Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса. По теме «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Класс: 2
Четверть: 2
Тема урока: «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»
Тип урока: развитие речи.
Цель урока: создать условия для развития связной речи, умения составлять коллективный рассказ по репродукции картины и опорным словам.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать умения составлять план текста, умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине.
Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарный запас обучающихся, развивать умения формулировать и высказывать свое мнение.
Воспитательные: воспитывать любовь к живописи, животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_russkiy_yazyk_2_klass.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Четверть: 2
Тема урока: «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»
Тип урока: развитие речи.
Цель урока: создать условия для развития связной речи, умения составлять коллективный рассказ по репродукции картины и опорным словам.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать умения составлять план текста, умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине.
Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарный запас обучающихся, развивать умения формулировать и высказывать свое мнение.
Воспитательные: воспитывать любовь к живописи, животным.
Этап урока | Образовательная задача | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
1.Организационный момент | Подготовить обучающихся к работе на уроке | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте вашу готовность к уроку. На парте у вас должны быть учебник, тетрадь, дневник, канцелярские принадлежности. Садитесь. Проконтролируйте себя, чтобы каждый сидел за партой правильно. (на слайде правильная посадка) - Все готовы, тогда начнем. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Компьютер, проектор, презентация | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, прогнозирование содержания учебной деятельности. Коммуникативные: восприятие информации. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу | Формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к уроку | ||
2.Актуализация знаний | Проверить знания (умения) обучающихся, необходимые для изучения нового материала, выявить причины обнаруженных недостатков и пробелов, сообщить пути их ликвидации | Мотивирующий диалог (вызов знаний) | - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в удивительное место, в зоопарк. - А что такое зоопарк? - Совершенно верно! Поднимите руки те из вас, кто уже был в зоопарке? - Хорошо, молодцы! - Посмотрите, что это за животное, у клетки которого мы остановились? - Правильно, это лось. - Как вы думаете, можно ли встретить этих животных в дикой природе? - А что это за животные? В ы что-нибудь о них знаете? - Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Каким видом деятельности можно заниматься на подобных уроках? - Правильно, молодцы! - Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ. - О каких животных будет этот рассказ? - Но мы не просто будем сочинять рассказ, а описывать репродукцию картины по плану. | - Зоопарк – это сокращенное название зоологического парка, где содержат диких животных. Поднимают руки. редположения детей. - Лось - Да, можно встретить лося в лесу. Высказывания детей. - Нет - Писать сочинения, рассказы. - О лосях. | Ф | Компьютер, проектор, презентация | Познавательные: проводить умозаключения Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Развитие мышления, памяти, внимания, речи | |
3.Целеполагание | Организовать и направить к достижению поставленной цели урока деятельность обучающихся | Проблемный диалог | - Предположите, какую цель мы можем перед собой поставить? - А как можно добиться поставленной цели? Что мы будем делать на уроке? - Посмотрите на слайд. 1. Беседа о художнике. 2. Анализ картины «Лоси» 3.Коллективное составление рассказа по картине. | Составить рассказ по картине. Познакомиться с художником, его картиной. Анализируют план урока. | Ф | Компьютер, проектор, презентация | Познавательные: проводить умозаключения Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Развитие мышления, памяти, внимания, речи | |
4.Изучение нового учебного материала | Дать обучающимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, закономерностях, добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. | Беседа | - Откроем тетради, красиво и аккуратно запишем число и классную работу. В случае необходимости оказывается консультационная помощь. - Теперь мы с вами из зоопарка, где мы видели могучего лося, отправляемся в картинную галерею нашего учебника и познакомимся с репродукцией картины А.С.Степанова «Лоси». В случае необходимости оказывается консультационная помощь. - А вы знаете, что такое репродукция картины? Чем отличается репродукция от самой картины? - Репродукции картин – это воспроизведение оригинала с помощью какого-либо печатного оборудования, например, цветного принтера, то есть так, как у нас в учебнике. - Алексей Степанович Степанов Родился в Симферополе, в семье офицера. Рано осиротел. Опекуны увезли мальчика в Москву, поместили в Николаевский сиротский институт. Заметив у Степы способность к рисованию, отдали в гимназический класс. Затем Степанов поступил в Московское Училище живописи и начал заниматься рисованием. Знаменитое произведение «Лоси» написал в 1889 году. - В каком городе учился А. Степанов? - Как называется его знаменитая картина, написанная в 1889 году? - Молодцы! - Переходим к следующему пункту плана нашего урока: проанализируем картину. - Каких животных изобразил художник? - Лоси — очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2, 3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг. Это почти столько же, сколько весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид — это травоядное животное, и сам ни на кого лось не нападет. - Говорят, что лось трубит. Предлагаю послушать голос могучего лося. - Каким вы себе представили лося? - Итак, вернемся к репродукции. - Какое время года изобразил художник? - Что мы видим в центре картины? - А кто может сказать, откуда на лесной опушке появился стог сена? Кто догадался? - Чем занялись лосята? - Кто их охраняет? - Кто может описать взрослых лосей? - Что вы видите на втором плане картины? - Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на эту картину? - Скажите, а просто ли так создаются тексты? - Есть ли какое-то строение у текста? - Совершенно верно! - Текст-описание состоит из следующих частей: 1.Вступление (необходимо указать, что мы видим перед собой); 2.Основная часть (Описываем, что видим на переднем, дальнем плане картины); 3.