Урок по предмету «Русский язык» 1 класс (Обучение грамоте) УМК «Гармония» "Постановка учебной задачи «Звуки [ л] [м ] ; буквы л м»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Рубцова Любовь Геннадьевна

Урок: постановка учебной задачи «Звуки [ л]  [м ] ; буквы л м»
 

Цели и задачи: 1. Продолжаем формировать умение давать характеристику звуку речи (лесенка звуков);

                            2. Вырабатывается механизм чтения прямого слога и способ действия; первичное закрепление способа действия;

                           3.Прививать любовь к чтению, уважение к книге как к источнику знаний.

Оборудование: букварь, «Звукоград», «Буквоград», модели, таблица слогов.

  1. Мотивация.

           Помните. Мы читали с вами сказку «Белоснежка и семь гномов». Злая колдунья заколдовала Белоснежку, гномы ей помогали. А теперь им нужна помощь.

           Оказывается, самый младший гном опять попал в беду. Я получила сразу несколько писем от Белоснежки с просьбой о помощи. Но одна я справиться не могу и прошу вас помочь гному. Вот первое письмо.

  1. Ситуация успеха.
  • Чтобы помочь гному, мы отправляемся в звуковой лес. Скажите, что вы знаете о звуках речи?. Как вы узнаете, какой звук, гласный или согласный?
  • Я буду называть звуки, а вы хлопните, когда услышите гласный звук. А если услышите согласный звук, остановите его вот так. (о а т н и р ч ).
  • Одно задание мы выполнили. Молодцы!.
  • А ещё гном просит рассказать ему о согласных звуках. А поможет нам  «лесенка согласных».

(ответы уч-ся, самооценка).  

  1. Ситуация разрыва.
  • А теперь мы отправляемся в «Буквоград» и «Звукоград». Найдите дом, в котором живут уже изученные буквы, что это за буквы? (Буквы гласных)
  • Кто живёт в этом домике «Буквограда»? (дети, знающие буквы, называют их)
  • Давайте пройдём по этой дорожке в «Звукоград». А сколько звуков? (звуков больше)
  1. Постановка учебной задачи (целеполагание).
  • Так может быть? Почему букв меньше? На этот вопрос мы попробуем сегодня найти ответ (знак вопроса на доске)
  • Работа с букварём с 70.

Откройте учебник на с 70. Рассмотрите картинку, что по ней можете рассказать?

  • Посмотрите на схемы слов слева, попробуем узнать, что за слова в них живут? Все слова спрятались на картинке. Какое слово живёт в первом домике? Кто догадался? (лук)
  • Назовите первый звук, расскажите о нём по лесенке. Кто знает, какой буквой мы его обозначим? (можно обсудить это в парах).
  • Из чего поливает гном лук? Назовите первый звук, расскажите о нём? Какой буквой его обозначим? Что заметили?  (звуков два, а буква одна)
  • Аналогично работаем со звуками [ м ]  [ м* ]  в словах «гном» «гномик».
  • Теперь вы поняли, почему согласных звуков больше, чем букв. (два звука обозначены одной буквой)

   Физпауза.

  1. Закрепление.

А) чтение закрытых слогов коллективно по букварю

(после чтения книги закрыть)

б) Выведение правила позиционного чтения.

- я задумала два коротких слова. В них всего два звука и две буквы.

Первая буква  - эм. ( укрепляются две карточки).

- скажите, какой звук будет на месте этой буквы в каждом из слов?

(выслушиваются разные ответы, важно донести до ребят, что на букве не написано, как её читать – твёрдо или мягко).

 - Прочитываем слова мы, ми.

- Какие буквы нам подсказали, как читать букву согласного? (буквы гласных).

- Ребята, знаете, что мы сейчас сделали, мы открыли секрет чтения. Буквами согласных звуков командуют буквы гласных. (выставляется таблица

 

 

 

                                                                                                                                       А    и

                                                                                                                                       О

                                                                                                                                       У

                                                                                                                                       Э

                                                                                                                                       ы

 

- Знакомы  вам эти буквы? Это не просто буквы гласных. (эта стрелка показывает. Что каждая буква обозначает свой гласный звук). Это командиры. Они командуют букве согласного звука «читайся твёрдо!», а буква и требует «читайся мягко!»

В) –если я подставлю букву согласного перед буквой гласного, сколько звуков вы произнесёте?

- попробуем:   ы       а         о         у        и

                         Мы    ма       мо      му    ми

                        Лы       ла       ло        лу      ли

-нахожу букву гласного, читаю слитно.

1 строка вместе, 2ая – в парах.

Молодцы, вы выполнили третье задание гнома –научились сами читать правильно и научили гнома!

г). Давайте отдохнём, а ребята, которые умеют читать, прочтут нам ст-е на с 71.

Из какого стихотворения эти строкми7 Кто его написал? Что там произошло?

Д) выборочное чтение.

С 71 читаем хором 1 строку;

- во второй строке прочитайте сначала слоги с твёрдыми согласными, а потом –

 с мягкими.

Е) чтение слов и предложений.

- Как вы думаете, а слова мы сможем теперь читать? Попробуем.

С.71     МЫЛО       МЫЛА      МЫЛИ      УМЫЛИ     ( раздором значения слов).

Итог.  О чём вы расскажите сегодня родителям? (чтение модели).

Молодцы! Спасибо за урок.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote_po_umk_garmoniya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей г. Дедовск» г .о. Истра Московской области

Урок по предмету

«Русский язык» 1 класс

(Обучение грамоте)

УМК «Гармония»

Учитель высшей категории

Рубцова Любовь Геннадьевна

Урок: постановка учебной задачи «Звуки [ л]  [м ] ; буквы л м»

Цели и задачи: 1. Продолжаем формировать умение давать характеристику звуку речи (лесенка звуков);

                            2. Вырабатывается механизм чтения прямого слога и способ действия; первичное закрепление способа действия;

                           3.Прививать любовь к чтению, уважение к книге как к источнику знаний.

Оборудование: букварь, «Звукоград», «Буквоград», модели, таблица слогов.

  1. Мотивация.

           Помните. Мы читали с вами сказку «Белоснежка и семь гномов». Злая колдунья заколдовала Белоснежку, гномы ей помогали. А теперь им нужна помощь.

           Оказывается, самый младший гном опять попал в беду. Я получила сразу несколько писем от Белоснежки с просьбой о помощи. Но одна я справиться не могу и прошу вас помочь гному. Вот первое письмо.

  1. Ситуация успеха.
  • Чтобы помочь гному, мы отправляемся в звуковой лес. Скажите, что вы знаете о звуках речи?. Как вы узнаете, какой звук, гласный или согласный?
  • Я буду называть звуки, а вы хлопните, когда услышите гласный звук. А если услышите согласный звук, остановите его вот так. (о а т н и р ч ).
  • Одно задание мы выполнили. Молодцы!.
  • А ещё гном просит рассказать ему о согласных звуках. А поможет нам  «лесенка согласных».

(ответы уч-ся, самооценка).  

  1. Ситуация разрыва.
  • А теперь мы отправляемся в «Буквоград» и «Звукоград». Найдите дом, в котором живут уже изученные буквы, что это за буквы? (Буквы гласных)
  • Кто живёт в этом домике «Буквограда»? (дети, знающие буквы, называют их)
  • Давайте пройдём по этой дорожке в «Звукоград». А сколько звуков? (звуков больше)
  1. Постановка учебной задачи (целеполагание).
  • Так может быть? Почему букв меньше? На этот вопрос мы попробуем сегодня найти ответ (знак вопроса на доске)
  • Работа с букварём с 70.

Откройте учебник на с 70. Рассмотрите картинку, что по ней можете рассказать?

  • Посмотрите на схемы слов слева, попробуем узнать, что за слова в них живут? Все слова спрятались на картинке. Какое слово живёт в первом домике? Кто догадался? (лук)
  • Назовите первый звук, расскажите о нём по лесенке. Кто знает, какой буквой мы его обозначим? (можно обсудить это в парах).
  • Из чего поливает гном лук? Назовите первый звук, расскажите о нём? Какой буквой его обозначим? Что заметили?  (звуков два, а буква одна)
  • Аналогично работаем со звуками [ м ]  [ м* ]  в словах «гном» «гномик».
  • Теперь вы поняли, почему согласных звуков больше, чем букв. (два звука обозначены одной буквой)

   Физпауза.

  1. Закрепление.

А) чтение закрытых слогов коллективно по букварю

(после чтения книги закрыть)

б) Выведение правила позиционного чтения.

- я задумала два коротких слова. В них всего два звука и две буквы.

Первая буква  - эм. ( укрепляются две карточки).

- скажите, какой звук будет на месте этой буквы в каждом из слов?

