Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Цели урока:
Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.
Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_moy.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте (чтение)
Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.
Цели урока:
Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.
Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе.
Планируемый результат:
Личностные
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;
- узнавать и называть изученные звуки и буквы;
- уметь находить в тексте значимую информацию;
- слушать и понимать речь других;
- изображать изучаемые явления на схематическом рисунке.
Коммуникативные
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
- умение работать в паре.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;
– выполнять работу в паре, помогая друг другу;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
– оценивать свой вклад в работу пары;
Этапы урока | Содержание урока | УУД |
Организационный момент | Вот звенит для нас звонок – начинается урок. и друг другу улыбнулись. Посмотрели на себя, на соседа, если что-то не так, тихо ему об этом сказали. Теперь тихо сели. | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Актуализация опорных знаний | - Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв. - На какие группы делятся звуки? (гласные, согласные) - Какие звуки мы называем гласными? Давайте хором расскажем стихотворение о гласных звуках. Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт – Звук получается гласный. Как обозначаются гласные звуки на схемах? (красным цветом) - Произнесите изученные гласные звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются. - Какие звуки мы называем согласными? Расскажем о них стихотворение. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Звуковые упражнения. - Как шумят листья на деревьях? - Как фыркает ёжик? - Как жужжат шмели в саду? - Какие звуки вы произносили? (согласные) - Посмотрите на ленту букв, произнесите изученные согласные звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются (мы их ещё не изучали). | |
Формулирование учащимися темы и цели урока | - Все ли звуки и буквы нам известны? - Хотите познакомиться с новыми «жителями» страны звуков и букв? - Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы. - Назовите предметы, изображённые на них. (Кит, кот, носорог). - Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы. (Нюша, Колобок, Петрушка). - Как вы думаете, по какому признаку я их объединила в группы? (животные; герои сказок) - Что помогло вам назвать эти предметы? (Слова, которые их называют) - Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать.) - Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку. (Носорог - в этом слове три слога, а в остальных - один; 7 звуков, а в остальных – по 3.) - Какое слово можно исключить из второй группы? (Нюша - в этом слове два слога, а в остальных – три; оно женского рода, а остальные – мужского) - Итак, какие слова вы исключили? (Носорог, Нюша) - Произнесите первые звуки в этих словах. (В слове «носорог» первый звук [н], а в слове «Нюша» - [н’]) - А раньше мы говорили про эти звуки? (Нет) - Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки [н], [н’]? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Звуки [н], [н’], буквы Н, н) | |
Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’]. | Работа по учебнику (стр.40) - Рассмотрите рисунок и расскажите, что на нём изображено. После ответов детей, учитель говорит, что здесь изображён Никита Кожемяка – русский богатырь. (Кратко познакомить ребят с содержанием сказки) - Назовите предметы, изображённые на рисунке, в названии которых есть звуки [н], [н’]. (Никита, дракон, небо, солнце) - Произнесите слово «Никита», выделяя первый звук. Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, звонкий). Мягкие согласные звуки мы будет обозначать зелёным цветом. - Произнесите слово «дракон», выделяя последний звук. Дайте характеристику этому звуку (согласный, твёрдый, звонкий). Твёрдые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом. Работа по учебнику (стр. 41) Звуковой анализ слов барабан, конь. - Назовите предмет изображенный на рисунке. Рассмотрите схему. Сколько слогов в слове «барабан»? Произнесите первый слог, второй, третий. Какой слог ударный? Произнесите его. Произнесите звук, на который указывает стрелка ([н]), каким цветом он обозначен? Почему? Аналогичная работа проводится со словом «конь», выделяется звук [н’]. | |
Физминутка | А сейчас немного поиграем. Я буду называть слова, если вы услышите звук [н], делайте наклон вперёд. А если услышите звук [н’] – приседайте. Ночь, новость, Нина, карман, нитки, конь, слон, Незнайка. | |
Изучение нового материала. Знакомство с буквами Н, н. | - Чем звук отличается от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем). - Посмотрите в учебник, кто знает, какой буквой мы будем обозначать звуки [н], [н’]? Это печатная буква эн. Почему изображено две буквы? Зачем нужна большая буква? На что похожа буква эн? - Сейчас я вам буду показывать разные буквы. Если вы увидите букву, которой не обозначаются звуки [н] и [н’], вы смотрите молча. А если увидите букву, которой обозначаются эти звуки, хлопайте. | |
Чтение слогов и слов с буквами Н, н | Задание для читающих детей. - Прочитайте стихотворение и пословицу на стр. 40. Остальные дети под руководством учителя читают слоги на стр. 41. Проверка. Читающие дети читают вслух стихотворение «Русь», остальные дети ищут в тексте букву Н и подчёркивают её карандашом. Работа по содержанию стихотворения. - Как вы думаете, о чём написал стихотворение И. Никитин? Как вы понимаете значение слов и выражений: «Русь», «нужда», «недруг», «сложить голову», «стать за честь». - Назовите слова, в которых есть звуки [н] или [н’], кокой буквой они обозначены? Аналогичная работа проводится с пословицей. | |
Физминутка | Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, И за парту сесть опять. | |
Составление рассказа по картинке | - Прочитайте предложения на стр. 41. Когда так говорят? Рассмотрите рисунок на стр. 41. Составьте текст так, чтобы он заканчивался данными предложениями. Дети работают в парах. Проверка. | |
Закрепление изученного материала | - Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы (по рядам). - Повторим правила работы в группах. А) Внимательно выслушать задание учителя. Б) Выслушать мнение каждого. В) Уметь принять общее решение. Г) Выбрать представителя от группы для предоставления результата работы. Каждая группа получает задание: проанализировать 4 слова (Нина, нога, слон, книга) и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос. Вопрос 1-й группе: Звуки [н], [н’] – гласные или согласные? (По результатам практической работы дети делают вывод, что эти звуки согласные.) Вопрос 2-й группе: Эти звуки глухие или звонкие? (По результатам практической работы дети делают вывод, что эти звуки звонкие) Вопрос 3-й группе: Буква Н обозначает твёрдый или мягкий звук? (По результатам практической работы дети делают вывод, что буква Н может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звук) - Обобщим все выводы. (Буква Н обозначает согласный, звонкий, твёрдый или мягкий звук). - Найдите эту букву в кассе букв и определите её местоположение на «ленте букв» (стр. 43) | |
Итог урока Рефлексия | Вы сегодня хорошо поработали. Давайте прочитаем хором пословицу на стр. 40. Объясните её значение. Скоро прозвенит звонок, Пора заканчивать урок. - Что нового узнали на уроке? - С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки? - Что помогало вам в работе? - Что было интересным для вас на уроке? - Чья работа на уроке вам понравилась? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")
Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....
Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).
Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....
Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе
Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...
Методическая разработка урока по обучению грамоте - интегрированный урок "Согласные звуки[б],[б\']и буквы Б,б.
Методическая разработка содержит иллюстрации и схемы к уроку. В урок включено написание букв и слогов....
Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д.
Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д. 1 класс....
Методическая разработка урока по обучению грамоте "Буква Х,звук [х],[х"]
Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....
Методическая разработка урока по обучение грамоте в 1 классе «Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»
Методическая разработка урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе«Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»...