Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний чк, чн, щн"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: учить правильно произносить слова с шипящими звуками, создать условия для ознакомления учащихся с правилом написания слов с буквосочеаниями чн, чк, щн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: Правописание ЧК ЧН, ЩН.
Цель урока: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; создать условия для ознакомления обучающихся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, щн.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: научатся находить в словах сочетания чн, чк, щн, подбирать примеры слов с такими сочетаниями;
-метапредметные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-личностные: развитие навыков сотрудничетва со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Давайте поприветствуем друг друга
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
- Чистописание.
- Как всегда, начнём урок с чистописания.
На доске учитель показывает правильное написание букв Ч и ч, их соединений и слов луч, часы, туча.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску и в свои тетради. Как вы думаете, какая буква будет героиней нашего урока? О какой букве мы будем с вами сегодня говорить? (Ответы детей)
- Какое правило при написании слов с этой буквой вы уже знаете?
-Есть ли это правило в словах, которые мы записали? Подчеркните его.
3. Объяснение нового материала.
На доске:
ЧК ЧН
печка свечка печник сочный
удочка ёлочка скучный ёлочный
- Прочитайте слова из первого столбика.
-А теперь прочитайте слова из второго столбика.
- Произнесите [ч,]. Какой это звук?
- Есть ли у этого звука парный согласный по твёрдости?
-Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?
-Почему?
- Как написаны сочетания чк, чн на доске?
- Кто может вывести правило сам из наших наблюдений?
Звук [ч,] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.
- Вы правильно сформулировали правило о написании сочетаний чк, чн. Спишите слова с доски и подчеркните орфограмму.
4. Первичное закрепление. Работа парами.
- Сейчас вы получите карточки. Вам надо будет составить и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Работать вы будете в парах. Если пара работу заканчивает, поднимает руки. Первые три пары, выполнившие работу, получают оценки.
Образец: быстрая (река) речка.
Рыжие (белки), хитрая (лисица), шустрые (синицы), золотое (яйцо), маленькие (собаки), (сказка) герой, (сок) арбуз, (удача) день, (река) трамвай, (ёлка) игрушки.
5. Дифференцированное задание.
- Ребята, а сейчас вы выполните задание, которое сами выберете себе по силам. На одних карточках будет текст,из которого надо будет выписать слова с сочетаниями чк и чн и подчеркнуть орфограмму. А на других карточках будет текст, где надо будет изменить подчёркнутые слова так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн, а потом выписать эти слова и подчеркнуть орфограмму. Если вы правильно справитесь с заданием, то выписанные слова у всех должны получиться одинаковыми.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
Шла лисица по дорожке. Нашла скалку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисица-сестрица на лавку. Скалку спрятала под печь.
Выписанные слова: лисичка, скалочку, лисичка-сестричка, лавочку, скалочку, печку.
6. Физминутка.
Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, чк, чк, чк!
Кочка, точка, звёздочка!
Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Булочка и строчка,
Свечка, печка, точка!
Ёлочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.
Сочный, умный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Как писать чн, чк.
7. Работа над правильным произношением слов.
-Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. Произносите стихотворение вместе со мной.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь-то я послушный!
8. Отгадывание загадок.
- Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы напишите слова – отгадки в тетради. Можно совещаться с соседом.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы;
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Грамоты не знаю,
А век пишу.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
-Какие слова-отгадки вы написали? (Краски и кисточка, одуванчик, ручка, удочка)
9. Дидактическая игра.
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто это? Что это?» Вам надо угадать зашифрованные слова.
_ _ _ почка
-В этой почке нить накала.
_ _ почка
-Эта почка из металла.
_ пи _ кА
-Эта пика не остра.
(Лампочка, цепочка, спичка)
10. Рефлексия подведение итогов урока.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Всё ли вам было понятно?
- Почему надо запомнить написание буквосочетаний чк, чн?
-Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные сегодня на уроке знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.
Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы....
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...
Конспект урока русского языка "Сочетания чк, чн" (1 класс)
Конспект урока по УМК "Планета знаний"...