Технологическая карта урока по русскому языку «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Зырянова М.М.
Класс2
УМК«Школа России»
Предмет Русский язык
Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение»
Тема «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»
Тип урока:Урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок
Цель:создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения
находить родственные слова, выделять общую часть слова.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Осваивают первоначальные научные представления об элементе системы русского языка – лексике. | Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.. | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). | Проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу | Фронтальная. | Приветствует учащихся. Приветствие учащихся. – Мы будем на уроке думать? (Да.) – А может, будем спать? (Нет.) – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) – Друг другу будем помогать? (Да.) – Проверим готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные - формирование умения слушать и слышать. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Готовность к уроку. Наблюдение |
2 | Актуализация знаний. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Коллективная Словесный. Практический | I. Словарная работа. На доске записаны слова: К*пуста В*рона Ру**кий *зык П*тух Н*ябрь С*нтябрь - Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.) – Какие буквы нужно вставить в эти слова? – Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.) – Записать слова, подчеркнуть орфограммы. – Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.) | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Записывают в тетрадях словарные слова. Проверяют, оценивают Осуществляют контроль, самоконтроль | Наблюдение,проблемная ситуация. Самооценка |
3 | Постановка учебной задачи.
| Выход на тему урока | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.) – Какое это слово? Запишите его. (Корень.) – Что такое корень? – Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.) - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? – Что мы называем корнем слова? -О чем будем говорить сегодня на уроке? Запись на доске: Гора, горит, горняк, пригорок. Вода, водяной, водитель, водный. Лето, летать, полёт, лётчик. Смех, смешить, смешать, смешинка. -Какие из перечисленных слов являются родными (однокоренными)? -Какое слово лишнее? Почему? | Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | Указывает объект наблюдения. Учитель организует подводящий диалог, уточняет правило. Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. Выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод.
| Проблемные вопросы. Наблюдение,проблемная ситуация. |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Родственные слова (упр. 77) | Знакомит с понятием «родственные слова». Организует работу с упражнением, правилом | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Читают текст, отвечают на вопросы. | Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные:-уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова. | Беседа по вопросам. |
5. | 2. Распознание родственных слов (упр. 78, 79, 80) Оценочный лист по теме «Однокоренные слова» (приложение 1) | Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. Определяют лексическое значение. Выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод. | Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать. Личностные: проявлять уверенность. | Называют и записывают родственные слова, выделяют общую часть, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод. | Письмо, выделение корня. Взаимопроверка. |
6. | Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкультминутку | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений | |
7. | Закрепление знаний и способов действий. | Организует работу по карточкам, контролирует Выполнение задания. | Парная. Словесный, наглядный,практический. Беседа, письмо | Предлагает в парах выполнить задание. Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. | Коммуникативные: - умение работать в парах, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют по эталону, ставят констатирующую оценку. Делают вывод о значении родственных слов. Работа с «Волшебными линеечками» Г. Цукермана (П- понимание, П- применение, П- почерк) | Письмо. Взаимопроверка. Самооценка по шкале достижений. |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке?- Какую цель ставили? - Достигли ли цели? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? - Чему научились на уроке? - Кто доволен своей работой? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Зелёный кружок – всё понял, могу идти дальше. Жёлтый кружок – ещё ошибаюсь. Красный кружок – стоп! Мне нужна помощь! | Регулятивные: - выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: - рефлексируют, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. Личностные: - определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегуляция. «Светофор» |
9. | Домашнее задание: 1.Работа в рабочей тетради (№ 83) 2.С.60, упр.82, упр.83 | Принимают учебное | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Дает комментарий | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Запись домашнего задания |
Приложение 1
Оценочный лист по теме «Однокоренные слова».
Ф.И._____________________________________________
Критерии | Задание 1 (упр.78) | Задание 2 (упр.79) | Задание 3 (упр.80) |
Умею подбирать однокоренные слова | |||
Умею находить корень в слове | |||
Умею определять значение слова | |||
Умею пользоваться алгоритмом | |||
«+» - могу «±» - умею, но допускаю ошибки « - « - не умею «!» - трудно «?» - есть вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема : "Однокоренные слова"
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.
Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение".
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение"....
Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»
Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...
Технологическая карта урока по русскому языку, Тема:" Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне"
Технологическая карта урока отработка орфограммы парные согласные....