Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 574.67 КБ |
Презентация к конспекту | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
УМК: Школа России
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель: научиться распознавать имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Планируемые достижения:
Предметные результаты:
Знания: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.
Умения:
- Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
- Находить устаревшие слова — имена существительные.
- Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника
- выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Личностные результаты:
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы(оборудование):
для учащихся:
- учебник УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс 2 часть, стр. 12-14.
- карточки с заданием
- тетрадь
для учителя:
- учебник УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс 2 часть, стр. 12-14.
- Презентация, проектор
Ход мероприятия:
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников | время |
Личностные результаты:
| I этап: самоопределение к деятельности. Ребята, я сегодня с вами буду здороваться необычным способом. С кем я поздороваюсь, тихо сядут на свое место. Здравствуйте у кого сейчас хорошее настроение. (Если сядут не все, то учитель продолжает: Здравствуйте, кто родился летом! Здравствуйте, все, кто родился зимой! Здравствуйте, все, кто родился весной! Здравствуйте, кто родился осенью! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Надеюсь, что сегодняшний урок для нас будет плодотворный, принесет нам радость общения друг с другом и даст возможность пополнить багаж знаний. Успехов вам и удач. Открываем тетради, отступаем две строки вниз от домашней работы и записываем число, ниже записываем «классная работа». | Здравствуйте. Проверяют готовность к уроку. Открывают тетрадь, записывают число, «классная работа». | 3 мин |
Познавательные УУД: -осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: -выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме; Коммуникативные УУД: | II этап: актуализация опорных знаний. Посмотрите внимательно на слайд и подумайте, какое задание можно выполнить – Учит_ль Г_рой М_рковь За_ц В_рона Б_рёза Гв_здика П_эт К_рова М_шина С_поги Р_бята Какими являются данные слова? Сравните свою запись в тетради со словами на доске. Если вы допустили ошибки, то исправьте их. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки? (Молодцы вы хорошо знаете словарные слова, поставьте на полях зеленый кружок). У кого одна – две ошибки, поднимите руки? (Будьте внимательнее, поставьте на полях желтый кружок). У кого три и более ошибки, поднимите руки? (Вам стоит постараться и быть внимательнее, поставьте на полях красный кружок). Какой частью речи являются слова? Докажите, что это имена существительные. Что ещё вы знаете об имени существительном? | Вставить пропущенные буквы Учитель Герой Морковь Заяц Ворона Берёза Гвоздика Поэт Корова Машина Сапоги Ребята Данные слова являются словарными. Записывают слова в тетрадь. Ставят на полях кружочки, соответствующие количеству сделанных ошибок. Эти слова являются существительными. Данные слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, растения, явления природы, события, географические названия. | 3 мин |
Познавательные УУД: ---Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Регулятивные УУД: -Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности | III этап: постановка учебной задачи.
На какие две группы можно разделить словарные слова, которые вы записали? Что объединяет слова, отвечающие на вопрос кто? Что объединяет слова, отвечающие на вопрос что? Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными? Какую группу имён сущ. назовём неодушевленными? Определите тему урока. Посмотрите на слайд. На ней вы видите слова, но они расставлены не по порядку. В данных словах скрывается цель нашего урока. Ваша задача расставить данные слова по порядку и озвучить цель урока. | Слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Здесь все живое Здесь все неживое. Где все живое. Где все неживое. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Цель урока: научиться распознавать имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 4 мин |
Познавательные УУД: --Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Регулятивные УУД: -Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника -выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; Личностные результаты: -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; | IV этап: открытие нового знания. На какой вопрос отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных? Вспомните новые понятия, к какому из них будут относиться эти существительные? Что мы относим к неодушевленным существительным? Откройте учебник на 12 странице и прочитайте рубрику «Вспомните». К такому ли выводу мы пришли сами? Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённые. Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл? Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. Что мы делаем в первую очередь со словом? Как узнать какой частью речи является слово? Вопрос задали, часть речи узнали. Что остается? Выполним упражнение №16 на 12 странице учебника. Прочитайте задание. Что обозначает каждое слово? Почему вы затруднились определить лексическое значение некоторых слов? Вы прочитали устаревшие слова. Они уже не употребляются в современной речи. Одни слова обозначают предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни: бурлак, боярин, другие слова заменены новыми: ветрило – парус, ланиты – щеки, длань – рука. Из данного упражнения выпишите одушевленные имена существительные, поставьте ударение. К доске пойдет _____. Теперь поработаем со словарем. Выполним упражнение №20 на 14 странице учебника. Прочитайте задание. Ваш задача выписать из словаря 10 слов – пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных и составить одно предложение с одним из этих существительных. К доске пойдут два человека – это ___ и ___. ___ выписывает пять одушевленных имен существительных, а ___ выписывает пять неодушевленных имен существительных. Остальные выполняют данное упражнение в тетрадях. На выполнение задания вам 3 минуты. Итак, прочитайте несколько предложений, которые вы составили, назовите существительное, задайте к нему вопрос и определите, существительное является одушевленным или неодушевленным. | Имена существительные, обозначающие людей и животных, отвечают на вопрос кто? Одушевленные существительные Существительные, которые отвечают на вопрос: Что? Да Произносят слова. Одуш-ое – то что дышит, живет. Неодуш-ое – не дышит, не живет. Читаем Задаем вопрос Определить одуш/ неодуш Царь – правитель, око – глаз, уста – губы, купец – торговец, престол – трон монарха, чело – лоб, слуга – раб, кольчуга – доспехи, перст – палец руки, вершок – мера длины, барин – богач, кафтан – верхняя мужская одежда, карета – закрытая повозка, бурлак – рабочий, ветрило – парус. Мы затруднились определить лексическое значение некоторых слов потому, что не слышали и не употребляли данные слова. Выписывают одушевленные имена существительные: царь, купец, слуга, барин, бурлак. Одушевленные имена существительные: воробей, герой, девочка, заяц, класс. Наш класс сегодня изучил новую тему по русскому языку. Неодушевленные имена существительные: алфавит, альбом, береза, лопата, лагерь. Летом я поеду в лагерь. Учащиеся читают свои предложения, называют существительные, задают к ним вопросы и определяют одушевленность/неодушевленность. | 18 мин |
Познавательные УУД: -Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: -ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | V этап: первичное закрепление. Предлагаю потренироваться. У вас на партах лежат по две карточки. Я называю слово, а вы, определив грамматическую категорию: одушевленность-неодушевленность, поднимаете сигнальную карточку (О – одушевленное существительное, Н – неодушевленное существительное). Работаем в паре. Слова для работы: Солнце, человек, олень, сумка, друзья, учитель, дерево, Оксана, парта, страна, цветок, кошка, ящерица, лотерея, тигренок. | Солнце – одушевленное сущ. Человек – одушевленное сущ. Олень – одушевленное сущ. Сумка – неодушевленное сущ. Друзья – одушевленное сущ. Учитель – одушевленное сущ. Дерево – неодушевленное сущ. Оксана – одушевленное сущ. Парта – неодушевленное сущ. Страна – неодушевленное сущ. Цветок – неодушевленное сущ. Кошка – одушевленное сущ. Ящерица – одушевленное сущ. Лотерея – неодушевленное сущ. Тигренок - одушевленное сущ. | 3 мин |
Познавательные УУД: -Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Регулятивные УУД: -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Личностные результаты:
Коммуникативные УУД: -осуществлять взаимоконтроль; | VI этап: самостоятельная работа с проверкой по эталону. Итак, перед вами лежат карточки с тестом. Ваша задача – выбрать правильный вариант ответа и обвести его в кружок. На выполнение задания вам 5 минут. Вопрос № 1 Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос? а) что? б) кто? Вопрос № 2 Существительное – это а) самостоятельная часть речи б) служебная часть речи Вопрос № 3 Имена существительные обозначают … а) предмет б) признак предмета в) действие Вопрос № 4 Найдите имена собственные а) Коля, Вероника, Алина б) кошка, Сережа, дом Вопрос № 5 Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос? а) кто? б) что? Вопрос № 6 Найдите одушевленные имена существительные а) дерево б) стол в) девочка г) птица д) пенал Вопрос № 7 Найдите группу слов, которые состоят только из неодушевленных существительных а) рыба, телефон, стекло, горох, собака б) красный, телевизор, человек, ходить, пять в) блокнот, книга, дверь, молоток, мел Вопрос № 8 Найди группу слов, состоящую только из одушевленных существительных а) директор, бабочка, дельфин, папа, шахтер б) солнце, туча, дождь, магазин, холодно в) бег, тарелка, туфля, красивый, дракон Вопрос № 9 Сколько существительных в этом тексте? Птицы часто прилетают к нашим жилым домам. Рядом с жильем можно найти замечательный обед или ужин. Вот стайка птиц кружит над большим двором. а) 2 б) 3 в) 1 Посмотрите на слайд. На нем представлены ответы к Вашему тесту. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест. (Критерии отметки к заданию: 9 правильных ответов – отметка «5»; 7-8 правильных ответов – отметка «4» 5-6 правильных ответов – отметка «3» Меньше 5 правильных ответов – отметка «2».) | Вопрос № 1 Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос? а) что? б) кто? Вопрос № 2 Существительное – это а) самостоятельная часть речи б) служебная часть речи Вопрос № 3 Имена существительные обозначают … а) предмет б) признак предмета в) действие Вопрос № 4 Найдите одушевленные имена существительные а) дом, машина, парта б) кошка, Сережа, мама Вопрос № 5 Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос? а) кто? б) что? Вопрос № 6 Найдите неодушевленные имена существительные а) дерево б) стол в) девочка г) птица д) пенал Вопрос № 7 Найдите группу слов, которые состоят только из неодушевленных существительных а) рыба, телефон, стекло, горох, собака б) красный, телевизор, человек, ходить, пять в) блокнот, книга, дверь, молоток, мел Вопрос № 8 Найди группу слов, состоящую только из одушевленных существительных а) директор, бабочка, дельфин, папа, шахтер б) солнце, туча, дождь, магазин, холодно в) бег, тарелка, туфля, красивый, дракон Вопрос № 9 Сколько существительных в этом тексте? Птицы часто прилетают к нашим жилым домам. а) 2 б) 3 в) 1 | 7 мин |
Познавательные УУД: -Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Регулятивные УУД: - выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; | VII этап: включение нового знания в систему знаний и повторение. Сейчас проведём пресс – конференцию. Поменяемся ролями. Вы будете формулировать и задавать вопросы, а я буду на них отвечать.
Имена существительные, которые обозначают люде и животных называются одушевленные имена существительные. Одушевленный имена существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? | Что такое имя существительное? Что могут обозначать имена существительные в широком смысле слова? Как называются имена существительные, которые обозначают людей и животных? На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? На какой вопрос отвечают неодушевленные имена сущ.? | 4 мин. |
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе Личностные результаты:
| VIII этап: рефлексия. Ребята, вспомните, над какой темой мы работали? Какая цель перед нами стояла? Достигли ли мы цель нашего урока? Какие новые понятия услышали? Чему научились на уроке? Вложите в свои тетради тест и передайте тетради с последних парт на первые. Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно будет выполнить упражнение №15 на 12 странице учебника. Закрыли дневники. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились. Ведь знания ваши нам всем пригодились. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Перед нами стояла цель: Научиться распознавать имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Да Одушевленные и неодушевленный имена существительные. На уроке научились определять одушевленность/неодушевленность имен существительных. | 3 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Имена , научиться, существительные, распознавать, классифицировать, имена, одушевленные и неодушевленные, существительные
Цель урока: Н аучиться распознавать имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Самостоятельная работа Ответы Вопрос № 1 – Б Вопрос № 2 – А Вопрос № 3 – А Вопрос № 4 – Б Вопрос № 5 – Б Вопрос № 6 – А, Б, Д Вопрос № 7 – В Вопрос № 8 – А Вопрос № 9 – А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...
Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка с применением системно-деятельностного подхода с дидактическим материалом для работы в парах и группах....
конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"
Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 3 класс
Урок формирует умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивает память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, воспитывает любовь к Родине, к русскому языку....
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Конспект урока по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленны имена существительные" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...