1. Приветствие и знакомство. Мотивация к учебной деятельности
| - Здравствуйте, мальчики и девочки. Меня зовут Наталия Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Буду рада поработать вместе с вами. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний
| - Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе? - Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь? Лед на реках начинает трескаться и ломаться.
- Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показываю репродукцию картины «Март»). - Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему? - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и с красной строки спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили? - Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме (записать): Беседа-беседовать Доверие-доверять Изображение-изображать Командир-командировать
Забота-заботиться - А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры. -Что такое глагол?
- Какие постоянные признаки есть у глагола?
- Назовите непостоянные признаки глагола. - Каким членом предложения является обычно глагол?
- Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?
- Посмотрите ещё раз на глаголы которые мы образовывали от существительных. Что вы можете о них сказать? - На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы? - Посмотрите на эти глаголы ещё раз и скажите мне, какой из глаголов лишний? Почему? - Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня повторять и глубже рассматривать? - Так как мы с вами уже знакомы с этой темой, то давайте повторим правило( о поднятой руке) Когда же употребляется суффикс –сь , а когда –ся?
| Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой. Ранняя весна, так как …(высказываются)
Однородные сказуемые, выраженные глаголом.
- Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например… - Вид: совершенный или несовершенный. Например… Спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и по числам. - Число, время, лицо, род. - Сказуемым. - У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»
- Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть. - На-ти, -чь, например: идти, течь. - Заботиться. Заканчивается на суффикс – ся.
- Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь . - (Говорят правило из учебника) Суффикс –ся употребляется после буквы, обозначающей согласный звук: катается. Суффикс – сь употребляется после буквы, обозначающей гласный звук: катались. |
4. Работа над изученным раннее материалом. | - Откройте ученики на странице 79. Посмотрите на задание 145. Прочитайте, что нужно делать. (Выполняют в тетрадях и у доски.) - Посмотрите на задание под цифрой два. Давайте выделим основу в данных словах. (Напомнить, что формообразующий глагол –ть в основу не входит, а суффикс –ся (сь) входит.)
| - Мыть – мыться; торопить – торопиться; поднимать – подниматься; возвращать – возвращаться; отправлять – отправляться; наклонять – наклоняться; бросать – бросаться; веселить – веселиться; радовать- радоваться; удивлять – удивляться; собирать- собираться; укладывать – укладываться. - Выделяют основу: веселить - веселиться
|
5. Закрепление и применение раннее изученного материала. | - Посмотрите на упражнение 146. Что нужно сделать? - Давайте выполним это задание, и скажем, какая же ещё часть слова не вошла в основу. Выпишите слова с суффиксом -ся и выделите в них основу. - Посмотрите на упражнение 147. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Выполняем в тетрадях и у доски.
|
Читают задание. Выполняют в тетрадях, и выходят к доске. - становятся, остаётся, трескается, ломается, разливаются. - Окончание не входит в основу слова. - 1. Радуешь(ся), чистишь(ся), стучишь(ся), удивляешь(ся), смотришь(ся). Ты радуешься хорошей погоде? А ты удивляешься многообразию мира? Ты часто смотришься в зеркало? - 2. Блестишь (2 л.,2 спр., наст.вр.), пляшешь (2 л., 1 спр., наст.вр.), гремишь (2 л., 2 спр., наст.вр.), ответишь (2 л., 2 спр., буд.вр.), бормочешь (2 л.,1 спр., наст.вр.), сидишь (2 л., 2спр., наст.вр.), скачешь (2 л., 1 спр., наст.вр.), шалишь (2л., 2 спр., наст.вр.).
|