Конспект урока русского языка "Сочетания чк, чн" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока по УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
УМК «Планета знаний»
Отдельнова Нина Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2»
г.Алексина Тульской области
Тема учебного занятия: СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями чк, чн.
Задачи урока (деятельности учителя):
- Актуализировать знания детей в правописании сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
- Помочь детям усвоить, что звук Ч всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.
- Формировать умения правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Организовать работу в парах, самооценивание своей работы на уроке.
- Воспитывать интерес к родному языку, любовь к родной природе.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс (авт. Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина), тетрадь «Русский язык» 1 класс (авт. Т.М. Андрианова, И.В. Илюхина), дидактический материал.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
1.Научатся:
Доказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость согласного звука Ч в сочетаниях ЧК и ЧН.
2.Получат возможность научится:
Применять на письме правило о правописании буквосочетаний ЧК, ЧН.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Научатся:
- Осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- Вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с эталоном, находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях).
- Могут научиться:
- Понимать цель выполняемых действий;
- Оценивать правильность выполняемых заданий.
Познавательные:
- Научатся:
- Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
- Могут научиться:
- Выделять существенную информацию
Коммуникативные:
- Научатся:
- Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
2. Могут научиться:
- Выражать свои мысли, с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению.
Личностные
- У учащихся будут сформированы:
- Понимание важности нового социального статуса «ученик»;
- Внутренняя позиция активного участника процесса обучения;
- Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы.
- Учащиеся получат возможность для формирования:
- Познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
- Понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
Этапы работы; задачи деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учителя | УУД |
1.Мотивация учащихся на учебную деятельность Создать благоприятные условия для возникновения у учащихся внутренней потребности, включения в учебную деятельность | - Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Прозвенел звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. -Какой работой мы занимаемся на уроках? -Как получить хороший результат в учёбе? Что значит учиться? -А чему мы учимся на уроках русского языка? - Сегодня на уроке вы раскроете ещё одну тайну русского языка. На наш урок вы должны приготовить самое главное – свой ум. Что значит «приготовить свой ум»? - Как мы это делаем? - Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб – все посторонние мысли уходят. - Растираем ушки – голова будет лучше думать. - «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, слушать и будем внимательными. | - Мы учимся. - Это значит самому понять, чего не знаешь, а затем нужно постараться самому открыть новое знание. -Убрать не нужные мысли из головы и думать только об уроке, вспомнить, о чём мы говорили на прошлых уроках. - Мы делаем массаж. Дети выполняют массаж головы. | Коммуникативные (монологические высказывания) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
2.Актуализация знаний учащихся Вспомнить известные знания детей о правописании сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, о согласном звуке Ч | -Урок мы всегда начинаем с повторения. На доске у меня написаны два столбика слов. -Вставьте пропущенные буквы в слова первого столбика. Ч..до, щ..ка, ч..гун. -Какое правило, мы повторили? -Вставьте пропущенные буквы в слова второго столбика. Рощ.., ч..сы, ч..шка. - Какое правило, мы повторили? -Какие согласные буквы встречаются нам в этих сочетаниях? - Какие звуки они обозначают? - Дайте характеристику этим звукам. - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. | - Вставим букву У. - Чу, щу пишу с буквой У. - Вставим букву А. -Ча, ща пиши с буквой А. - Буквы ЧА и ЩА. -Согласные звуки Ч и Щ. - Согласные звуки Ч и Щ – глухие, непарные, всегда мягкие. | Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (логические: обобщение) |
3.Целеполагание Введение в тему урока, постановка учебной проблемы Выявление затруднения Определение темы урока, постановка и принятие цели учебной деятельности Построение проекта выхода из затруднения Игра на развитие фонематического слуха | - Ребята, к нам на урок пришли Знайка и Незнайка. (Уч-ль вывешивает картинки Знайки и Незнайки) - Учитель попросил их написать слова. Посмотрите, что у них получилось. Предлагаю вам поработать в парах, обсудить кто прав и почему. Обратите внимание, чем отличаются слова. На доске: птичка птичька речка речька сердечно сердечьно навечно навечьно -Чем отличаются? - Кто прав? Почему? - А вы, ребята, знаете почему у Знайки нет мягкого знака? - Значит, что вы испытываете? - Почему же мы не можем ответить на вопрос, как пишутся сочетания ЧК и ЧН? -Может кто-нибудь догадался, какая сегодня тема урока? (Уч-ль вывешивает тему урока.) - Назовите цель урока. - По какому плану мы будем работать, достигать нашей цели? (Уч-ль вывешивает план) - Вижу, что вы устали. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Прятки», искать вы будете не меня, а мой голос. Вы встанете ко мне спиной и будете поворачивать голову на мой голос только тогда, когда услышите слово с сочетанием ЧК или ЧН. (Уч-ль читает строчки из стихотворений) Ручки спляшите разок, Будет вам завтра пирог! Ах, вы мои. Мастерички, Быстрые ручки – сестрички! Яблочный будет пирог, Только спляшите разок. Ребятам почемучкам Интересно всё на свете, Потому что почемучки Любознательные дети. Хорошо, что почемучки Есть всегда среди ребят, На вопросы почемучкам Отвечайте все подряд. | Дети работают в парах, обсуждают написание слов. - У Незнайки есть мягкий знак, а Знайки нет. - Знайка. Незнайка не знает правила. - Нет. -Затруднение. - Мы не изучали. У нас нет правила. -Сочетания ЧК, ЧН. - Узнать правило и научиться писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Дети проговаривают план:
Дети поворачиваются на голос только тогда, когда услышат слова с сочетаниями ЧК, ЧН. | Познавательные (постановка проблемы, логические: выбор критериев для сравнения) Коммуникативные (управление поведение партнёра, умение договариваться) Познавательные (формулирование темы и познавательной цели) Регулятивные (планирование) Личностные (здоровьесбережение: зарядка физическая и умственная) |
4.Открытие новых знаний | -Посмотрите на сочетания ЧК и ЧН. Какая буква встречается в обоих сочетаниях? -Какой звук она обозначает? -Вспомните и напомните другим какой это звук? - А раз звук Ч – всегда мягкий, то необходимо ли обозначать мягкость согласного в сочетаниях ЧК, ЧН мягким знаком? - Какой вывод можем сделать? - Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали, прочитаем правило в учебнике на странице 54. -Какой пункт нашего плана мы выполнили? | -В этих сочетаниях встречается буква ча. -Буква ча обозначает звук Ч. -Звук Ч- согласный, глухой, непарный, мягкий. -Нет. - В сочетаниях ЧК, ЧН мягкий знак не пишется. Уч-ся открывают учебник на странице 54, читают правило. - Первый, узнали правило. | Познавательные (анализ- выделение признаков, решение проблемы, логические: обобщение) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
5.Первичное закрепление Чистописание | - Чтобы не оказаться на месте Незнайки будем закреплять полученные знания. -Откройте тетради на странице 12. Рассмотрите буквосочетания ЧК,ЧН. Прокомментируйте их написание. - Обведите образец. -А теперь самостоятельно запишите каллиграфически правильно сочетания ЧК и ЧН. - Прочитайте слово, записанное у нас на странице. - Сколько слогов в слове девочка? -Поставьте ударение. - Назовите орфограммы. - Почему сочетание ЧК без мягкого знака? - Запишите слово девочка, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. - Ребята, какое время года наступило? - Скоро из тёплых краёв вернутся перелётные птицы. Отгадайте загадку, назовите птичку. Я проворна легко крыла Хвост раздвоен, точно вилы. Если я летаю низко,- Значит, дождик где-то близко. (Уч-ль вывешивает картинку) -Запишите отгадку. (Уч-ль записывает на доске) -Валерия приготовила нам стихотворение о ласточке. -О пользе ласточек нам расскажет Лали. -Свои домики ласточки строят под крышами домов, а люди сбивают их. Но зная теперь о пользе ласточек, мы можем всем сказать, что нельзя разорять их гнёзда. - Послушайте ещё одну загадку. На шесте – дворец, Во дворце – певец. Кто это? (Уч-ль вывешивает картинку скворца) - Люди часто строят им домики, как мы их называем? - Запишите это слово. (Уч-ль записывает на доске) - Дети, обратите внимание, мы произносим скворешники, а пишем скворечники. - Давайте отдохнём и опять писать начнём. Физкультминутка Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Повернись вокруг себя. Влево, вправо – раз-два! Руки вверх мы все подняли, На носочки поднялись. Руки опустили, А теперь присели вниз, Коленки обхватили. Снова встали – ноги вместе И уже сидим на месте. | Дети открывают тетради, комментируют написание сочетаний ЧК, ЧН. Дети записывают сочетания. -В слове девочка 3 слога. - Первый слог ударный. - Безударная О, сочетание ЧК без мягкого знака. Дети записывают слово, ставят ударение, обозначают орфограммы. - Весна. -Ласточка. Запись слова ЛАСТОЧКА. Чтение стихотворения наизусть. Выступление Лали. - Скворец. - Скворечники. Дети записывают слово скворечники в тетрадь. | Позгавательные (построение причинно- следственной связи, доказательство) Познавательные (логические: анализ, синтез) Личностные (добрые отношения с природой) Личностные (здоровьесберегающий аспект жизни) |
6.Закрепление нового знания в самостоятельной работе, формирование первичных умений на основе самоконтроля | - Давайте обратимся к нашему плану. Что мы уже сделали? - Что мы теперь должны сделать? - Правильно. Сейчас вы будете выполнять упражнение 3 на странице 54 и проверите, как усвоили новое знание. Прочитайте слова в столбике. Прочитайте задание. Прочитайте слова данные для образца. Назовите, одним словом все эти три слова. На какие вопросы отвечают слова река, речка? - Что означают эти слова? - На какой вопрос отвечает слово речной? Что оно означает? - Назовите орфограммы в словах речка и речной. - Теперь вы будете самостоятельно подбирать родственные слова к словам рука, ночь, печь. Но сначала вы на полях нарисуете две волшебные линеечки, на одной отметьте, как вы думаете, справитесь с заданием или нет, сделаем прогноз. -Давайте проверим, какие вы написали слова. На доске: Река-ручка – ручной. Ночь-ночка – ночной. Печь-печка –печной. -Отметьте на второй линеечке, как вы справились с заданием. - Поднимите руку, те у кого совпали результаты на линеечках. - Поднимите руку те у кого результат выше, чем он оценил себя. - Молодцы! Надеюсь, что и другие ребята запомнили правило и научились писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН. | - Мы узнали правило, научились применять при написании слов с сочетаниями ЧК и ЧН. - Потренироваться писать слова с сочетаниями чк, чн в самостоятельной работе. - Родственники. - Что? -Река большая, речка маленькая. - Какой? -Что-то на реке, например, речной вокзал. - ЧК Дети делают прогноз самостоятельной работы. Дети сверяют написание слов. | Познавательные (структурирование знаний) Регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция, оценка) |
7.Итог урока, рефлексия Формирование умения адекватно оценивать себя и свою деятельность | - Какую цель поставили в начале урока? - Какую тайну русского языка узнали? - Где пригодятся вам эти знания? - Эти знания помогу вам не оказаться на месте Незнайки. - Выберите любое высказывание и продолжите его. | Высказывания детей | Регулятивные (удержание целей и задач урока, адекватная оценка выполненных действий) Личностные (способность к самооценке учебной деятельности) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.
Как создать на уроке ситуацию успеха?...
Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.
Формировать УУД:- Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...
1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."
1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...
Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.
Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...