Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
статья

Татьяна Николаевна Боярова

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

(из опыта работы)

Аннотация: Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения для решения повседневных задач. Формирование грамотного письма –одно из самых важных задач на уроках русского языка. Приемы: создание проблемной ситуации, словарная работа, проектная деятельность, «Нахождение орфограмм».

Ключевые слова: функциональная грамотность, работа с информацией, проблемная ситуация, словарная работа, проект, собственный опыт, орфограммы,

В 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО дала определение функциональной грамотности, действующее до сих пор:

«Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общества».

В обновлённых ФГОС наряду с традиционным понятием «грамотность» появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме умения читать, понимать, рассуждать, составлять простые тексты, необходимо сформировать «функциональную грамотность» обучающегося для успешной адаптации в обществе.

Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, и что очень важно- перекладывать на собственный опыт

Каковы же требования к функциональной грамотности младшего школьника, какими качествами должен обладать учащийся начальной школы?

1.Самостоятельность, ответственность, инициативность.

2.Способность принимать   нестандартные решения в различных жизненных ситуациях.

3.Готовность взаимодействовать с окружающим миром.

4.Готовность к получению новых знаний в течение всей жизни.

5.Умение легко адаптироваться в любом социуме.

6.Отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими. 

На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

Формирование грамотного письма –одно из самых сложных задач на уроках русского языка. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функциональной грамотности младшего школьника.

Какие же приемы я использую на уроках русского языка, которые позволяют повысить мотивацию обучающихся, создадут обстановку творческого поиска, активизируют мыслительную деятельность?

          Приемы для формирования функциональной грамотности:

1. «Нахождение орфограмм»

Начиная с 1 класса учим детей находить орфограммы, выделяя их зеленым цветом: это орфограммы буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА -ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, заглавная буква в словах. К 2 классу обучающиеся уже умеют не только находить и выделять изученные орфограммы, а так   же их классифицировать. Формой организации деятельности обучающихся могут быть «работа в парах», когда дети меняются тетрадями и проверяют наличие орфограмм друг у друга. А также могут быть такие формы, как игра «Кто найдет больше орфограмм в данном тексте» или «Выдели все орфограммы по заданной теме».

2.Прием «Исправь ошибки».

 В тексте допущены ошибки (можно назвать и количество ошибок). Обучающиеся, обнаружив их, исправляют. Форма работы групповая и работа в парах. Можно использовать и индивидуальную форму работы с отстающими или одаренными детьми. Текст «Спас птицу» 2 класс.

        Стоял тёплый ден. пушыстый кот васка грелся на крылце. варабей клевал крошки хлеба. чюет кот добычю. глазки у васки заблестели Кот бросился на птицу.
       это заметил алёша. малчик стал гнат васку. Кот злился  алёша спас птицу. варабей скрылся в кустах

 3.Прием «Проблемная ситуация»

Проблемная ситуация –это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса обучающихся к изучаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, самостоятельного принятия решений.

Например, на уроке в 4 классе   дети изучают тему «Неопределенная форма глагола».

На доске записаны глаголы: садились, читать, плакал, вставать, перелистывать, благодарил, идти, изучают, приходит.

Задание: определить у данных глаголов время и число.

Проблема: У каких глаголов ты не смог определить время и число?

Поиск решения: Чем похожи все эти глаголы? Как бы вы назвали такие глаголы?

Форма работы групповая: выписать из стихотворения «Не мешайте мне мечтать» все глаголы в неопределенной форме:

Не мешайте мне мечтать, мне б мешок конфет достать,

развернуть, жевать, сосать, чавкать, чмокать, уплетать,

долго-долго не глотать, наслаждаться, смаковать,

мне не надо в рот смотреть, совесть надобно иметь,

так могу я подавиться и на месте умереть.

4.Словарная работа.

Работа со словарными словами –одна из важнейших на уроках русского языка. Чтобы обучающиеся лучше запоминали эти слова, можно использовать разные задания:

1.Выписать словарные слова на темы «Школа», «Овощи», «Инструменты».

2.Слова на разные орфограммы.

3.Слова-существительные мужского, женского, среднего рода.

3.Слова –одушевленные и неодушевленные имена существительные

5.Проектная деятельность.

В конце изучения   большего раздела обучающиеся пишут небольшие проекты. В 1 классе проект «Мой Алфавит», во 2 классе проекты «Опасные гласные», В 3 классе «Рассказ о слове»», «Составляем орфографический словарь». в 4 классе «Говорите правильно», «Пословицы и поговорки»

 

 

Рассмотренные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяет повысить мотивацию к учению, создают обстановку творческого поиска.

 

Список литературы:

1.Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. Начальная школа плюс до и после-2009г

2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» учебник 1,2,3,4 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе"

Рассматриваются приёмы формирования функциональной грамотности...

Тема: «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка».

Мастер-класс был проведен на основании урока по русскому языку тема: "Использование толкового словаря для раскрытия значений слов".Цели:1) формирование умения владеть языковыми знаниями...

Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"

упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...

Исследовательская работа «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе...