Разработка курса внеурочной деятельности "Хочу писать красиво"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Хороший почерк - это одна из самых распространённых проблем в современной школе. Главная задача - каждодневная работа по формированию правильного письма. Этот процесс формирует грамотность, развития эстетических вкусов, речи, волевых интеллектуальных качеств младших школьников.
Каллиграфия- вид искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л.Я. Желтовская слово «каллиграфия» пришло к нам из древне-греческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота», «писать». Обучение каллиграфии положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося.
Изучив стандартные образовательные программы, выявилось, что на изучение правильности написания 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные) начальной школе отводится от 102 до 110 часов. То есть, ученику необходимо запомнить и научиться писать и читать сразу 4 буквы- две строчные, две заглавные за один урок. За такой короткий период времени тяжело развить аккуратный почерк. Надо отметить, что в среднем и старшем звене отработка каллиграфических навыков у школьников практически отсутствует. Мы считаем актуальной и целесообразной программу дополнительного кружка в школе по каллиграфии «Хочу писать красиво».
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kalligrafii_hochu_pisat_krasivo.docx | 71.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Программа кружка для 1- 4 классов
по формированию каллиграфического почерка
«Хочу писать красиво»
Авторы: Федорова Е.Ю.
Нестерова Г.А.
2021 год.
Программа кружка
Пояснительная записка
Актуальность программы
Хороший почерк - это одна из самых распространённых проблем в современной школе. Главная задача - каждодневная работа по формированию правильного письма. Этот процесс формирует грамотность, развития эстетических вкусов, речи, волевых интеллектуальных качеств младших школьников.
Каллиграфия- вид искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л.Я. Желтовская слово «каллиграфия» пришло к нам из древне-греческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота», «писать». Обучение каллиграфии положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося.
Изучив стандартные образовательные программы, выявилось, что на изучение правильности написания 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные) начальной школе отводится от 102 до 110 часов. То есть, ученику необходимо запомнить и научиться писать и читать сразу 4 буквы- две строчные, две заглавные за один урок. За такой короткий период времени тяжело развить аккуратный почерк. Надо отметить, что в среднем и старшем звене отработка каллиграфических навыков у школьников практически отсутствует. Мы считаем актуальной и целесообразной программу дополнительного кружка в школе по каллиграфии «Хочу писать красиво».
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов
Цель программы:
Фoрмирoвание основ оcознанного правильного каллиграфического пиcьма.
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить соблюдать правильность, темп письма.
- Формировать точного письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма.
- Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.
Программа «Хочу писать красиво» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности по 1 часу в неделю всего 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 – 4 классах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Реaлизация прoграммы кружкa oбеспечивает дoстижение учащимися начальной шкoлы следующих личнoстных, метапредметных и предметных результaтов.
Личностные:
- рaзвитие навыков сoтрудничества со взрослыми и сверстниками;
- принятие и освоение сoциальной рoли обучающего, развитие мoтивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- формирование уважительного oтношения к иному мнению;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
- oвладение спосoбностью принимать и сoхранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и спосoбности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаковo – символических средств представления информации для создания мoделей изучаемых объектов и процессов;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, пострoения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
- анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным oриентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Jбъяснять последовательность своих действий;
- моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
- группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков;
- осознавать смысл написанного;
- контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв).
Контроль и оценка планируемых результатов.
Текущий:
- прогностический, тo есть проигрывание всех oпераций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, тo есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в сoстав действия;
- рефлексивный, кoнтрoль, обращённый на ориентировочную oснову, «план» действия и опирающийся на понимание принципов егo построения;
- контроль по результату, кoтoрый проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый кoнтроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- конкурсы;
- выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Календарное планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | Выявление уровня развития каллиграфическихнавыков (мелкой моторики) | 1 | Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе. | |
2 | «Правильно сижу, красиво пишу!» | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. | |
3 | Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания | 1 | Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. | |
4 | «Путешествие в лес» (обведение рисунков по контуру) | 1 | Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу. | |
5 | «Я строитель !» (вертикальная штриховка) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. | |
6 | «Живая линия!» (рисование с использованием элементов букв) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе. | |
7 | «Путешествие с колобком» (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) | 1 | Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу. | |
8 | «Волшебный городок» (все виды штриховок и обводок) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. | |
9 | «Повтори за мной» (повторение заданных фигур, узора) | 1 | Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе. | |
10 | Элементы хохломской росписи (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху) | 1 | Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы | |
11 | «Весёлые горки» (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой) | 1 | Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы | |
12 | «Путешествие в зимнюю сказку» (знакомство с элементами: овал и полуовал) | 1 | Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы | |
13 | «Очумелые ручки» (лепка элементов букв, складывание букв) | 1 | Анализировать элементы. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Выражать своё отношение к выполненной работе. | |
14 | «В гостях у Айболита» (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. | |
15 | «В гостях у Царицы букв» (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
16 | «Кот Леопольд и его друзья» (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
17 | «Весёлая карусель?» (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
18 | Храбрый ёжик (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
19 | Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
20 | «Дюёмовочки и её дружок-жучок» (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
21 | «В гости к Чунге и Чанге» (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
22 | «Змейка» (работа по клеточкам) | 1 | Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. | |
23 | Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы | |
24 | «Эти важные буквы» (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ) | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. | |
25 | «Забавные смайлики»(рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв. | 1 | Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма. | |
26 | Познавательная алфавит | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. | |
27 | Познавательный алфавит | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. | |
28 | Азбука, алфавит. | 1 | Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку слов, определять их алфавитный порядок. | |
29 | «Слушай и пиши!» Упражнение в письме под диктовку. | 1 | Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. | |
30 | «Пиши правильно!» .Списывание с печатного текста. | 1 | Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. | |
31 | «Слушай и пиши!» Упражнение в письме под диктовку. | 1 | Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. | |
32 | «Пиши правильно!» Списывание с печатного текста.. | 1 | Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. | |
33 | Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие) | 1 | Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма. |
Календарное планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | «Здравствуй осенний листочек». | 1 | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. | |
2 | «Линии в природе» | 1 | Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность. | |
3 | «Разноцветный зонтик» | 1 | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка | |
4 | «По грибы, по ягоды» | 1 | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков. | |
5 | «Осенняя картина» | 1 | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. | |
6 | «Ожерелье мы составим» | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. | |
7 | «Плавные линии» | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. | |
8 | «В гостях у Петельки» | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». | |
9 | «Петелька и её друзья» | 1 | Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. | |
10 | Графический диктант «Змейка» | 1 | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Графический диктант. | |
11 | В гостях у букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. | 1 | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. | |
12 | В гостях у букв: л, м, Л, М, я, Я. | 1 | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность. | |
13 | В гостях у букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. | 1 | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка. | |
14 | В гостях у букв: с, С, е, о, О, а, б,д. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка. | |
15 | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. | 1 | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность. | |
16 | Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | |
17 | Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | |
18 | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | |
19 | «В гости к Оле и Роме» (соединения ол, ом, оя, об, од, оф). | 1 | Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | |
20 | «В гостях у тётушки Совы». Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. | 1 | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | |
21 | «Ай и Ой поссорились между собой». Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. | 1 | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность. | |
22 | «Путешествие в страну буквы А». Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. | |
23 | «Синица в гости к нам прилетела». Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». | |
24 | «Волшебство буквы Е». Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | |
25 | «Правильные линии». | 1 | Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания. | |
26 | «Волшебство буквы Я». Написание соединений яб, яр, яв, ят. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка. | |
27 | «Волшебство буквы Ю». Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | |
28 | «Господин Мягкий знак»Написание соединений ль, мь, ья,ье. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | |
29 | «В стране больших и малых букв». | 1 | Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы. | |
30 | «Прилетела к нам оса». Написание соединений Оо, Сс, Ээ. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны». | |
31 | «Пиши и радуйся». Работа по устранению графических недочётов. | 1 | Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. | |
32 | Творческая мастерская «Волшебная ручка». | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | |
33 | Конкурс по каллиграфии. | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | |
34 | Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие). | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | ||
