Урок русского языка по теме "Суффикс как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Матвеева Светлана Юрьевна

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Суффикс как часть слова"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык -2 класс

Учебное издание: Иванов С.В.,ЕвдокимоваА.О.,Кузнецова М.И.

СУФФИКС

Тема:  Суффикс как часть слова

Цель:

  развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать

Задачи:

-познакомить с суффиксом как частью слова;

-познакомить с основными признаками:

                                                                   -имеет значение;

                                                                   -служит для образования новых слов;

                                                                   -стоит за корнем

                                                                   

                                                                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Познавательные УУД -1,3

Личностные результаты - 3

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 

– Посмотрите на экран.

– Что вы видите? (Ученик идёт в школу.)

– Подберите синоним к слову ученик. (Школьник.)

– На какой вопрос отвечает слово школа? (Что.)

– Что обозначает это слово? (Школа - это место, где учатся.)

– Что обозначает слово школьник? (Школьник - это тот, кто ходит в школу.)

– Посмотрите следующий кадр.

– Каков состав слова школа? (Слово школа состоит из корня и окончания.)

–Каков состав слова школьник? (Слово школьник состоит из корня, нулевого окончания и ещё одной части.)

– Эта часть, ребята, называется суффикс. Посмотрите, как мы её будем обозначать.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

             Регулятивные УУД  - 1,3

            Личностные результаты -3

– Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с суффиксом. Узнать его основные признаки.) 

 –Составим план работы.

После ответов учеников на экране появляется план.

1. Что такое суффикс?

2. Зачем в слове нужен суффикс?

3. Какие бывают суффиксы?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Откройте, ребята, учебник на странице 107. Найдите упр.1.

  1. Упр. 1 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

Выполняется фронтально, устно. Учитель дублирует материал упражнения на доске. Ученики по очереди выходят к доске и выполняют необходимые действия с подробным комментированием.

– Найдите в словах, обозначающих  детёнышей животных, корень и окончание. (Ищем корень в слове (со) слонёнком. Корень - это общая часть родственных слов, в словах слон и слонёнок общая часть слон, значит, корень этих родственных слов –слон-. Ищем окончание, для этого нужно изменить форму слова (со) слонёнком: (есть) слонёнок, (нет) слонёнка, (подойду к) слонёнку, (вижу) слонёнка, (любуюсь)  слонёнком, (говорю о ) слонёнке; значит окончание –ом.)

         На доске в столбик записываются слова (со) слонёнком

                                                                            (с) лосёнком

                                                                           (с) орлёнком

                                                                           (с) козлёнком

                                                                          (с) совёнком

                                                                          (с) лисёнком

       

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.

– Найдите общую часть в словах. (-ёнк-)

На доске записывается: часть слова.

– Как она называется? (Суффикс.)

– Почему часть (-ёнк-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

– Где находится суффикс в словах? (После корня.)

На доске записывается: после корня.

– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть детёнышей животных.)

Запись на доске: новые слова.

– Сделайте вывод: что мы заметили в последних словах каждого предложения? (Во всех этих словах есть часть, с помощью которой они образовались от родственных слов; эта часть стоит за корнем, в ней «прячется» значение, которым отличается образованное слово от исходного )

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

                   Познавательные УУД – 3,5

        Коммуникативные УУД – 3,1,4

1. Работа по учебнику.

Упр. 2 – закрепление новых знаний, отработка умения образовывать новые слова с опорой на заданную модель, графически обозначать суффиксы.

–Посмотрите внимательно на ряды слов.  В каждом ряду написаны формы одного и того же слова или родственные слова? (Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое появляется при образовании этого слова и содержится в суффиксе).

–Допишите ряды слов. Обозначьте суффиксы.

–Сделайте вывод: какой суффикс помогает образовать слово, обозначающее детёныша животного (-онок- ,-ёнок-), а маму (-иц-, -их-) ?

На экране появляется запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш».

Упр.3 – работа в паре, знакомство с группой суффиксов: -анин-, (-янин-), -ан-, (-ян-), их значением; образование новых слов с помощью этих суффиксов.

Выполняется устно, в паре.

Во время проверки после ответов учеников учитель на доске записывает слова, выделяя корни и суффиксы.

–Сделайте вывод: какой суффикс помогает образовать слово, называющее людей по месту их жительства? (-анин-, -янин-, -ан-, -ян-.)

 На экране появляется запись: -анин-, -янин-, -ан-, -ян- житель какой-либо страны, города, края.

Упр.4. – наблюдение за уменьшительно - ласкательными суффиксами.

–Выпишите выделенные слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета. На какой вопрос отвечают эти слова? Как они называются?

   Слова хозяюшка, избушка, собачка, мышка, лапкою  выносятся на доску, в них выделяются суффиксы. 

–Назовите слова, от которых образовались данные слова. (Хозяйка, изба, собака, мышь, лапа.)

–Чем отличаются новые образованные слова от исходных?( У них появилось новое значение: уменьшительно- ласкательное.)

– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ушк-, -юшк-, –к-.)

–Сделайте вывод: какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательные значения? (-ушк-, –юшк-, -к-.)

На экране появляется запись: -ушк-, -юшк-, -к- – уменьшительно-ласкательный.

Игра «Побудь волшебником».

– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: шуба, зима, рука, поле. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Регулятивные УУД – 4

Познавательные УУД - 4

– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными? (Одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение).  

–С какой новой частью слова мы сегодня познакомились на уроке? (С суффиксом.)

–Суффикс – это значимая часть слова? (Да, каждый суффикс имеет своё значение.)

–Для чего нужен суффикс? ( Он служит для образования новых слов.)

–Где в слове стоит суффикс? (Суффикс стоит за корнем.)

         

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок» Упр. 63.

Деятельность учеников:

Выделять суффикс в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Части слова".

Материал содержит конспект урока русского языка в форме решения проктной задачи. Тема урока "Части слова. Разбор по составу"....

Урок русского языка.Тема: « Приставка как часть слова»

Цель урока познакомить с приставкой , как значимой частью слова стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов, организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состав...