ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.
статья
Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomina_o.v._doklad.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Фомина О. В.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №32» г. о. Саранск
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.
Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем современного образования.
Как добиться грамотного письма у детей?
Во - первых, важно заинтересовать детей, и не только занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьёзным делом на уроке. Именно серьёзное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению.
Большинству детей в начальных классах присуще позволять ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. Это кратковременные ошибки. По мере укрепления изученного материала они преодолеваются.
Так для того, чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила, следует придерживаться следующих принципов:
- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условия орфографического затруднения. На данном этапе совершается созидательное овладение и формирование мыслительной способности ребенка. Это то, что подразумевает проблемное обучение.
- Вся система орфографических работ основывается на проблематичных способах.
- Важно создать работу, чтобы любой учащийся каждый день ощущал обязанность за собственные познания.
- Для того, чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание.
-Комментированное письмо.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Творческие работы.
-Выборочное списывание.
-Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.
-Словарная работа.
-Работа над ошибками.
В своей работе я использую приёмы, которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
- Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приёмы «Яркое пятно» и «Удивляй!»
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приёмы использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, на уроке по теме «Сложные слова и их правописание» в 3 классе даётся задание прочитать текст и выяснить, почему птичку назвали «горихвосткой»; понаблюдать, как образовано это слово; сколько корней в этом слове.
Урок по той же теме с использованием приёма «Удивляй». Сущность приёма: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. На этапе актуализации знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «трубочист». В ходе обсуждения возникают различные мнения. В результате словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
Приём «проблемная ситуация».
Приём побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, при изучении темы: «Неопределённая форма глагола» дети получают задание:
- Прочитайте слова. Определите время глаголов. Почему не у всех глаголов мы не смогли определить время? На какие вопросы отвечают эти глаголы? Можно ли у таких глаголов определить время и число? Как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола).
Приём «Дай себе помочь».
Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приёмы, формирующие самостоятельность мышления.
Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по орфографии.
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на – Е спрягать нельзя!
Повышению познавательного интереса к русскому языку способствует применение игровых приёмов. Предлагаем вашему вниманию один из игровых приёмов по теме «Предложение» в 1 классе. Суть его заключается в том, что между учениками распределяются слова одного предложения (например, Белка прыгает по веткам. 4 ученика получают по одному слову, ещё один ребёнок играет роль точки. Дети должны выстроиться в предложение – назвать своё слово; ребёнок, которому досталось первое слово должен поднять вверх руку, ребёнок-точка – присесть, имитируя постановку точки в конце предложения.).
- Приёмы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.
Приём «Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или приём «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.
Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова» научат ребёнка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.
Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен приём «Шаг за шагом». Приём заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный приём эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.
Таким образом, данные приёмы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребёнка.
3. Приёмы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приёмов.
Приём «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
Зема. Марос. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт скавал быстрый ручей.
Снешные шубы надели сосны и ели. Пушыстый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроп. Там спит мидведь.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа.
- Виды словарной работы:
- Картинный диктант.
- Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
- Отгадай загадку.
Найди лишнее слово» (Например, среди двухсложных слов встречается трёхсложное, или среди собственных существительных встречается нарицательное и т. д.)
Использование данных приёмов в работе формирует у учащихся: умение анализировать информацию; осуществлять отбор информации; преобразовывать информацию; формулировать проблему; самостоятельно находить способы выполнения поставленных задач; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль деятельности; объективно оценивать результат выполнения поставленных заданий; осуществлять рефлексию деятельности.
Рассмотренные приёмы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Однако знание приёмов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приёмы не будут использоваться в системе.
Литература
Алексашина, И. Ю., Абдулаева О. А. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно – методическое пособие // И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева. - СПб. : КАРО, 2019 — 160 с.
Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.
- Виноградова, Н. Ф., Кочурова, Е. Э. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение: Книга для учителя // Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018 – 468 с.
- Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004.
- Шарипова Р. Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников. // Международный студенческий научный вестник. – 2016 – № 5-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в системно-деятельностном подходе
Урок русского языка в системно-деятельностном подходе...
презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе"
Рассматриваются приёмы формирования функциональной грамотности...
Тема: «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка».
Мастер-класс был проведен на основании урока по русскому языку тема: "Использование толкового словаря для раскрытия значений слов".Цели:1) формирование умения владеть языковыми знаниями...
Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка...
Мнемотехника как средство формирования функциональной грамотности на уроках русского языка «Развитие креативного мышления»
Описан приём развития креативного мышления на уроках русского языка, метод графического изображения текста. Воспроизведение текста учащимися по созданным ими мнемотаблицам....
Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...