Тема: «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка».
опыты и эксперименты по русскому языку

Локтионова Галина Павловна

Мастер-класс был проведен на основании урока по русскому языку тема: "Использование толкового словаря для раскрытия значений слов".

Цели:

1) формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности;

2) ознакомление алгоритмом работы с толковым словарем.

Ссылка на видео мастер-класса: https://cloud.mail.ru/public/Rtqb/TQTky12VS

Скачать:


Предварительный просмотр:

nebo-les-park-derevya-trava-listya-osen.jpg

Д. Мамин-Сибиряк «Осенние листья»

(отрывок)

Осенью лиственный лес быстро редел и казался прозрачным, как транспарант. Чистый горный воздух делал чудеса перспективы. Отдельные части горной панорамы точно сближались между собой. Общий зелёный тон сменялся осенними блёклыми красками, точно гобелены. Это была последняя красота короткого северного лета.


Задание.

Найдите выделенные слова  в толковом словаре. Следуя инструкции, объясните их значение.

1 группа: транспарант, перспектива.

Задание.

Найдите выделенные слова  в толковом словаре. Следуя инструкции, объясните их значение.

2 группа: панорама, гобелены.


Инструкция.

1. Определите, с какой буквы начинается слово.

2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обратите внимание на следующие две буквы.

4. Найдите нужное слово.

5. Прочитай его значение.

Инструкция.

1. Определите, с какой буквы начинается слово.

2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обратите внимание на следующие две буквы.

4. Найдите нужное слово.

5. Прочитай его значение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка » Мастер - класс учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Локтионовой Г.П.

Слайд 2

Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно. А безымянных нету… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно!

Слайд 3

Тема урока: и спользование толкового словаря для раскрытия значений слов .

Слайд 4

Д. Мамин-Сибиряк «Осенние листья» (отрывок) Осенью лиственный лес быстро редел и казался прозрачным, как транспарант. Чистый горный воздух делал чудеса перспективы. Отдельные части горной панорамы точно сближались между собой. Общий зелёный тон сменялся осенними блёклыми красками, точно гобелены . Это была последняя красота короткого северного лета.

Слайд 5

ЗАДАНИЕ. Найдите выделенные слова в толковом словаре. Следуя инструкции, объясните их значение. 1 группа: транспарант, перспектива. 2 группа: панорама, гобелены.

Слайд 6

ИНСТРУКЦИЯ. 1. Определите, с какой буквы начинается слово. 2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре. 3. Обратите внимание на следующие две буквы. 4. Найдите нужное слово. 5. Прочитай его значение.

Слайд 7

ТРАНСПАРАНТ . 1 . Лист с черными линиями, подкладываемый под нелинованную бумагу так, чтобы линии, просвечивая давали возможность ровно писать.

Слайд 8

ТРАНСПАРАНТ . 2. Натянутая на раму ткань с изображениями, надписями.

Слайд 9

ТРАНСПАРАНТ . 3. Прозрачная картина, освещаемая сзади; просветная картина, просвет.

Слайд 10

ТРАНСПАРАНТ . 1. Лист с черными линиями подкладываемый под нелинованную бумагу так, чтобы линии, просвечивая давали возможность ровно писать . 2 . Натянутая на раму ткань с изображениями, надписями. 3.Прозрачная картина, освещаемая сзади; просветная картина, просвет.

Слайд 11

ПАНОРАМА . 1. Вид , открывающийся с высоты, с открытого места.

Слайд 12

ПАНОРАМА . 2. Больших размеров картина с объёмными предметами (макетами) на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания.

Слайд 13

ПАНОРАМА . 3. В артиллерийских орудиях и реактивных установках: визирный и угломерный оптический прибор.

Слайд 14

ПАНОРАМА . 1. Вид, открывающийся с высоты, с открытого места. 2 . Больших размеров картина с объёмными предметами ( макетами ) на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания. 3 . В артиллерийских орудиях и реактивных установках: визирный и угломерный оптический прибор.

Слайд 15

ПЕРСПЕКТИВА . 1 . Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения.

Слайд 16

ПЕРСПЕКТИВА . 2. Вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. 3. Будущее, ожидаемое, виды на будущее.

Слайд 17

ПЕРСПЕКТИВА . 1. Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. 2.Вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. 3. Будущее, ожидаемое, виды на будущее.

Слайд 18

ГОБЕЛЕН. 1. Стенной ковер с вытканными вручную изображениями . 2. Плотная декоративная ткань, с вытканными узорами.

Слайд 19

РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд 20

Благодарю за внимание! Желаю прекрасной осени !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» города Курчатова Курской области

Тема: «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка»

Мастер-класс для учителей начальной школы

Подготовил: учитель начальных классов Локтионова Галина Павловна

г. Курчатов, 2021г


Тема урока: «Использование толкового словаря для раскрытия значений слов». (Слайд № 1).

Цели:

1) формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности;

2) ознакомление алгоритмом работы с толковым словарем.

Ход урока.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка». Я покажу фрагмент урока, на котором использую компетентностно-ориентированные задания. Урок русского языка  3 класс.

Введение в тему занятия.

(Слайд № 2).

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

- О чем говорится в стихотворении? (О словах)

-Ученые предполагают, что в русском языке более пятисот тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все.

-Но существует справедливо изречение:

«Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

-Где мы можем узнать значение слова? ( В толковом словаре)

- Сформулируйте тему урока.

 (Слайд № 3)

Тема урока: «Использование толкового словаря для раскрытия значений слов».

2. Работа над темой урока.

Задание.

-Поработаем в группах.

- Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Осенние листья».

-Устно объясните значение выделенных слов.

(Слайд № 4)

Д. Мамин-Сибиряк «Осенние листья» (отрывок):

«Осенью лиственный лес быстро редел и казался прозрачным, как транспарант. Чистый горный воздух делал чудеса перспективы. Отдельные части горной панорамы точно сближались между собой. Общий зелёный тон сменялся осенними блёклыми красками, точно гобелены. Это была последняя красота короткого северного лета».

Стимул.

-Предлагаю подойти научно к   выполнению  задания и обратиться к словарю.

(Слайд № 5)

Формулировка задания.

- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова найдите выделенные  в тексте слова.

1 группа: транспарант, перспектива.                                        

2 группа: панорама, гобелены.

(Слайд № 6)

- Следуя инструкции, объясните их значение.

Инструкция.

1. Определите, с какой буквы начинается слово.

2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обратите внимание на следующие две буквы.

4. Найдите нужное слово.

5. Прочитай его значение.

- Проверим вашу работу.

- Обратите внимание на модельный ответ. Здесь несколько определений выделенных слов.

(Слайд № 7).

Модельный ответ.

ТРАНСПАРАНТ.

1. Лист с черными линиями, подкладываемый под нелинованную бумагу так, чтобы линии, просвечивая давали возможность ровно писать.

(Слайд № 8).

2. Натянутая на раму ткань с изображениями, надписями.

(Слайд № 9).

3. Прозрачная картина, освещаемая сзади; просветная картина, просвет.

(Слайд № 10).

(Слайд № 11).

Модельный ответ.

ПАНОРАМА.

1. Вид, открывающийся с высоты, с открытого места.

(Слайд № 12).

2. Больших размеров картина с объёмными предметами(макетами)на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания.

(Слайд № 13).

3. В артиллерийских орудиях и реактивных установках: визирный и угломерный оптический прибор. (Часть оптического прибора, которая увеличивает изображение).

(Слайд № 14).

(Слайд № 15).

Модельный ответ.

ПЕРСПЕКТИВА.

1. Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено  степенью отдаленности их от точки наблюдения.

(Слайд № 16).

2. Вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль.

3. Будущее, ожидаемое, виды на будущее.

(Слайд № 17).

(Слайд № 18).

Модельный ответ.

ГОБЕЛЕН.

1. Стенной ковер с вытканными вручную изображениями.

2. Плотная декоративная ткань, с вытканными узорами.

- Какое определение слова, по вашему мнению, соответствует содержанию текста?

ТРАНСПАРАНТ-3. (Обратиться к слайду № 10).

ПАНОРАМА-1. (Обратиться к слайду № 14).

ПЕРСПЕКТИВА-2. (Обратиться к слайду № 17).

ГОБЕЛЕН-1. (Обратиться к слайду № 18).

- Подберите синонимы к выделенным словам.

ТРАНСПАРАНТ-лед, стекло.

ПАНОРАМА-картина.

ПЕРСПЕКТИВА-пространство, даль.

ГОБЕЛЕН-ковер.

-Прочитайте  отрывок, используя синонимы.

-Что изменилось? (Текст стал понятнее и проще)

-Какой текст понравился больше? Почему? (Текст Д. Мамина-Сибиряка торжественный, необычный, яркий. Новый текст более понятный, но не такой красивый)

(Слайд № 19).

РЕФЛЕКСИЯ.

-Уважаемые коллеги, я надеюсь, что сегодня на   мастер-классе вы узнали что-то новое и полезное для себя.

-Предлагаю  Вам выбрать  на слайде ту картинку, которая соответствует вашему настроению сегодня.

(Слайд № 20).

- Поздравляю Вас с наступлением осени. Желаю

прекрасной осени и чудесного бабьего лета!!!

Ссылка на видео мастер-класса: https://cloud.mail.ru/public/Rtqb/TQTky12VS


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе"

Рассматриваются приёмы формирования функциональной грамотности...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографическо...

Мнемотехника как средство формирования функциональной грамотности на уроках русского языка «Развитие креативного мышления»

Описан приём развития креативного мышления на уроках русского языка, метод графического изображения текста. Воспроизведение текста учащимися по созданным ими мнемотаблицам....

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...

«Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка»

Аннотация: Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения для решения повседневных задач. Формирование грамотного письма –одно из самых важных задач на уроках русског...