материалу, создает проблемную ситуацию Словарная работа - Прочитайте новое словарное слово платок, объясните, что оно означает спишите его, запомните написание, объясните значение Платок- предмет одежды кусок ткани или вязаное, трикотажное изделие квадратнай формы. Словарь: платок Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения: На чужой … не накинешь платок. И тебя, моя мама, согреет оренбургский пуховый … – Давайте вспомним, что такое речь? – Какие части речи вам знакомы? – Что такое существительное? – Что такое прилагательное? – Что такое глагол? – Я предлагаю выполнить вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? Карточки со словами: она, новый, велосипед, катится, руль, колесо, проехал, вы, круглый, они, я, быстрый, поездка, обгонять.
Имя прилагательное | Имя существительное | Глагол | новый | велосипед | катится | круглый | руль | проехал | быстрый | колесо | обгонять |
| поездка |
|
2. Постановка проблемы. Все ли слова распределили? А мы можем определить, какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? | 1. Вспоминают изученный материал
Высказывают предположения
Составляют предложения
Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем Имя существительное, имя прилагательное, глагол
Нужно распределить слова по частям речи
нет. Остались слова она, вы, они, я Предполагают | П: анализ объектов с выделением существенных признаков
П.: структурирование знаний
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Презентация |
Постановка учебной задачи (5-7 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф
Метод: словесный.
Приём: подводящий диалог
| - Подводит к теме и цели урока.
- Ребята, для того, чтобы узнать, как правильно звучит тема нашего урока предлагаю открыть учебник на странице 100 и прочитать.
- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. Чему научимся?
Посмотрите на экран и закончите предложения: 2) Узнаем …
3) Научимся …
На ваших партах лежат листы успеха. И после выполнения каждого пункта мы будем ставить плюс, если хорошо справились на этом этапе, минус, если не со всем смогли справиться на этом этапе. | 1. Формулируют тему и цель
Открывают учебник, читают тему урока: «Местоимение как часть речи»
узнать, что такое местоимение, его рoль в предложении, научиться правильно употреблять в речи и др.
| П: подведение под понятие
П: поиск и выделение необходимой информации
Р: целеполагание
| Презентация
|
"Открытие " детьми нового знания (7-8 мин)
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, И Метод: словесный
Приём: беседа, упражнение
| 1. Организует «открытие» нового знания - Давайте посмотрим на упражнение 171 Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет? На что указывает слово он? (терем) Кто себя называет словом я? (мышка, лягушка) Вместо каких имён существительных употребляется слово они? (мышка, лягушка) Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова. - Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Продолжим предложения, выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). - Давайте сравним наше определение с эталоном. Прочитайте слова тетушки Совы на с. 101
ФИЗМИНУТКА -Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. Правило такое. Я называю существительное – вы тянете руки вверх, прилагательное – прыгаете, глагол – приседаете, местоимение – хлопаете. Яблоко, ехать, веселый, листок, растет, мы, плывут, бежевый, оранжевый, ты, он, прыгать, стол, стена, хлопать, вы, они, хороший, она, я, вкусный. - Замечательно, присаживайтесь | Слушают учителя
Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прискакала к теремку лягушка- квакушка и спрашивает: - Терем- теремок! Кто в тереме живёт? -Я, мышка-норушка! А ты кто? -А я, лягушка_- квакушка. - Иди ко мне жить! Стали они вдвоём жить.
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
|
П: построение речевого высказывания
К: умение полно и точно выражать мысли.
| Презентация, учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера
Практический: упражнение
| 1. Организует закрепление материала - Ребята, посмотрите внимательно на слайд и прочитайте предложения. Нина поливает цветы. Нина помогает бабушке. Папа строит дом. Дом такой светлый, красивый. Что вы заметили? Какая речевая ошибка встретилась? Как избежать повтора? Вместо какой части речи вы употребили местоимение? - Давайте посмотрим упражнение 173 на с. 101. Кто прочитает стихотворение? - Определите главную мысль стихотворения. - Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор? - Спишите первое предложение, подчеркивая местоимение. Давайте повторим еще раз. Что такое местоимение? Назовите местоимения, которые встретились вам в стихотворении. - Верно. Местоимение – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос кто? | 1. Слушают указания учителя В каждом предложение повторяется слово Нина. Заменить слово Нина местоимением она. Заменить слово дом местоимением он.
вместо имени существительного
- Беречь природу - Местоимения | П: анализ объектов с целью выделения признаков. Метапредметные: П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р: контроль, коррекция, оценка.
| Презентация,
Презентация, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф, И
Практически й: групповая работа; Практически й: работа с карточками | 1. Организует самостоятельную работу и взаимопроверку - А сейчас мы поработаем самостоятельно. У каждого из вас на партах есть цветные квадраты. Внимательно прочитайте задание на карточках. Все ли вам понятно? Поднимите руку те, у кого остались какие-либо вопросы. - Отлично, приступаем к работе. Желаю успеха! Время выполнения работы 5 минут. ПРИЕМ «Дифференциация учебных заданий по уровню трудности» Ресурсный материал. - Давайте проверим вашу работу. Ребята с желтыми квадратами, внимание на слайд. Кто хочет назвать местоимения, которые вы вставили в первую загадку, во вторую, третью? Отлично - Ребята с голубой карточкой, кто хочет прочитать свои предложения? Спасибо - И ребята с зеленой карточкой. Прочитайте ваши предложения. - Ребята, вы отлично поработали, давайте оценим се | 1. Выполняют самостоятельную работу
| П: поиск и выделение необходимой информации
П: поиск и выделение необходимой информации
П: осознанное построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли. |
Презентация, учебник, карточки
|
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, И
Метод: Практический: Выполнение упражнения
| 1. Организует работу на закрепление материала - А сейчас, внимательно посмотри Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Запишите названия предметов и местоимения, их заменяющие. Замените каждое из данных существительных местоимением (он, она, оно, они) Посмотрите внимательно на образец, платок (он). Обменяйтесь тетрадями со своим соседом, внимательно посмотрите на слайд. Поставьте + в свой лист, если вы выполнили упражнение правильно, - если неправильно | 1. Воспринимают информацию.
Пальто, цветок, лампа, коньки
|
Метапредметные:
П: анализ предложения, обобщение.
| Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф
Метод: словесный
Приём: эвристическая беседа | 1. Завершает урок, подводит итог урока. -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? Подвожу итоги работы в классе - Какая цель стояла у нас в начале урока?
2. Достигли мы её? 3. Как она называется? 4. Чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях? 5. Расскажите определение 6. Какие местоимения вы уже знаете? Все молодцы. Урок окончен. 2. Осуществляет содержательную, деятельностную рефлексию. - Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? При помощи чего мы отслеживали наши успехи? - Поднимите руки, у кого в листе успеха в каждой графе стоят плюсы. У кого есть один минус? - Что не получилось? - Надеюсь в следующий раз, у всех ребят будут одни плюсы! - Молодцы! Урок окончен. | 1.Вспоминают тему и цели урока. 2. Оценивают свою деятельность на уроке.
-Узнали о новой части речи – местоимении. Отвечают на поставленные вопросы. - Узнать какая часть речи еще существует?
- Да
- Местоимение
- Она не обозначает предметы, а указывает на них.
- 1-2 чел.
- я, ты, мы, он
Высказывают собственное мнение
- Лист успеха
| Метапредметные: П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.
| Презентация |