Конспект урока "Что такое части речи?".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Морозова Наталья Николаевна

Конспект урока по русскому языку для второго класса.

Дает понятия о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx246.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык

Тема урока: «Что такое части речи?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • использовать специальную терминологию при определении частей речи.
  • выражать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий, презентация, цветные карандаши, листы самооценки, иллюстрации, карточки с заданиями, кластер.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

1. Приветствие учащихся.

– Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь, ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов, и удачи на сегодняшний день.

2. Проверка готовности к уроку.

– Сейчас у нас урок русского языка, проверяем готовность. И начинаем работать.

II. Актуализация имеющихся знаний.

1. Минутка чистописания.

Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

hello_html_52e02281.jpghello_html_10ee54ab.gif

2. Словарная работа.

- Как вы понимаете смысл пословицы «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»?

-Запишите пословицу к себе в тетрадь.

- Какие звуки обозначает буква С?

- Посчитайте сколько раз в пословице встретился звук [с]?

- Старик выловил неводом слова: лягушка, лисица, работа, медведь, заяц.

- Какие это слова? Запишите в тетрадь.

-А проверить орфографическое написание слов нам поможет Старуха.

-Ребята, как вы думаете, какое слово лишнее?

-А как нужно работать на уроке?

- Вместе с нами сегодня на уроке будут работать сказочные герои.

- Прежде чем мы отправимся покорять новые вершины, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

- Откройте содержание учебника, посмотрите и скажите, как называется раздел, который мы изучили? (Звуки и буквы)

- Что мы изучали в этом разделе? (Изучали орфограммы русского языка).

- Золотая рыбка предлагает вспомнить, какие орфограммы мы изучали, выполнив задание.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Из какой они сказки?

Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, тр_ва.

- Какие буквы пропущены? Докажите свое мнение. Один ученик работает у доски.

- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим? (Речь)

- Из чего состоит речь?

- Все слова нашей речи делятся на группы, части.

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

- А на какие группы можно поделить эти слова?

- По какому признаку слова распределены на три группы?

- Что обозначают слова первой, второй, третьей группы?

- Какую роль они играют в русском языке?

-Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока.

-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Гимнастика для глаз:

- Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза, найдите в классе Чебурашку. Посмотрите на него.

Закройте глаза, сосчитайте до 3. Откройте глаза и найдите Айболита. Посмотрите на него.

IV. Совместное открытие знаний.

- В волшебной стране Русский Язык каждая часть речи имеет свое название.

- Что нам поможет узнать эти названия? (Учебник)

- Откройте учебник на с.41. В виде чего представлена информация? Как она называется?

hello_html_2a58f892.gif

- Поработайте, пожалуйста, в паре.

Напоминаю правила работы в парах:

  • Слушай, что говорят другие.
  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  • Говори спокойно и ясно, только по делу.
  • Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  • Помогай товарищу, если он об этом просит.
  • Точно выполняй возложенную на тебя роль.

- Проанализируйте эту схему.

- Что мы уже знаем из схемы?

- Какая информация является новой для нас?

- В русском языке принято сокращать части речи на письме так:

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

- А почему эти группы именно так называются?

- Мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок.

«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!                                                                         hello_html_6665a4dd.gif

Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)!

hello_html_m5de43ddb.jpg

А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать?

hello_html_3d81c0a6.jpg

На доске поочередно появляются изображения волшебников.

- Как вы поняли, почему существительное так называется? Глагол? Прилагательное?

ФИЗМИНУТКА

- что слова-предметы отвечают на вопросы кто-что?, слова-признаки – какой? и тд, слова-действия – что делать? и тд

- названия частей речи (сущ, прил, глаг)

Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают;

- не знаем

Повторяют правила работы в группе

Слушают текст

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

hello_html_m6b05c900.gif

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)

- На доске изображения волшебников с названиями, 3 бочки и карточки со словами.

- Пока волшебники бежали к нам на урок, они рассыпали слова из сказки, которые лежали в их корзинах. Сформулируете задание?

- Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово, Белочка принесла вам в помощь алгоритм, который лежит на парте. Прочитайте его.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Выходить будем по очереди. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение.

Лебедь, красивая, белочка, орешки, царевна, слуги, злые, грызла, остров, хрустальный, дом, морские, плыла, защищали, скорлупки, золотые.

- Чему мы учились?

Учились распознавать части речи

регулятивные: работать по предложенному плану;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Самостоятельная работа на карточках.

-У вас на партах лежат задания. Выберите то задание, которое вам по силам.

Карточка №1

 деревце

Карточка №2                                     Выполняют работу в карточках.

Оцени себя

Самопроверка по эталону. Самооценка.

Критерии оценивания:

• Все правильно – «5»

• 1 ошибка- «4»

• 2 –«3»

• Больше 3- «2»

Оцениваем свою работу, делаем вывод.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Какие бывают части речи?

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначает имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что вы знаете о глаголе?

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает глагол?

Ученики по группам собирают «Части речи»

-Мы достигли поставленной цели? Докажите

-Какие сказочные герои помогали нам на уроке?

-Из каких они сказок?

-Кто автор этих сказок? (портрет автора на доске)

Перечисляют героев.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

А.С.Пушкин

VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

Возьмите в руки карандаш:

Зеленый – Все понял, смогу помочь другим!

Желтый – Понял, но не смогу объяснить другим, т.к. есть какие-то трудности!

Красный – Не понял, мне нужна помощь!

- Поднимите карандаши мальчики, а теперь девочки.

Выберите к каждому вопросу ответ, подчеркните тем карандашом, который у вас в руках.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Материал урока мне был понятен / не понятен

легким / трудным

Оценивают свою работу.

Личностные:

IX. Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.42 упр.71

hello_html_3320a4d.gif

-Прочитайте упражнение.

-Какие возникли вопросы по выполнению?

Записывают домашнее задание.

Разбирают упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"

Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...

Конспект урока русского языка «Что такое части речи» (УМК «Перспектива» 2 класс Л.Ф. Климанова)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о частях речи; ознакомление обучающихся с именем существительным, глаголом и именем прилагательным, посредством указания основных их признаков....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Что такое части речи?"

Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?"  с отрывками из книг Т.Рик...