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | «Здравствуй осенний листочек». | 1 | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. | |
2 | «Линии в природе» | 1 | Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность. | |
3 | «Разноцветный зонтик» | 1 | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка | |
4 | «По грибы, по ягоды» | 1 | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков. | |
5 | «Осенняя картина» | 1 | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. | |
6 | «Ожерелье мы составим» | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. | |
7 | «Плавные линии» | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. | |
8 | «В гостях у Петельки» | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». | |
9 | «Петелька и её друзья» | 1 | Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. | |
10 | Графический диктант «Змейка» | 1 | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Графический диктант. | |
11 | В гостях у букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. | 1 | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. | |
12 | В гостях у букв: л, м, Л, М, я, Я. | 1 | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность. | |
13 | В гостях у букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. | 1 | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка. | |
14 | В гостях у букв: с, С, е, о, О, а, б,д. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка. | |
15 | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. | 1 | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность. | |
16 | Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | |
17 | Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | |
18 | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | |
19 | «В гости к Оле и Роме» (соединения ол, ом, оя, об, од, оф). | 1 | Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | |
20 | «В гостях у тётушки Совы». Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. | 1 | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | |
21 | «Ай и Ой поссорились между собой». Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. | 1 | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность. | |
22 | «Путешествие в страну буквы А». Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. | |
23 | «Синица в гости к нам прилетела». Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». | |
24 | «Волшебство буквы Е». Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | |
25 | «Правильные линии». | 1 | Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания. | |
26 | «Волшебство буквы Я». Написание соединений яб, яр, яв, ят. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка. | |
27 | «Волшебство буквы Ю». Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | |
28 | «Господин Мягкий знак»Написание соединений ль, мь, ья,ье. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | |
29 | «В стране больших и малых букв». | 1 | Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы. | |
30 | «Прилетела к нам оса». Написание соединений Оо, Сс, Ээ. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны». | |
31 | «Пиши и радуйся». Работа по устранению графических недочётов. | 1 | Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. | |
32 | Творческая мастерская «Волшебная ручка». | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | |
33 | Конкурс по каллиграфии. | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | |
34 | Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие). | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. |
Календарное планирование 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | «В гостях у буквы Нн, Кк» Гигиенические правила письма. Алфавит. | 1 | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения разминки: соединение движения с дыханием. "Катаем шарик".Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположение тетради и письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки | |
2 | «Необычный паровоз». Письмо букв Бб, Вв, Юю, Дд | 1 | Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз). Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма | |
3 | «Что такое эхо?». Письмо букв Сс, Ээ, Оо, Хх | 1 | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Графические упражнения. Штриховка. Основе"Катаем шарик".Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, Знать различные способы штриховки | |
4 | «Занимательные стихи». Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё | 1 | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития графомоторных навыков. Пальчиковые игры без предметов. Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила | |
5 | «Цепочка слов». Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт | 1 | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | |
6 | «Шифровальщики». Письмо букв Чч, Уу | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
7 | «Необычные буквы». Письмо букв ъ, ь, ы | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | |
8 | «Буквы озорницы». Письмо букв Лл, Мм, Аа | 1 | Упражнения выполняемые движением по , в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. «Чудесный мешочек» | |
9 | «Морское путешествие». Письмо букв Яя, Фф | 1 | Упражнения в виде росчерков, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
10 | «В гости к ослику Иа»Письмо букв Йй, Ии, Шш | 1 | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | |
11 | «По щучьему велению». Письмо букв Цц, Щщ | 1 | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
12 | «Буквы в огороде». Группа букв: л, м, Л, М, я, Я | 1 | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. | |
13 | «Слова-невидимки». Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч | 1 | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.. | |
14 | «Необычный рассказ». Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
15 | «Эти странные буквы». Группа букв: ь, ъ, ы, в | 1 | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма. Уметь составлять сочинение. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
16 | «Загадки». Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
17 | «Узор на окне». Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
18 | «День рождение крокодила Гены».Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
19 | «Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ол, ом, оя, об, од, оф | 1 | Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». Соревнование. Знать о правилах соединений букв. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
20 | «Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос | 1 | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Уметь писать графически правильно и четко | |
21 | «Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ое, ой, оц,ош, ощ | 1 | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь писать соединения графически правильно | |
22 | «Буква А и её друзья». Отработка написания соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае | 1 | Работа над формой букв. Работа над соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно | |
23 | «Буква И и её друзья». Отработка написания соединений: ие, ий, иц, ищ | 1 | Работа над формой букв. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковойгимнастики. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Уметь писать соединения графически правильно | |
24 | «Буква Е и её друзья». Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
25 | Рациональные способы соединений в словах | 1 | Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проблемные задания. Знать рациональные способы соединения в словах. Уметь писать соединения | |
26 | «Буква Я и её друзья». Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
27 | «Буква Ю и её друзья». Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. Практическая работа | |
28 | «Господин Ь знак»Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
29 | Отработка написания заглавных букв русского алфавита | 1 | Практикум. Работа по образцам в тетради. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
30 | «Во саду ли в огороде». Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
31 | Работа по устранению графических недочетов | 1 | Диктовка элементов букв и их соединений. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Уметь замечать и устранять свои и чужие недочеты. Иметь навыки правильного написания соединений | |
32 | Творческая мастерская «Волшебная ручка» | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки без отрывного и правильного написания соединений | |
33 | Итоговая работа по каллиграфии | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания соединений | |
34 | Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие). | 1 | Творческая работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания букв и соединений |
Календарное планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | Алфавит. | 1 | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения разминки: соединение движения с дыханием. "Катаем шарик".Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположение тетради и письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки | |
2 | «Необычный паровоз». Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. | 1 | Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз). Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма | |
3 | «Какая красота!». Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. | 1 | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Графические упражнения. Штриховка. Основе"Катаем шарик".Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, Знать различные способы штриховки | |
4 | «Занимательные стихи». Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё | 1 | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития графомоторных навыков. Пальчиковые игры без предметов. Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила | |
5 | «Цепочка слов». Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт | 1 | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | |
6 | «Шифровальщики». Письмо букв Чч, Уу | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
7 | Словарь старинных русских слов. | 1 | знакомство с правилами пользования словарем. | |
8 | «Буквы озорницы». Письмо букв Лл, Мм, Аа | 1 | Упражнения выполняемые движением по , в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. «Чудесный мешочек» | |
9 | «Морское путешествие». Письмо букв Яя, Фф | 1 | Упражнения в виде росчерков, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
10 | «В гости к ослику Иа»Письмо букв Йй, Ии, Шш | 1 | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | |
11 | «По щучьему велению». Письмо букв Цц, Щщ | 1 | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
12 | «Буквы в огороде». Группа букв: л, м, Л, М, я, Я | 1 | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. | |
13 | «Слова-невидимки». Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч | 1 | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.. | |
14 | Написание графических орнаментов. | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
15 | «Эти странные буквы». Группа букв: ь, ъ, ы, в | 1 | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма. Уметь составлять сочинение. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
16 | «Загадки». Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
17 | «Узор на окне». Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
18 | «День рождение крокодила Гены».Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д | 1 | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
19 | Словарь синонимов. | 1 | знакомство со словарем синонимов. Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». Соревнование. Знать о правилах соединений букв. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | |
20 | «Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос | 1 | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Уметь писать графически правильно и четко | |
21 | «Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ое, ой, оц,ош, ощ | 1 | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь писать соединения графически правильно | |
22 | «Буква А и её друзья». Отработка написания соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае | 1 | Работа над формой букв. Работа над соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно | |
23 | «Написание графических орнаментов | 1 | Работа по письму графических орнаментов. Работа над формой букв. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковойгимнастики. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Уметь писать соединения графически правильно | |
24 | «Буква Е и её друзья». Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
25 | Рациональные способы соединений в словах | 1 | Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проблемные задания. Знать рациональные способы соединения в словах. Уметь писать соединения | |
26 | «Буква Я и её друзья». Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
27 | «Буква Ю и её друзья». Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. Практическая работа | |
28 | «Господин Ь знак»Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
29 | Упражнение в развитии ритмичности. | 1 | Развитие навыков правильного и четкого написания соединений. Практикум. Работа по образцам в тетради. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
30 | «Во саду ли в огороде». Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | |
31 | Написание соединений в стихотворении | 1 | Безотрывное и правильное написание соединений в стихотворении. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Уметь замечать и устранять свои и чужие недочеты. Иметь навыки правильного написания соединений | |
32 | Творческая мастерская «Волшебная ручка» | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки без отрывного и правильного написания соединений | |
33 | Итоговая работа по каллиграфии | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания соединений | |
34 | Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие). | 1 | Творческая работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания букв и соединений |
Контроль и оценка планируемых результатов.
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- конкурсы;
- выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.
2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.
3. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).
4. Карнаухова Г. И. Красиво писать — красоту творить //Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39
5. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.
6. Альбомы для штриховки.
7. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами, шаблоны фигурок.
8. Карточки с алгоритмом букв, буквами и элементами букв для дидактических игр.
9. Доска.
10. Цветные мелки для учителя.
11. Цветные карандаши для учащихся.
12. Вьюнки для развития мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Писать красиво нелегко!"
Как помочь ребёнку в формировании навыков письма? Советы для родителей....
Что делать, чтобы научить ребёнка писать красиво?
Ни для кого не секрет, что почерк может многое рассказать о человеке. Характер, жизненная позиция, текущее настроение – все это прочитают графологи в палочках, кружочках и крючочках, оставленных нашей...
Как научить детей писать красиво
Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это зад...
Учимся писать красиво и правильно
Красивый почерк - это визитная карточка любого современного человека. Школьник, студент, чиновник, служащий и даже доктор должны не только грамотно выражать свои мысли, но и уметь красиво их оформлять...
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»
Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.Яз...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...
Конспект занятия по внеурочной деятельности («Учусь писать красиво») для 2 класса на тему:
Цель: формирование умения проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.Задачи:1. Образовательная:упражнение в написании слов с глухими и звонк...