Урок по предмету «Русский язык» 1 класс (Обучение грамоте) УМК «Гармония» "Постановка учебной задачи «Звуки [ л] [м ] ; буквы л м»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок: постановка учебной задачи «Звуки [ л] [м ] ; буквы л м»
Цели и задачи: 1. Продолжаем формировать умение давать характеристику звуку речи (лесенка звуков);
2. Вырабатывается механизм чтения прямого слога и способ действия; первичное закрепление способа действия;
3.Прививать любовь к чтению, уважение к книге как к источнику знаний.
Оборудование: букварь, «Звукоград», «Буквоград», модели, таблица слогов.
- Мотивация.
Помните. Мы читали с вами сказку «Белоснежка и семь гномов». Злая колдунья заколдовала Белоснежку, гномы ей помогали. А теперь им нужна помощь.
Оказывается, самый младший гном опять попал в беду. Я получила сразу несколько писем от Белоснежки с просьбой о помощи. Но одна я справиться не могу и прошу вас помочь гному. Вот первое письмо.
- Ситуация успеха.
- Чтобы помочь гному, мы отправляемся в звуковой лес. Скажите, что вы знаете о звуках речи?. Как вы узнаете, какой звук, гласный или согласный?
- Я буду называть звуки, а вы хлопните, когда услышите гласный звук. А если услышите согласный звук, остановите его вот так. (о а т н и р ч ).
- Одно задание мы выполнили. Молодцы!.
- А ещё гном просит рассказать ему о согласных звуках. А поможет нам «лесенка согласных».
(ответы уч-ся, самооценка).
- Ситуация разрыва.
- А теперь мы отправляемся в «Буквоград» и «Звукоград». Найдите дом, в котором живут уже изученные буквы, что это за буквы? (Буквы гласных)
- Кто живёт в этом домике «Буквограда»? (дети, знающие буквы, называют их)
- Давайте пройдём по этой дорожке в «Звукоград». А сколько звуков? (звуков больше)
- Постановка учебной задачи (целеполагание).
- Так может быть? Почему букв меньше? На этот вопрос мы попробуем сегодня найти ответ (знак вопроса на доске)
- Работа с букварём с 70.
Откройте учебник на с 70. Рассмотрите картинку, что по ней можете рассказать?
- Посмотрите на схемы слов слева, попробуем узнать, что за слова в них живут? Все слова спрятались на картинке. Какое слово живёт в первом домике? Кто догадался? (лук)
- Назовите первый звук, расскажите о нём по лесенке. Кто знает, какой буквой мы его обозначим? (можно обсудить это в парах).
- Из чего поливает гном лук? Назовите первый звук, расскажите о нём? Какой буквой его обозначим? Что заметили? (звуков два, а буква одна)
- Аналогично работаем со звуками [ м ] [ м* ] в словах «гном» «гномик».
- Теперь вы поняли, почему согласных звуков больше, чем букв. (два звука обозначены одной буквой)
Физпауза.
- Закрепление.
А) чтение закрытых слогов коллективно по букварю
(после чтения книги закрыть)
б) Выведение правила позиционного чтения.
- я задумала два коротких слова. В них всего два звука и две буквы.
Первая буква - эм. ( укрепляются две карточки).
- скажите, какой звук будет на месте этой буквы в каждом из слов?
(выслушиваются разные ответы, важно донести до ребят, что на букве не написано, как её читать – твёрдо или мягко).
- Прочитываем слова мы, ми.
- Какие буквы нам подсказали, как читать букву согласного? (буквы гласных).
- Ребята, знаете, что мы сейчас сделали, мы открыли секрет чтения. Буквами согласных звуков командуют буквы гласных. (выставляется таблица
А и
О
У
Э
ы
- Знакомы вам эти буквы? Это не просто буквы гласных. (эта стрелка показывает. Что каждая буква обозначает свой гласный звук). Это командиры. Они командуют букве согласного звука «читайся твёрдо!», а буква и требует «читайся мягко!»
В) –если я подставлю букву согласного перед буквой гласного, сколько звуков вы произнесёте?
- попробуем: ы а о у и
Мы ма мо му ми
Лы ла ло лу ли
-нахожу букву гласного, читаю слитно.
