Урок русского языка в 4 классе "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся, -ться"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
На уроке используется технология проблемного диалога. Учащиеся овладевают понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол), учатся разграничивать формы на –ться и –тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний. Применим ко всем УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povilaytis_t.v._vozvratnaya_forma_glagola.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Повилайтис Татьяна Владимировна учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №12» им.Семёнова В.Н.
г. Усть-Илимск, Иркутская область
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ
Используемая технология: проблемный диалог
Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся,
-ться.
Цель как деятельность учеников:
М/п: развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствовать умение извлекать новую информацию из текста, вычленять главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, модель).
ЛР: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на –ться и –тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?
(Клад - это богатство, деньги, золото.)
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Это знания. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня и отправимся. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Итак, в путь!
II. Актуализация знаний о глаголе.
* Игра «Пресс-конференция» («Корреспонденты» задают вопросы «специалистам»)
- Над какой частью речи работаем? (Глаголом)
- Начнём наш урок с пресс-конференции, посвящённой глаголу. Наши корреспонденты Знайки приготовили для вас вопросы.
Примерные вопросы корреспондентов:
а) Что вы можете сказать о глаголе? Что он обозначает, на какие вопросы отвечает?
б) Есть ли у глагола постоянные признаки, если есть, то какие?
в) Что значит проспрягать глагол?
г) Какова роль глагола в предложении?
д) Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? прошедшего времени?
е) Есть ли у глагола начальная форма, если есть, то как её найти?
- Спасибо за работу. Корреспонденты могут пройти на свои места.
- Продолжим знакомство с глаголом и «откроем» новые знания.
III. Введение в тему. Постановка основного вопроса урока.
Подводящий к теме диалог.
* На доске (с левой стороны)
«Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …»
- Прочитайте строчки из известного стихотворения Корнея Чуковского.
- Назовите глаголы. (Давайте, мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться)
- Найдите среди них «лишний». (Давайте)
- Что объединяет все остальные глаголы? (Стоят в неопределённой форме)
- Найдите среди них «лишний». (Нырять)
- Почему он лишний? (Нет –ся на конце)
- Что общего у всех остальных глаголов? (Есть –ся)
- А мы с вами знакомились с такими глаголами?
- Какие вопросы у вас возникают?
?! ЧТО ТАКОЕ –СЯ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ГЛАГОЛЫ?
* Основной вопрос урока зафиксировать на доске.
IV. Открытие нового знания. Поиск решения.
1) Введение понятия «возвратный» глагол (стр. 83 упр. 274 - учебники закрыты)
* Работа в группах (задание на карточках)
- Поработайте в группах и выполните задание на карточке № 1.
______________________________________________________________________________________________________
Карточка 1
умыть – умыться
причесать – причесаться
лечить – лечиться
учить – учиться
Задание: запишите глаголы, сравните их по составу и смыслу, ответьте на вопросы.
1) Что такое -ся?
2) В чём особенность этого суффикса? Где он стоит?
______________________________________________________________________________________________________
- Кто готов ответить на первый вопрос? (-ся – это суффикс)
* Учитель фиксирует на доске:
1) - ся
- Кто ответит на второй вопрос? Чем интересен это суффикс? Где он стоит?
(Суффикс -ся стоит на конце слова, после –ть)
* Учитель фиксирует на доске:
1) - ся
2) На конце слова, после –ть.
Справка для учителя: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».
- Давайте проверим, сохранил ли суффикс –ся такое значение в ваших глаголах .
(Умыться – умыть себя, причесаться – причесать себя, лечиться – лечить себя, учиться – учить себя (учит сам).
- На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с –ся?
(Глаголы с –ся обозначают действие, которое направлено на самого человека, на предмет.
* Учитель фиксирует на доске:
1) - ся
2) Конец слова: после –ть.
3) Обозначает действие, которое направлено на самого человека, на предмет.
- Сравним ваши выводы с выводами авторов учебника. Прочитайте информацию на карточке № 2.
______________________________________________________________________________________________________
Карточка 2
К глаголам может присоединяться суффикс – ся. Он образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», т.е. направлено на того, кто его совершает (умывается – умывает себя, решается – решает сам, для себя и т.д.) Суффикс –ся (сь) входит в основу слова: умыва ет ся .
______________________________________________________________________________________________________
- Что образует суффикс –ся? (Возвратную форму глагола)
- Что такое –сь? (Другой вариант суффикса -ся)
- Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность?
(Входит в основу слова. Может стоять после окончания)
* Учитель фиксирует на доске:
1) - ся
2) Конец слова: после –ть или .
3) Обозначает действие, которое направлено на самого человека, на предмет.
4) Образует возвратную форму глагола.
5) Входит в .
- Поработайте в группах и обобщите всё, что узнали про –ся.
* Высказывания групп.
Физминутка
- Вернёмся к нашим вопросам. На все вопросы получили ответ?
- С каким новым понятием познакомились?
- Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.
