конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazykat2tklass.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО (полностью) | Лось Ольга Александровна | |
Место работы | МБОУ СОШ №1 | |
Должность | учитель | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 2 | |
Тема и номер урока в теме | Урок №1 Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | |
Базовый учебник | Учебник «Русский язык» Полякова А.В., 2011 |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка
Тема урока: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Цель и задачи урока
Цели: Формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Закреплять знания о многозначности слов.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.
Тип урока закрепление изученного материала
- Формы работы учащихся
- самостоятельная;
- групповая;
- фронтальная работа.
- Необходимое техническое оборудование
Карточка со словарным словом Ученик.
Рисунки сказочных героев –поросят Ниф, Наф, Нуф.
Проектор, экран, компьютер.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 |
№ 193409 | ЦОР | Текст с иллюстрацией | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/view/ | |
2 | Жи-ши №193402 | ЦОР | Текст с иллюстрацией | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/view/ | |
3 | Ча-ща,Чу-щу,Жи-ши №193850 | ЦОР | Интерактивное задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/view/ | |
4 | Чу-щу №193621 | ЦОР | Интерактивное задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/view/ |
Ход урока
I. Организационный момент.
У. Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь. Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И, А, У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на ступеньках с названиями планирующими нашу работу на уроке.
Доска оформлена:
Ж, Ш, Ч, Щ
И, А, У
5. Я Знайка
4. Я тренируюсь
3. Я пробую
2. Я готов
1. Я справлюсь
II. Сообщение темы урока.
У. Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока.
А) У. –Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Д. – Это буква Ч.
Б) У.– Играющий щенок,
Кверху лапками он лег.
Д.– Это буква Щ.
В) У. – Это- Ж ,
А это-К,
Целый жук
И полжука.
Д.- Буква Ж..
Г) У.- Ах, табуретка хороша!
Перевернул-
И буква Ш!
У.- Вот эти буквы показывают тему нашего урока: Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Момент чистописания.
а) У.- Прежде, чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите:
Чем или кем вы представляете свою ручку?
Д. – Легким перышком птицы.
- Порхающей бабочкой в моей руке.
- Капелькой росы в моей ладошке.
б) Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.
в) Учитель на доске показывает образец написания сочетаний ж ш, ч щ.
У.- Правильно взяли ручки, чтобы росинка не скатилась и красиво пишем в тетради прописные слияния букв ж-ш, ч-щ.
г) Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.
III. Работа над новым материалом
1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ (с выделением звуков)
У. – Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж, Ш, Ч, Щ.?
Задания на устное упражнение в распознавании звуков. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/view/
(дети отвечают на поставленные вопросы. Ошибки учитель не исправляет. После ,посмотрев еще раз данный ресурс они сами все исправят)
У.- В конверте дана карточка со словами, с которыми нам хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово, а вам нужно поднять руку, если услышите в слове шипящий звук.
(Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол.)
Дети, выполняя условия игры (поднятие руки на шипящий звук), упражняются в распознавании звуков.
У.- Вы уверенно справились с этим заданием. Вот уже стоите на первой ступеньке
А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?
2-я СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ (вывести правила)
Из конверта достается и вывешивается на доску карточка со скороговоркой.
“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.
У.- а) Прочитайте скороговорку про себя.
б) Прочитайте хором вслух.
в) Кто быстрее прочитает?
г) Заменяя слова, но, не меняя смысла, произнесите:
– с удивлением.
Д. –Почему щеки в чернилах?
– с осуждением.
Д.- Какой неаккуратный ученик.
У. –А вы, ребята, когда видите такого ученика постарайтесь не осуждать и узнать причину его неаккуратности. Может, вы чем-то можете помочь ему.
– а сейчас произнесите с восторгом.
Д.- Какой усердный ученик!
У. –А вы тоже очень усердные и старательные ученики. Все уже запомнили эту скороговорку и сможете её по памяти записать. А чтобы грамотно написать, надо выделить орфограмму в словарном слове “ученик”.
Дети записывают скороговорку в тетрадь по памяти.
У.- А теперь повторение пройденного материала. Выделите шипящие звуки в словах этой скороговорки.
“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.
У.- А что ещё мы можем сказать о буквах Ч, Щ?
Д.- Они всегда мягкие.
У.- А буквы Ж, Ш?
Д.- Они всегда твердые. После твердых согласных пишутся буквы А, О, У, Э, Ы.
У.- А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?
(Дети говорят правило.)
“Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий.
Давайте еще раз посмотрим на экран и ответим на вопросы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/view/
У.- Я сегодня раскрою вам исторический секрет. Когда-то наши буквы Ж, Ш - были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И.
А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали буквы У и А.Сейчас же буквы Ж, Ш –всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. Посмотрите на карточки ЖИ-ШИ. И после букв Ч, Щ – пишутся А, У; посмотрите на карточки ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Сделаем вывод.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/view/
3-я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ
Задание из следующего 3 конверта поможет подняться на ступеньку выше. Это задание не простое, а интерактивное. Вам нужно помочь садовнику собрать яблоки.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/view/
Дети записывают в тетрадь исправленные слова, подчеркивая орфограммы
4-я ступень. Я тренируюсь.
У.- А сейчас конверт с четвертой ступеньки даёт еще одно интерактивное задание. Сейчас вы отправитесь на рыбалку и будете ловить рыбу! не забудьте всю пойманную рыбку отправить себе в тетрадь (записать слова, подчеркнуть орфограммы)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/view/
5. СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).
У.- Выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверно уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я буду открывать окна, а вы проговариваете правила.
А кто же хозяева этого домика? А чтобы открыть дверь и познакомиться с ними, вам надо выполнить последнее задание из конверта с самой верхней ступеньки. Вы уже всё знаете, умеете и я уверена, что вы все справитесь с тестом на доске.
1) Выполните самостоятельно упражнение №50 в рабочей тетради
2) Вы теперь все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища. Проверьте выполнение задания вашим соседом по парте. Исправьте ошибки, если найдёте и похвалите друга за хорошо выполненное задание (идет взаимопроверка).
IV. Итог урока
Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А, У в кармашках костюмов.
У.- Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?
Д.- Три поросенка.
У.- У одного из них буква И, как его зовут?
Д.- Ниф-Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ)
У.- Ниф-Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А, какое у него правило?
Д.- Наф-Наф. (Проговаривают правило на написание сочетаний ЧА-ЩА)
У.- Наф-Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое?
Д.- Нуф-Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ)
У.- Он хвалит вас за старание! А вы любите разгадывать кроссворды? Поросята очень просят вас, ребята, помочь им разгадать кроссворд из упражнения №52.
Но прощаться настала пора…
Учебник закрыть нам пора…
С ним узнали мы много слов,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...
План- конспект урока русского языка " Правописание сочетаний чк-чн" 1 класс
Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока)...
План- конспект урока русского языка " Правописание сочетаний чк-чн" 1 класс
Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока)...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний чк, чн, щн"
Цель урока: учить правильно произносить слова с шипящими звуками, создать условия для ознакомления учащихся с правилом написания слов с буквосочеаниями чн, чк, щн....
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...