Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний чк, чн, щн"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока: учить правильно произносить слова с шипящими звуками, создать условия для ознакомления учащихся с правилом написания слов с буквосочеаниями чн, чк, щн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: Правописание ЧК ЧН, ЩН.

Цель урока:   учить правильно произносить слова с шипящими звуками; создать условия для ознакомления обучающихся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, щн. 

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные: научатся находить в словах сочетания чн, чк, щн, подбирать примеры слов с такими сочетаниями;

-метапредметные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-личностные: развитие навыков сотрудничетва со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Давайте поприветствуем друг друга

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

  1. Чистописание.

- Как всегда, начнём урок с чистописания.

На доске учитель показывает правильное написание букв Ч и ч, их соединений и слов луч, часы, туча.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску и в свои тетради. Как вы думаете, какая буква будет героиней нашего урока? О какой букве мы будем с вами сегодня говорить? (Ответы детей)

- Какое правило при написании слов с этой буквой вы уже знаете?

-Есть ли это правило в словах, которые мы записали? Подчеркните его.

3. Объяснение нового материала.

На доске:

                 ЧК                                                            ЧН

печка                 свечка                                печник             сочный

удочка               ёлочка                               скучный           ёлочный

- Прочитайте слова из первого столбика.

-А теперь прочитайте слова из второго столбика.

- Произнесите [ч,]. Какой это звук?

- Есть ли у этого звука парный согласный по твёрдости?

-Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

-Почему?

- Как написаны сочетания чк, чн на доске?

- Кто может вывести правило сам из наших наблюдений?

Звук [ч,] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.

- Вы правильно сформулировали правило о написании сочетаний чк, чн. Спишите слова с доски и подчеркните орфограмму.

4. Первичное закрепление. Работа парами.

- Сейчас вы получите карточки. Вам надо будет составить и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Работать вы будете в парах. Если пара работу заканчивает, поднимает руки. Первые три пары, выполнившие работу, получают оценки.

Образец: быстрая (река) речка.

Рыжие (белки), хитрая (лисица), шустрые (синицы), золотое (яйцо), маленькие (собаки), (сказка) герой, (сок) арбуз, (удача) день, (река) трамвай, (ёлка) игрушки.

5. Дифференцированное задание.

- Ребята, а сейчас вы выполните задание, которое сами выберете себе по силам. На одних карточках будет текст,из которого надо будет выписать слова с сочетаниями чк и чн и подчеркнуть орфограмму. А на других карточках будет текст, где надо будет изменить подчёркнутые слова так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн, а потом выписать эти слова и подчеркнуть орфограмму. Если вы правильно справитесь с заданием, то выписанные слова у всех должны получиться одинаковыми.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

Шла лисица по дорожке. Нашла скалку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисица-сестрица на лавку. Скалку спрятала под печь.

Выписанные слова: лисичка, скалочку, лисичка-сестричка, лавочку, скалочку, печку.

6. Физминутка.

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, чк, чк, чк!

Кочка, точка, звёздочка!

Шуточка, минуточка,

Дочка, прибауточка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка!

Ёлочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка.

Сочный, умный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Как писать чн, чк.

7. Работа над правильным произношением слов.

-Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. Произносите стихотворение вместе со мной.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

8. Отгадывание загадок.

- Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы напишите слова – отгадки в тетради. Можно совещаться с соседом.

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы;

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Грамоты не знаю,

А век пишу.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

-Какие слова-отгадки вы написали? (Краски и кисточка, одуванчик, ручка, удочка)

9. Дидактическая игра.

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто это? Что это?» Вам надо угадать зашифрованные слова.

_ _ _ почка

-В этой почке нить накала.

_ _ почка

-Эта почка из металла.

_ пи _ кА

-Эта пика не остра.

(Лампочка, цепочка, спичка)

10. Рефлексия подведение итогов урока.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Всё ли вам было понятно?

- Почему надо запомнить написание буквосочетаний чк, чн?

-Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные сегодня на уроке знания?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы....

Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...

Конспект урока русского языка "Сочетания чк, чн" (1 класс)

Конспект урока по УМК "Планета знаний"...