* Учитель пишет на доске. (Возвратная форма глагола)
2) Орфограмма-буква ь в глагольных формах.
- Продолжим наше исследование.
* На доске (с обратной стороны)
…
умываться
причёсываться
лечиться
учиться
…
умывается
причёсывается
лечится
учится
- Прочитайте два столбика глаголов. Что их объединяет?
(Возвратные глаголы, есть суффикс –ся)
- Чем отличаются глаголы в этих столбиках? (Есть ь знак перед –ся и нет ь)
- Сформулируйте основной вопрос, с которым придётся разобраться.
?! КОГДА В СОЧЕТАНИИ –ТЬСЯ И –ТСЯ ПИШЕТСЯ Ь, А КОГДА НЕТ?
* Зафиксировать на доске: -ться ? –тся
а) Подводящий к знаниям диалог.
- Поработайте в группах и выполните задание на карточке № 3.
______________________________________________________________________________________________________
Карточка 3
…
умываться
причёсываться
лечиться
учиться
…
умывается
причёсывается
лечится
учится
1) Прочитайте слова 1столбика, а затем 2 столбика.
2) Задайте вопрос, определите форму глаголов.
3) Что можно написать вместо точек? Запишите.
4) Сделайте вывод, когда в сочетании –ться и –тся пишется ь, а когда нет?
______________________________________________________________________________________________________
* Высказывания групп.
- Сравним ваши выводы с выводами в учебнике (стр. 84, нижняя зелёная рамка и информация под восклицательным знаком).
б) Побуждающий к выдвижению и проверке диалог.
- Какие есть гипотезы? От чего зависит выбор писать или не писать ь в сочетаниях
-ться и -тся?
Если гипотеза ошибочная: Вы с этой гипотезой согласны? и привести контраргумент.
- Значит, правописание ь в сочетаниях -ться и -тся не зависит от …
- Какие ещё есть гипотезы?
Если молчат: Что можете сказать о форме глаголов?
- Появилась гипотеза, когда надо писать ь, а когда нет?
(В неопределённой форме ь знак пишется, а в 3 лице не пишется)
- Как проверить эту гипотезу?
(Надо определить форму глаголов в каждом столбике)
- Действуйте.
- Что дала проверка?
- Сформулируйте правило правописания ь в сочетаниях -ться и –тся.
- Сравним ваши выводы с выводами в учебнике (стр. 84, нижняя зелёная рамка и информация под восклицательным знаком).
- Как обозначается данная орфограмма? (Подчёркивается ь или сочетание тс)
- Какие два способа проверки существуют?
( Определить форму глагола или задать вопрос)
- Поработайте в группах и представьте два способа проверки в виде схемы.
(Лист А3)
* Высказывания групп.
- Согласны? Схема выражает новое знание?
Образец схемы:
Неопр. ф.
Что делать? ться
3 лицо
Что делает? тс я
V. Первичное закрепление.
1) Работа с пословицами (в группах) - каждый ученик объясняет по 1 слову
___________________________________________________________________________________________________
Карточка 4
* Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. Объяснить смысл пословицы.
1. С умным разговорит…ся ( ), что мёду напит…ся ( ).
2. Счастье в воздухе не вьёт…ся ( ), а руками достаёт…ся ( ).
3. Кто любит трудит…ся ( ), тому без дела не сидит…ся ( ).
______________________________________________________________________________________________________
Проверка: фронтальная
- Записать пословицы в тетрадь, обозначить орфограмму.
2) Упр. 276 стр. 85 – развивается умение образовывать разные формы глаголов (неопр. ф. и 3 л., ед. и мн. ч.), писать глаголы с буквосочетаниями –ться или –тся, объяснять выбор написания.
* Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Образец записи: Отказываешься – отказываться (н.ф.) – отказывается (3 л., ед. ч.) – отказываются (3 л., мн. ч)
VI . Подведение итогов. Рефлексия.
- Назовите ключевые слова урока. (Возвратная форма глагола, суффикс –ся, сочетания –ться и -тся.)
- Сделайте прогноз на завтра. Чем будем заниматься на уроке русского языка?
* Работа со шкалой самооценки.
- А теперь проанализируйте себя с помощью шкалы самооценки:
- понял и смогу рассказать другим;
- понял, но сомневаюсь;
- не понял, о чём шла речь на уроке.
Домашнее задание:
- доработать схему «Правописания ь в сочетаниях -ться и –тся»;
- стр. 84 – правило, записать новую информацию в справочник;
- стр. 96 упр. 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: Закрепление изученного по теме «Формы изменения и правописания глаголов» 4 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс Глагол...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
Урок русского языка в 4 классе в технологической карте "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" по ФГОС
Технологическая карта урока ...
Презентация к уроку русского языка №45 в 4 классе на тему "Правописание ться и тся в глаголах"
УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Закрепление знаний о глаголе. Спряжение глаголов.
На уроке формируются умения выбирать способ определения спряжения глагола. Дети учатся анализировать, делать выводы....
Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»
Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола....