Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
статья по русскому языку

Сахибгараева Эльвира Ринатовна

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на школьном методическом объединении

по теме:

 «Формирование функциональной грамотности

на уроках русского языка в начальных классах»

Подготовила учитель

 начальных классов :

Сахибгараева Э.Р.

с.Стерлибашево, 2022 г.

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

       Как добиться грамотного письма у детей?  Во-первых,   важно   заинтересовать   детей,   и   не   столько   занимательным материалом,   сколько   тем   фактом,   что   они   занимаются   серьезным   делом   на уроке.   Именно   серьезное   отношение   к   предмету   пробуждает   интерес   к   его постижению. Я всегда говорю детям, что если они, будучи взрослыми, напишут записку, объявление или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать. Я им настойчиво объясняю, почему нельзя писать с ошибками. Такой текст с трудом  читается, его   смысл   не   сразу   доходит,   а   иногда   понимается   искаженно.

Формированию грамотности способствуют несколько факторов.  

Зрительный   фактор  срабатывает   при   запоминании   непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 

Слуховой фактор.  Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.  

Рукодвигательный  фактор.  Любого   орфографического   навыка   можно достичь   только   при   помощи   упражнений,   т.   е.   при   ритмичном   движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше  писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного  слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 

Приемы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое - это давно забытое старое». Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией и приёмы формирования грамотного письма.

  1. Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

Прием «Удивляй!» .

Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными.

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке русского языка в 3 классе , например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»).

- Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

Еще один способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Прием «проблемная ситуация».

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.

Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..

Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.

2. Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.

Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.

  «Прием Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или прием «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.


Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» научат ребенка

работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (тема изучена, идёт закрепление знаний).

3. Приемы формирования грамотного письма.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов.

Проговаривание.  Большую   роль   в   формировании   орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Проговаривание так как надо писать. Методика Петра Семёновича Тоцкого. «Систематичность   упражнений   –   есть   первая   и   главная   основа   их успеха,   и   недостаток   этой   систематичности   главная   причина,   почему многочисленные   и   долговременные   упражнения   в   орфографии   дают плохие результаты» К. Д. Ушинский.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Прием «Ошибкоопасное место».

Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.

Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.

Важным элементом в формировании грамотного письма является работа над ошибками. Работе над ошибками может предшествовать рефлексивный прием «Цветные поля», который показывает степень комфортности ребенка, с одной стороны, и его самооценку, с другой. Например, красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки». Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю». Зеленый – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».

Прием «Лови ошибку».

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка  использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.


Подводя итог, можно сказать, что вся система орфографических работ строится на проблемных методах и деятельностном обучении. 
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.  Однако знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться 
в системе.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание – хорошо учиться – озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых – есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Нам,педагогам, надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности. Желаю успехов в работе и грамотных учеников!

Использованная литература и интернет-сайты:

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей \Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
  2. А. Гин. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2002
  3. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения\ Режим доступа:

www.pedagogiemoderne.ru/index/kultura_umstvennogo_truda/0-44

  1. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"

Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...

Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...

Доклад Выступление на ШМО «Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»

ДокладВыступление на ШМО«Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»...

Доклад на тему:" Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

В докладе описываются виды упражнений и приёмы для развития орфографической зоркости....