Заключение (Выражаем свое мнение о картине). - А вы знаете, почему происходит деление текста на части? - Части – это абзацы, в которых заключена микротема. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью. Предлагает отдохнуть. Физминутка: Непоседа потянулся, Влево-вправо повернулся, Руки вытянул, согнул И тихонько сел на стул. | Записывают в тетради число и классную работу. Открывают в учебнике картинную галерею, а именно репродукцию картины А.С.Степанова «Лоси». - Нет, не знаем. - В Москве - Лоси - Лосей - Большим, грозным с виду, но добрым - Зима - Стог сена, а рядом семья лосей - Может быть, люди приготовили его для своих коров и вовремя не вывезли. А может быть, лесничий со своими помощниками приготовил специально для лесных животных. - Лосята кушают сено. - Их охраняет папа. - Величественные, сильные, крепкие животные. Шерсть у животных тёмная, ноги длинные и сильные. Папа лось не ест сено, а прислушивается. Он очень осторожный и заботливый. - Темной стеной стоит лес, как бы защищая животных от ветра и холода, небо низко висит над землёй и кажется, что вот – вот упадет. - Грустно, потому что краски для картины художник выбрал темные. Печально от того, что животным зимой очень голодно. - Нет - Да - Нет - Выполняют физминутку. | Ф, И | Компьютер, проектор, презентация, учебник, аудиофрагмент | Составлять текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством А.С.Степанова, формирование умения рассматривать и анализировать картину | Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию. Регулятивные: фиксировать по ходу урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать свои достижения и результаты в процессе работы; Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Овладеть навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества, развитие речи обучающихся |
5.Закрепление учебного материала | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в стандартных и нестандартных ситуациях. | Беседа | - Продолжим работать. - Ребята, дальше мы будем составлять коллективный рассказ по картине. - Подумайте и скажите, к какому типу речи будет относиться наш рассказ? - Если мы будем описывать животных по картине, то тип речи, который мы будем использовать, называется? - Нам необходимо ответить на вопрос: какой?, т.е. главная часть речи, которую мы будем использовать – имя прилагательное. - Для того, чтобы описать этих удивительных животных, составим и запишем в тетрадь план нашего рассказа. В случае необходимости оказывается консультационная помощь. - В тетрадях красиво и аккуратно записываем «План», далее цифру 1 – это будет первый пункт нашего плана (первая часть, первый абзац, вступление). В первой части мы должны написать про художника и его картину, поэтому записываем…Художник А.С.Степанов и его картина. Второй пункт плана – основная часть. На новой строке напишите цифру 2. Запишите …Семья лосей возле стога сена. Третий пункт плана – заключение. На новой строке напишите цифру 3. Моё отношение к картине. - Итак, составим рассказ по цепочке, придерживаясь плана. Пользуйтесь опорными словами, которые лежат у вас на партах, а также глядя на репродукцию картины. Приложение 1. Начинает один, остальные продолжают. В случае затруднения оказывает консультационную помощь. | - Описание Записывают в тетради пункты плана. С каждого ряда по несколько учащихся. - Передо мной картина А. Степанова «Лоси». Пасмурный день, небо серое, низко висит над землёй. На заднем плане видны деревья, которые плотной стеной защищают животных от ветра и холода. В центре картины А.Степанов нарисовал семью лосей, которые вышли к стогу сена. Взрослые животные сильные и величественные. У лося большие рога, он смотрит в сторону, наверное, прислушивается. Шерсть у лосей грубая, коричневая. Ноги стройные и сильные. Голова у животных большая с вытянутой мордой. Два лосёнка, совсем ещё дети. Один лакомится сеном, а другой прижался к матери. Мама лосиха с удовольствием насыщается сеном, ведь не каждый день это можно себе позволить. Трудно приходится животным в лесу зимой, хорошо, что лесничие пришли на помощь. Мне понравилась эта картина, хотя и немного грустная. Хочется, чтобы люди больше заботились о животных, живущих в лесу. | Ф, И | Компьютер, проектор, презентация, учебник | |||
6.Подведение итогов | Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Беседа | Наш урок подходит к концу. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Добились ли мы ее? - Возникли ли у вас какие-нибудь трудности в течение урока? Какие? | - Узнали, что такое репродукция картины, что такое микротема. - Составить рассказ по картине. Познакомиться с художником, его картиной. - Да. - Да / Нет | Ф | Умение ориентироваться в своей системе знаний | |||
7.Домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Домашним заданием для вас будет выполнить упражнение 191 на странице 118 . Ваша задача написать сочинение-описание по картине А.С.Степанова «Лоси», опираясь на тот план, который мы записали в тетради. Ваш рассказ может состоять из 3-4 предложений. Также в учебнике представлены опорные слова, которые вы можете использовать при написании. | Записывают домашнее задание в дневник | Ф | |||||
8.Рефлексия | Анализ и оценка успешности достижения цели | Проводит оценивание. Выставляет отметку (выборочно) за активную работу на уроке (отлично, хорошо). - Оцените свою работу: - большой палец вверх, если вы усвоили новый материал, вам все было понятно; - Большой палец вниз, если вы материал не усвоили. | Проводят самоанализ | Ф | Умение фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой |
Приложение 1.
Вопросы | Опорные слова | |
Вступление (Перед нами…) | Что художник изобразил на картине? | картина, полотно, известного русского пейзажиста, А.С.Степанов, семья лосей. |
Основная часть | Какое время года изображено? | зима, наступила |
Откуда вышли лоси? | из леса, семья лосей | |
Что они увидели? | стог сена, поле, в | |
Что стали делать лосята и лосиха? | душистое сено, принялись есть | |
Что делал лось? Каким был старый лось? | старый лось, огромные ветвистые рога, настороженно прислушивался, нет ли опасности, сильный | |
Куда отправилась семья после еды? | зимний лес | |
Заключение (Твое отношение к картине) | Понравилась ли вам эта картина? Чем? | Мне понравилась… Художник показал… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"
технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"
Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"
Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»....
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России
Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....
технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом»
технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом»...