1 строка вместе, 2ая – в парах.
Молодцы, вы выполнили третье задание гнома –научились сами читать правильно и научили гнома!
г). Давайте отдохнём, а ребята, которые умеют читать, прочтут нам ст-е на с 71.
Из какого стихотворения эти строкми7 Кто его написал? Что там произошло?
Д) выборочное чтение.
С 71 читаем хором 1 строку;
- во второй строке прочитайте сначала слоги с твёрдыми согласными, а потом –
с мягкими.
Е) чтение слов и предложений.
- Как вы думаете, а слова мы сможем теперь читать? Попробуем.
С.71 МЫЛО МЫЛА МЫЛИ УМЫЛИ ( раздором значения слов).
Итог. О чём вы расскажите сегодня родителям? (чтение модели).
Молодцы! Спасибо за урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_po_umk_garmoniya.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей г. Дедовск» г .о. Истра Московской области
Урок по предмету
«Русский язык» 1 класс
(Обучение грамоте)
УМК «Гармония»
Учитель высшей категории
Рубцова Любовь Геннадьевна
Урок: постановка учебной задачи «Звуки [ л] [м ] ; буквы л м»
Цели и задачи: 1. Продолжаем формировать умение давать характеристику звуку речи (лесенка звуков);
2. Вырабатывается механизм чтения прямого слога и способ действия; первичное закрепление способа действия;
3.Прививать любовь к чтению, уважение к книге как к источнику знаний.
Оборудование: букварь, «Звукоград», «Буквоград», модели, таблица слогов.
- Мотивация.
Помните. Мы читали с вами сказку «Белоснежка и семь гномов». Злая колдунья заколдовала Белоснежку, гномы ей помогали. А теперь им нужна помощь.
Оказывается, самый младший гном опять попал в беду. Я получила сразу несколько писем от Белоснежки с просьбой о помощи. Но одна я справиться не могу и прошу вас помочь гному. Вот первое письмо.
- Ситуация успеха.
- Чтобы помочь гному, мы отправляемся в звуковой лес. Скажите, что вы знаете о звуках речи?. Как вы узнаете, какой звук, гласный или согласный?
- Я буду называть звуки, а вы хлопните, когда услышите гласный звук. А если услышите согласный звук, остановите его вот так. (о а т н и р ч ).
- Одно задание мы выполнили. Молодцы!.
- А ещё гном просит рассказать ему о согласных звуках. А поможет нам «лесенка согласных».
(ответы уч-ся, самооценка).
- Ситуация разрыва.
- А теперь мы отправляемся в «Буквоград» и «Звукоград». Найдите дом, в котором живут уже изученные буквы, что это за буквы? (Буквы гласных)
- Кто живёт в этом домике «Буквограда»? (дети, знающие буквы, называют их)
- Давайте пройдём по этой дорожке в «Звукоград». А сколько звуков? (звуков больше)
- Постановка учебной задачи (целеполагание).
- Так может быть? Почему букв меньше? На этот вопрос мы попробуем сегодня найти ответ (знак вопроса на доске)
- Работа с букварём с 70.
Откройте учебник на с 70. Рассмотрите картинку, что по ней можете рассказать?
- Посмотрите на схемы слов слева, попробуем узнать, что за слова в них живут? Все слова спрятались на картинке. Какое слово живёт в первом домике? Кто догадался? (лук)
- Назовите первый звук, расскажите о нём по лесенке. Кто знает, какой буквой мы его обозначим? (можно обсудить это в парах).
- Из чего поливает гном лук? Назовите первый звук, расскажите о нём? Какой буквой его обозначим? Что заметили? (звуков два, а буква одна)
- Аналогично работаем со звуками [ м ] [ м* ] в словах «гном» «гномик».
- Теперь вы поняли, почему согласных звуков больше, чем букв. (два звука обозначены одной буквой)
Физпауза.
- Закрепление.
А) чтение закрытых слогов коллективно по букварю
(после чтения книги закрыть)
б) Выведение правила позиционного чтения.
- я задумала два коротких слова. В них всего два звука и две буквы.
Первая буква - эм. ( укрепляются две карточки).
- скажите, какой звук будет на месте этой буквы в каждом из слов?
(выслушиваются разные ответы, важно донести до ребят, что на букве не написано, как её читать – твёрдо или мягко).
- Прочитываем слова мы, ми.
- Какие буквы нам подсказали, как читать букву согласного? (буквы гласных).
- Ребята, знаете, что мы сейчас сделали, мы открыли секрет чтения. Буквами согласных звуков командуют буквы гласных. (выставляется таблица
А и
О
У
Э
ы
- Знакомы вам эти буквы? Это не просто буквы гласных. (эта стрелка показывает. Что каждая буква обозначает свой гласный звук). Это командиры. Они командуют букве согласного звука «читайся твёрдо!», а буква и требует «читайся мягко!»
В) –если я подставлю букву согласного перед буквой гласного, сколько звуков вы произнесёте?
- попробуем: ы а о у и
Мы ма мо му ми
Лы ла ло лу ли
-нахожу букву гласного, читаю слитно.
1 строка вместе, 2ая – в парах.
Молодцы, вы выполнили третье задание гнома –научились сами читать правильно и научили гнома!
г). Давайте отдохнём, а ребята, которые умеют читать, прочтут нам ст-е на с 71.
Из какого стихотворения эти строкми7 Кто его написал? Что там произошло?
Д) выборочное чтение.
С 71 читаем хором 1 строку;
- во второй строке прочитайте сначала слоги с твёрдыми согласными, а потом –
с мягкими.
Е) чтение слов и предложений.
- Как вы думаете, а слова мы сможем теперь читать? Попробуем.
С.71 МЫЛО МЫЛА МЫЛИ УМЫЛИ ( раздором значения слов).
Итог. О чём вы расскажите сегодня родителям? (чтение модели).
Молодцы! Спасибо за урок.
Анализ урока.
Это урок постановки учебной задачи на целый ряд уроков. Две цели я ставила перед собой на уроке (Предметную и учебную) и сказать, какая главная очень сложно.
На первый план я выдвинула учебную цель, для меня было важно сформировать учебную деятельность ученика.
Мы выбрали приоритетом два момента: 1) мотивация, очень важно побудить желание учиться (отсюда сказка, которая несёт дидактическую нагрузку – обучает).
2) коллективная распределительная деятельность (умение работать в паре, слушать, слышать другого, учиться и учить, давать самооценку и оценку; оценка несёт формирующий характер, ученик приучается анализировать работу, что он знает, что не знает, в каком направлении ему двигаться).
Всё, что мы делали на уроке имело цель: я уже говорила о групповой работе, и вы видели как мы начинаем работать в парах (пара – это тоже группа, только маленькая). Нам важно, чтобы к концу 4 класса мы смогли правильно рабоьать в группе.
Был ряд заданий, которые формировали УУД.
Я надеюсь, что это даёт возможность не только научить их читать и писать. Но научат их учиться. Это целеполагание, постановка учебной задачи, работа с моделями, с информационным материалом. Развиваем мышление, анализируем, синтезируем. Много рефлексивной работы: прочитать модели, рассказать родителям.
Может быть кому-то показалось, что мы мало читали. Мы всё наверстаем, сейчас важнее, чтобы дети поняли позиционный принцип чтения, что мы сделали – выработали способ действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г"
Конспект урока обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой. Тема: "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно). Игра для интерактивной доски "Гласные - согласные"....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме: "Гласные звуки и буквы" .
Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».Тема: Гласные звуки и буквыЦели: 1.Обобщить и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание...
Разработка урока русского языка(период обучения грамоте) в 1 классе " Звонкие и глухие согласные звуки,их смыслоразличительная роль".
Разработка урока русского языка (период обучения грамоте) в 1 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.Тема: Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль....
Презентация к уроку обучения грамоте "А.С.Пушкин Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т."
Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте "Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н н." (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема: Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н нЦели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[н] и мягком [н,] и букве Н...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий и твердый звук [х’], [х], буквы Х, х» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [х’], [х] с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов и предложений по слогам и орфоэпи...
Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» на тему: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а»
Тема урока: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а».Класс, УМК: 1 «В», Школа России».Цель урока: создание условий для знакомства со звуком [а] и буквой...