Конспект урока по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лариса Юрьевна Пищикова

Тема урока: «Общее представление о частях речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4                                                                                     имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

                     

                        УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ во 2 классе

                  Учитель начальных классов: Л.Ю.Пищикова

                                   2020 - 2021

УМК «Школа России»

Учебник: Русский язык. 2 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Часть 2. М.: «Просвещение» 2020 год. 

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация по теме урока; раздаточный материал.

Тема урока: «Общее представление о частях речи»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

 - дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;

 - развивать умение находить слова данных частей речи в тексте;

 - воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Задачи урока:

 - формировать умение распознавать части речи, правильно задавать вопросы к словам для определения части речи, подбирать к именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы;

 - формировать  умение слушать, слышать, чётко отвечать, анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

иметь общие представления  о частях речи;

уметь распознавать части речи по вопросам и общему значению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

 оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;                     

 - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

взаимодействовать в паре, в группе при выполнении учебных задач, осуществлять взаимопроверку;

Познавательные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

развивать умение извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы, используя учебник;

развивать операции мышления: анализировать схемы с целью выявления существенных признаков объектов (слов), классифицировать объекты (слова) на основе анализа и сравнения.

Коммуникативные:

доносить свою позицию, слушать и слышать партнера;

излагать свою точку зрения и анализировать её;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;

 грамотно строить речевые высказывания.

Личностные результаты:

понимать необходимости приобретения новых знаний;

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  формировать начальные формы рефлексии;

выполнять правила этикета.

                       

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап.

«Лучик  солнца я возьму.
И к сердечку положу.
И станет всё вокруг
Добрее и светлее»

- А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Приветствуют друг друга (улыбкой);

осуществляют самоконтроль готовности к уроку.

Словарная работа (работа в группах)

 

Найти в словарике учебника слова названия животных и простым карандашом отметить их.

Проверяем, все ли слова нашли. (Повторяем, что термином Животное означают представителей одной из двух больших групп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ)

Спишите без ошибок эти слова в тетрадь, не забудьте поставить знак ударения и гласную в слабой позиции подчеркнуть.

По какому критерию будем оценивать работу?

Какая орфограмма в словарных словах?

Когда работа закончена ребята поднимают  руки.

В ходе проверки дополняются пропущенные слова

Воробей, ворона, заяц, корова, лягушка, медведь, обезьяна, петух, сорока, снегирь, собака.

Комментирование письма.

Когда работа закончена ребята обмениваются тетрадями, проверяют (оценивают работу соседа)

Правописание безударной гласной в корне слова, которую нельзя проверять ударением.

Определение целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Разгадайте, какие слова я зашифровала и определите тему сегодняшнего урока.

Читают тему «Части речи». Определяют цель: «Узнать на какие части речи делятся слова в языке и по каким признакам».

Ставят задачи.

Этап актуализации знаний

(работа в группах)

 

Часть речи — это отдельное слово, которое мы использовали в речи. Давайте соберём все слова русского языка в один большой мешок – это словарный запас языка. Теперь разделим эти слова на отдельные группы. Так мы делаем с первого класса.

1 группа – предметы  

2 группа – признаки предмета

3 группа – действия предмета

4 группа – то что останется

Договоритесь в группах, кто какую группу слов будет собирать.

 

Учащиеся группируются в группы по 4-6 человека

Разделите слова на группы (каждое слово на отдельном листочке)

1 группа: лягушка осина хорошо весело спать рисовать красный, большой

2 группа: лисица, яблоко, читать, играть, веселый, интересный, он, мы

3 группа: корова морковь летать плавать маленький серый в из

4 группа: ворона, берёза, петь танцевать мокрый длинный на по

5 группа: петух земляника бегать прыгать высокий молодой ты они

Первичное усвоение новых знаний

Проверяем

По какому признаку вы разделили слова на группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают действия предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

Давайте попробуем определить к каким группам мы отнесем оставшиеся слова.

Можно ли сказать, что эти слова относятся к одной группе?

Одна группа указывает на предмет, но не называют его, другая группа слов отвечает на вопрос как?, третья группа слов - предлоги

Значение слова и вопрос, на который отвечает это слово.

Оценивается каждая группа слов, вносятся поправки при наличии ошибок.

Первичная проверка понимания

Вводим новые термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие.

Учебник стр. 40 правило

По схеме на стр. 41 составьте определение для каждой части речи.

 

Для остальных частей речи определения составим в процессе обучения.

Часть речи имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предметы.

Часть речи имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Часть речи глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

 Первичное закрепление

 

Стр. учебника 43 упр. 73

Прочитайте текст. Спишите только первое предложение. По каким критериям будем оценивать написанное предложение?

Определите какими частями речи являются слова.

Устно Найдите предложение, в котором описывается внешний вид зимородка. (изображение зимородка)

Все выполняют в тетради (один ученик на доске - комментирует)

Критерии: 1. Соединение букв (можно прочитать – нельзя прочитать) 2. Правильно списал или допустил ошибку.

Другой ученик определяет части речи

Что? брюшко какое? оранжевое, брюшко сущ., оранжевое  прилаг.

Что? спинка какая? ярко-зелёная, спинка сущ., ярко-зелёная прилаг.

Что? нос-палочка какой? длинный, прямой, нос сущ, длинный, прямой прилаг.

Домашнее задание

Стр. учебника 42 упр 70, по схеме на стр. 41 научиться рассказывать про имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 

Рефлексия (подведение итогов)

 

Урок подходит к концу. Достиг ли наш урок поставленной цели?

С опорой на плакат закончите предложения:

Сегодня я на уроке (не) понял …..

Сегодня я на уроке (не) научился …..

Самым сложным для меня сегодня на уроке было …..

Самым интересным для меня сегодня было …..

Да. Мы узнали на какие части речи делятся слова в русском языке и по каким признакам.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....