(выслушиваются разные ответы, важно донести до ребят, что на букве не написано, как её читать – твёрдо или мягко).

 - Прочитываем слова мы, ми.

- Какие буквы нам подсказали, как читать букву согласного? (буквы гласных).

- Ребята, знаете, что мы сейчас сделали, мы открыли секрет чтения. Буквами согласных звуков командуют буквы гласных. (выставляется таблица

                                                                                                                                       А      и

                                                                                                                                       О

                                                                                                                                       У

                                                                                                                                       Э

                                                                                                                                       ы

- Знакомы  вам эти буквы? Это не просто буквы гласных. (эта стрелка показывает. Что каждая буква обозначает свой гласный звук). Это командиры. Они командуют букве согласного звука «читайся твёрдо!», а буква и требует «читайся мягко!»

В) –если я подставлю букву согласного перед буквой гласного, сколько звуков вы произнесёте?

- попробуем:   ы       а         о         у        и

                         Мы    ма       мо      му    ми

                        Лы       ла       ло        лу      ли

-нахожу букву гласного, читаю слитно.

1 строка вместе, 2ая – в парах.

Молодцы, вы выполнили третье задание гнома –научились сами читать правильно и научили гнома!

г). Давайте отдохнём, а ребята, которые умеют читать, прочтут нам ст-е на с 71.

Из какого стихотворения эти строкми7 Кто его написал? Что там произошло?

Д) выборочное чтение.

С 71 читаем хором 1 строку;

- во второй строке прочитайте сначала слоги с твёрдыми согласными, а потом –

 с мягкими.

Е) чтение слов и предложений.

- Как вы думаете, а слова мы сможем теперь читать? Попробуем.

С.71     МЫЛО       МЫЛА      МЫЛИ      УМЫЛИ     ( раздором значения слов).

Итог.  О чём вы расскажите сегодня родителям? (чтение модели).

Молодцы! Спасибо за урок.

Анализ урока.

Это урок постановки учебной задачи на целый ряд уроков. Две цели я ставила перед собой на уроке (Предметную и учебную) и сказать, какая главная очень сложно.

   На первый план я выдвинула учебную цель, для меня было важно сформировать учебную деятельность ученика.

      Мы выбрали приоритетом два момента: 1) мотивация, очень важно побудить желание учиться (отсюда сказка, которая несёт дидактическую нагрузку – обучает).

2) коллективная распределительная деятельность (умение работать в паре, слушать, слышать другого, учиться и учить, давать самооценку и оценку; оценка несёт формирующий характер, ученик приучается анализировать работу, что он знает, что не знает, в каком направлении ему двигаться).

   Всё, что мы делали на уроке имело цель: я уже говорила о групповой работе, и вы  видели как мы начинаем работать в парах (пара – это тоже группа, только маленькая).  Нам важно, чтобы к концу 4 класса мы смогли правильно рабоьать в группе.

        Был ряд заданий, которые формировали УУД.

  Я надеюсь, что это даёт возможность не только научить их читать и писать. Но научат их учиться. Это целеполагание, постановка учебной задачи, работа с моделями, с информационным материалом. Развиваем мышление, анализируем, синтезируем. Много рефлексивной работы: прочитать модели, рассказать родителям.

     Может быть кому-то показалось, что мы мало читали. Мы всё наверстаем, сейчас важнее, чтобы дети поняли позиционный принцип чтения, что мы сделали – выработали способ действия.

   

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г"

Конспект урока обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой. Тема: "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно). Игра для интерактивной доски "Гласные - согласные"....

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме: "Гласные звуки и буквы" .

Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».Тема: Гласные звуки и буквыЦели: 1.Обобщить  и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание...

Разработка урока русского языка(период обучения грамоте) в 1 классе " Звонкие и глухие согласные звуки,их смыслоразличительная роль".

Разработка урока русского языка (период обучения грамоте) в 1 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.Тема: Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль....

Презентация к уроку обучения грамоте "А.С.Пушкин Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т."

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по обучению грамоте "Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н н." (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема: Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н нЦели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[н] и мягком [н,] и букве Н...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий и твердый звук [х’], [х], буквы Х, х» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [х’], [х] с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов и предложений по слогам и орфоэпи...

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» на тему: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а»

Тема урока: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а».Класс, УМК: 1 «В», Школа России».Цель урока: создание условий для знакомства со звуком [а] и буквой...