Урок русского языка в системно-деятельностном подходе
план-конспект урока (2 класс)
Урок русского языка в системно-деятельностном подходе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bulay_ig.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
(системно-деятельностный подход)
Предмет русский язык класс 2
Учитель Булай Ирина Георгиевна
Тема урока | Сложные слова. | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | |
Формы, приемы, методы: | Форма урока: урок-исследование. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группе. Методы обучения: работа с учебником, работа с дополнительным источником, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательские методы в обучении | |
Педагогические технологии | технология поддерживающего обучения (объяснительно- иллюстративная), здоровьесберегающая | |
Цель урока | 1) Формирование представления о сложных словах. 2) Создание условий для самостоятельного образования сложных слов. 3) Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать вывод. 4) Воспитание интереса к русскому языку. | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | ||
Предметный | Метапредметный | Личностный |
Учащиеся в конце урока могут: -дать определение понятию «сложные слова»; -назвать части сложных слов; -писать сложные слова, выбирая соединительную гласную; - оценить работу в группе. | Познавательные УУД: извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения; формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию; устанавливать причинно-следственные связи в дополнительных материалах к уроку. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока самостоятельно (или частично с помощью учителя); планировать и согласовывать свои действия в паре в соответствии с общей задачей. Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, умение представлять результат своей деятельности и результат сотрудничества. | Личностные УУД: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; -оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
ХОД УРОКА
Прием | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
| ||||
Визуальный контроль | Организует ситуацию самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности на уроке. Управляет оценочными действиями обучающихся. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, эмоционально волевой настрой на урок. | Личностные УУД: включаться в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.Познавательные УУД: осуществлять самопроверку готовности к уроку. Коммуникативные УУД: давать самооценку своему эмоциональному настрою. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место к предстоящей учебной деятельности. | -Самоопределение к учебной деятельности («Я готов к уроку»); -оценочное суждение; -оценка эмоционального состояния |
| ||||
Побуждающий, подводящий диалог Работа со словарём Работа со схемой Осмысление информации | - Что такое суффикс? - Как образуются новые слова с помощью суффикса? Задание 1. - Откройте обратный словарь на букву Й (упражнение 33). Найдите слова на –НЫЙ. Запишите столбиком пять последних слов. Покажите письменно, как они образовались. - Выделите корни. Подчеркните в корнях буквы чередующихся согласных. Выделите окончания. Отметьте суффикс в словах, называющих признаки предметов. - В корнях каких слов есть чередование звуков ([ч]/[к])? - А чередование звуков ([ш]/[х])? - Как пишутся буквосочетания ЧК, ЧН? - Вернитесь к последним четырём парам слов на –НЫЙ. Покажите письменно, как образовались слова – названия признаков. - Что помогло вам успешно справиться с заданием? | - Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов - К основе слова прикрепляем подходящий суффикс и добавляем окончание пустячный пустяк ([ч]/[к]) успешный успех ([ш]/[х]) грешный грех ([ш]/[х]) потешный потеха ([ш]/[х]) воздушный воздух ([ш]/[х]) Выполняют задание Пустячный-пустяк Успешный–успех, грешный - грех, потешный – потеха, воздушный- воздух - Без мягкого знака 1 вариант – УСПЕШНЫЙ 2 вариант – ВОЗДУШНЫЙ - Умение выделять части слова, умение пользоваться алгоритмом образования новых слов с помощью суффиксов | Познавательные УУД: -выдвигать предположения; -определять и формулировать проблему; -ориентироваться в своей системе знаний -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные УУД: -слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного материала; -строить рассуждения, делать выводы; -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель урока; -выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - определяют границы знания и незнания; Личностные УУД: определять собственную позицию и понимать позицию другого человека | -оценочное суждение индивидуального затруднения Взаимопроверка задания. Оценка работы класса. |
| ||||
Осмысление информации Побуждающий, подводящий диалог | Задание 2. Работа в группах Перед вами карточки. Внимательно прочитайте и выполните задание. Задание. Разделите перечисленные слова на группы. Синичка, телёнок, рукомойник, собачка, мышеловка, котёнок. Ответственный в каждой группе делится результатом работы группы. - Какие слова вас удивили? Почему? - Чем они отличаются от остальных? - Как вы думаете, какое открытие будем совершать на уроке? Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи - Перед вами слова: лес, тундра, корень, плод (основы подчёркнуты). Используя основы, составьте из четырёх слов – два. - Какой же секрет мы попытаемся открыть? | - рукомойник, мышеловка - Два корня, образованы от двух слов - Составлять из двух слов одно - Это «ловушка». Основы слов сложить нельзя, так как не бывает слов: тундрлес, кореньплод - Как можно сложить две основы и получить красивое слово | Познавательные УУД: активизировать мыслительную деятельность, направлять ее на поиск новых знаний и способов действий. Коммуникативные УУД: участвовать в совместных действиях по решению учебной задачи. Личностные УУД: определять собственную позицию и понимать позицию другого человека. | - оценочное суждение на умение воспринимать задание -оценка/самооценка умения формулировать тему урока -оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока |
Физминутка (подвижная музыкальная) 2-3 мин | ||||
| ||||
Побуждающий, подводящий диалог Подведение под понятие Работа с учебником | Поиск решения учебной задачи Групповая работа. Задание. Хотите сами открыть тайну, как из двух основ составить одно слово? Проведите наблюдение за группой слов: водопад, звездолёт, самовар, утконос, мореход. Сделайте вывод, с помощью чего можно соединить две основы. Подготовьте защиту своего открытия. Вывод. Какое открытие об образовании таких слов вы сделали? - Какую роль играют эти гласные? - Дайте им название. Запишите слова в тетрадь. Разберите их по составу. - Сколько основ мы будем выделять в этих словах? Вывод. Сложили два слова, но получили одно новое, значит и одна основа. - Как можно назвать такие слова? - Проверим себя по учебнику. Правило на стр.37. - Прочитай правило с удивлением - Прочитай правило с уверенностью в том, что ты знаешь что такое «сложные слова». | - Соединяют две основы - Соединительные Работа у доски. - Предположения детей - Двузначные, составные, двусоставные Выполняют задание | Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; - формировать умение работать с дополнительной информацией (познавательным текстом) Коммуникативные УУД: - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. - осуществлять взаимопроверку выполненной работы. Регулятивные УУД: - формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя. | Проверка и оценка групповой работы. - оценочное суждение на умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели -участие в дискуссии, ответы на вопросы -исследовательская деятельность -работа в группе, самоконтроль, самооценка |
Физминутка для глаз (проецируется с экрана упражнение «Восьмерка») 1-2 мин | ||||
| ||||
Работа с учебником | Работа с учебником.
| - Белоручка - бездельник, который не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми», то есть чистыми. - Мясорубка - машинка, с помощью которой рубят мясо на фарш. - Белый и ручка; мясо и рубит. - Со стола - стол; гу[п]ка - губа; мясору[п]ка - рубит; подметать - подмел. - белоручка, мясорубка - Части сложного слова могут соединяться между собой с помощью буквы «е». - Кофеварка - машинка, которая варит кофе. Птицелов - человек который ловит птиц. Овцевод - человек, который разводит овец. Знаменосец - человек, который несет знамя. - Буквой «е». | Познавательные УУД: - определять границу «знания-незнания»; - работать с разными по уровню заданиями. Регулятивные УУД: - оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу; - осуществляют самоконтроль. Коммуникативные УУД: - формировать умение работать индивидуально; - представлять результат своей деятельности. | - самоконтроль - индивидуальная работа с иллюстрацией -оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений -взаимоконтроль взаимопроверка -результаты выполнения заданий сопоставляются с предложенным ими ранее образцом |
| ||||
Изречение «Комплимент» | - А сейчас дайте оценку своей работе на уроке. Проанализируйте всё, что вы сегодня услышали на уроке. Покажите знаком, какое бы вы использовали предложение, отвечая на вопрос – « Как вы сегодня усвоили учебный материал?» (Учитель организует дискуссию, диалог позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу; организует возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения.) | Я узнал(а) и могу бы поделиться! Я сомневаюсь? Я хотел(а) бы повторить… (Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают свои достижения, называют цель урока, оформляют устные высказывания согласно заданию.) | Познавательные УУД: -систематизировать полученные знания; - осуществлять контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: -соотносить цель и результаты учебной деятельности; -определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли в оценочном суждении. | в ходе этого поставить детям отметки за урок Поднятые карточки со значками помогают учителю проследить, с кем следует ещё поработать по данной теме - оценка и самооценка работы учащихся на уроке: уровень достижения цели -рефлексия деятельности (оценка успешности) -самоконтроль, самооценка; -оценка эмоционального состояния: «Комплимент»- учащиеся оценивают вклад в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок -оценка учителя, с комментированием выставленных отметок |
| ||||
| -Подберите и запишите 10 сложных слов. Разберите их по составу. -Выполнить задание из учебника (списать сложные слова, выбрав нужную соединительную гласную) (Предлагает учащимся задания на выбор, в том числе творческое.) | Слушают, вступают в диалог при совместном формулировании домашнего задания. Осознанно воспринимают задание, осмысливают, запоминают. Определяют задание для самоподготовки. Записывают задание. | Познавательные УУД: - осознанно фиксировать информацию; -воспринимать, осмысливать, запоминать. Регулятивные УУД: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения - определять задания для самоподготовки. Коммуникативные УУД: -уметь слушать и вступать в диалог | -оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения
В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.
Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".
Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся. ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.
Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографическо...