Конспект урока "Что такое части речи?".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку для второго класса.
Дает понятия о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi.docx | 246.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык
Тема урока: «Что такое части речи?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
- использовать специальную терминологию при определении частей речи.
- выражать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
- оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий, презентация, цветные карандаши, листы самооценки, иллюстрации, карточки с заданиями, кластер.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
1. Приветствие учащихся.
– Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь, ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов, и удачи на сегодняшний день.
2. Проверка готовности к уроку.
– Сейчас у нас урок русского языка, проверяем готовность. И начинаем работать.
II. Актуализация имеющихся знаний.
1. Минутка чистописания.
Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.
2. Словарная работа.
- Как вы понимаете смысл пословицы «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»?
-Запишите пословицу к себе в тетрадь.
- Какие звуки обозначает буква С?
- Посчитайте сколько раз в пословице встретился звук [с]?
- Старик выловил неводом слова: лягушка, лисица, работа, медведь, заяц.
- Какие это слова? Запишите в тетрадь.
-А проверить орфографическое написание слов нам поможет Старуха.
-Ребята, как вы думаете, какое слово лишнее?
-А как нужно работать на уроке?
- Вместе с нами сегодня на уроке будут работать сказочные герои.
- Прежде чем мы отправимся покорять новые вершины, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
- Откройте содержание учебника, посмотрите и скажите, как называется раздел, который мы изучили? (Звуки и буквы)
- Что мы изучали в этом разделе? (Изучали орфограммы русского языка).
- Золотая рыбка предлагает вспомнить, какие орфограммы мы изучали, выполнив задание.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Из какой они сказки?
Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, тр_ва.
- Какие буквы пропущены? Докажите свое мнение. Один ученик работает у доски.
- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим? (Речь)
- Из чего состоит речь?
- Все слова нашей речи делятся на группы, части.
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
- А на какие группы можно поделить эти слова?
- По какому признаку слова распределены на три группы?
- Что обозначают слова первой, второй, третьей группы?
- Какую роль они играют в русском языке?
-Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока.
-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
Гимнастика для глаз:
- Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза, найдите в классе Чебурашку. Посмотрите на него.
Закройте глаза, сосчитайте до 3. Откройте глаза и найдите Айболита. Посмотрите на него.
IV. Совместное открытие знаний.
- В волшебной стране Русский Язык каждая часть речи имеет свое название.
- Что нам поможет узнать эти названия? (Учебник)
- Откройте учебник на с.41. В виде чего представлена информация? Как она называется?
- Поработайте, пожалуйста, в паре.
Напоминаю правила работы в парах:
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно и ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищу, если он об этом просит.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
- Проанализируйте эту схему.
- Что мы уже знаем из схемы?
- Какая информация является новой для нас?
- В русском языке принято сокращать части речи на письме так:
Существительное – сущ.
Прилагательное – прил.
Глагол – гл.
- А почему эти группы именно так называются?
- Мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок.
«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!
Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)!
А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать?
На доске поочередно появляются изображения волшебников.
- Как вы поняли, почему существительное так называется? Глагол? Прилагательное?
ФИЗМИНУТКА
- что слова-предметы отвечают на вопросы кто-что?, слова-признаки – какой? и тд, слова-действия – что делать? и тд
- названия частей речи (сущ, прил, глаг)
Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают;
- не знаем
Повторяют правила работы в группе
Слушают текст
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.
-Что же называют частями речи? (зачитать)
-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)
-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)
- На доске изображения волшебников с названиями, 3 бочки и карточки со словами.
- Пока волшебники бежали к нам на урок, они рассыпали слова из сказки, которые лежали в их корзинах. Сформулируете задание?
- Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово, Белочка принесла вам в помощь алгоритм, который лежит на парте. Прочитайте его.
1. Задать к слову вопрос.
2. Определить, что обозначает слово.
3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.
- Выходить будем по очереди. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение.
Лебедь, красивая, белочка, орешки, царевна, слуги, злые, грызла, остров, хрустальный, дом, морские, плыла, защищали, скорлупки, золотые.
- Чему мы учились?
Учились распознавать части речи
регулятивные: работать по предложенному плану;
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
ориентироваться в учебнике;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Самостоятельная работа на карточках.
-У вас на партах лежат задания. Выберите то задание, которое вам по силам.
Карточка №1
деревце
Карточка №2 Выполняют работу в карточках.
Оцени себя
Самопроверка по эталону. Самооценка.
Критерии оценивания:
• Все правильно – «5»
• 1 ошибка- «4»
• 2 –«3»
• Больше 3- «2»
Оцениваем свою работу, делаем вывод.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
-Что нового мы узнали сегодня на уроке?
-Какие бывают части речи?
-Что обозначает имя существительное?
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
-Что обозначает имя прилагательное?
-На какие вопросы отвечает?
-Что вы знаете о глаголе?
-Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает глагол?
Ученики по группам собирают «Части речи»
-Мы достигли поставленной цели? Докажите
-Какие сказочные герои помогали нам на уроке?
-Из каких они сказок?
-Кто автор этих сказок? (портрет автора на доске)
Перечисляют героев.
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
А.С.Пушкин
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
Возьмите в руки карандаш:
Зеленый – Все понял, смогу помочь другим!
Желтый – Понял, но не смогу объяснить другим, т.к. есть какие-то трудности!
Красный – Не понял, мне нужна помощь!
- Поднимите карандаши мальчики, а теперь девочки.
Выберите к каждому вопросу ответ, подчеркните тем карандашом, который у вас в руках.
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Материал урока мне был понятен / не понятен
легким / трудным
Оценивают свою работу.
Личностные:
IX. Домашнее задание.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.42 упр.71
-Прочитайте упражнение.
-Какие возникли вопросы по выполнению?
Записывают домашнее задание.
Разбирают упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык,карточки,части речи2
карточки части речи...
Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:• дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;• развиват...
Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:• формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;• раз...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"
Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема: Что такое части речи?
Тема урока: Что такое части речи?...
Конспект урока русского языка «Что такое части речи» (УМК «Перспектива» 2 класс Л.Ф. Климанова)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о частях речи; ознакомление обучающихся с именем существительным, глаголом и именем прилагательным, посредством указания основных их признаков....
Конспект урока по русскому языку. Тема "Что такое части речи?"
Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?" с отрывками из книг Т.Рик...