Урок русского языка в 4 классе "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся, -ться"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Повилайтис Татьяна Владимировна

На уроке используется технология проблемного диалога. Учащиеся овладевают понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол), учатся разграничивать формы на –ться и –тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний. Применим ко всем УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povilaytis_t.v._vozvratnaya_forma_glagola.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Повилайтис Татьяна Владимировна                                                             учитель начальных классов

                                                                      МАОУ «СОШ №12» им.Семёнова В.Н.

                                                                      г. Усть-Илимск, Иркутская область

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ

Используемая технология: проблемный диалог

Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся,

-ться.

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствовать умение извлекать новую информацию из текста, вычленять главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, модель).

ЛР:  овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на –ться и –тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

(Клад - это богатство, деньги, золото.)

 -  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Это знания. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня и отправимся. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Итак, в путь!

 II. Актуализация знаний о глаголе. 

* Игра «Пресс-конференция» («Корреспонденты» задают вопросы «специалистам»)

- Над какой частью речи работаем? (Глаголом)

- Начнём наш урок с пресс-конференции, посвящённой глаголу. Наши корреспонденты Знайки приготовили для вас вопросы.

Примерные вопросы корреспондентов:

а) Что  вы можете сказать о глаголе? Что он обозначает, на какие вопросы отвечает?

б)   Есть ли у глагола постоянные признаки, если есть, то какие?

в)   Что значит проспрягать глагол?

г)   Какова роль глагола в предложении?

д)   Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? прошедшего времени?

е)   Есть ли у глагола начальная  форма, если есть, то как её найти?

- Спасибо за работу. Корреспонденты могут пройти на свои места.

- Продолжим знакомство с глаголом и «откроем» новые знания.

III. Введение в тему. Постановка основного вопроса урока.

Подводящий к теме диалог.

* На доске (с левой стороны)

«Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …»

- Прочитайте строчки из известного стихотворения Корнея Чуковского.

- Назовите глаголы. (Давайте, мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться)

- Найдите среди них «лишний». (Давайте)

- Что объединяет все остальные глаголы? (Стоят в неопределённой форме)

- Найдите среди них «лишний». (Нырять)

- Почему он лишний? (Нет –ся на конце)

- Что общего у всех остальных глаголов? (Есть –ся)

- А мы с вами знакомились с такими глаголами?

- Какие вопросы у вас возникают?

?! ЧТО ТАКОЕ –СЯ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ГЛАГОЛЫ?

* Основной вопрос урока зафиксировать на доске.

IV. Открытие нового знания. Поиск решения.

1) Введение понятия «возвратный» глагол (стр. 83 упр. 274 - учебники закрыты)

* Работа в группах (задание на карточках)

- Поработайте в группах и выполните задание на карточке  №  1.

______________________________________________________________________________________________________

Карточка 1

умыть – умыться

причесать – причесаться                      

лечить – лечиться

учить – учиться

Задание:  запишите глаголы, сравните их по составу и смыслу, ответьте на вопросы.

1) Что такое  -ся?

2) В чём особенность этого суффикса? Где он стоит?

______________________________________________________________________________________________________

- Кто готов ответить на первый вопрос? (-ся – это суффикс)

* Учитель фиксирует на доске:

1) - ся

- Кто ответит на второй вопрос? Чем интересен это суффикс? Где он стоит?

(Суффикс -ся стоит на конце слова, после –ть)

* Учитель фиксирует на доске:

1) - ся

2) На конце слова, после  –ть.

Справка для учителя: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

- Давайте проверим, сохранил ли суффикс –ся такое значение в ваших глаголах . 

(Умыться – умыть себя, причесаться – причесать себя, лечиться – лечить себя, учиться – учить себя (учит сам).

- На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с  –ся?

(Глаголы с  –ся обозначают действие, которое направлено на самого человека, на предмет.

* Учитель фиксирует на доске:

1) - ся

2) Конец слова: после  –ть.

3) Обозначает действие, которое направлено на самого человека, на предмет.

- Сравним ваши выводы с выводами авторов учебника. Прочитайте информацию на карточке № 2.

______________________________________________________________________________________________________

Карточка 2

К глаголам может присоединяться суффикс – ся. Он образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», т.е. направлено на того, кто его совершает (умывается – умывает себя, решается – решает сам, для себя и т.д.) Суффикс –ся (сь) входит в основу слова: умыва  ет   ся .

______________________________________________________________________________________________________

- Что образует суффикс –ся? (Возвратную форму глагола)

- Что такое –сь? (Другой вариант суффикса -ся)

- Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность?

(Входит в основу слова. Может стоять после окончания)

* Учитель фиксирует на доске:

1) - ся

2) Конец слова: после  –ть или        .

3) Обозначает действие, которое направлено на самого человека, на предмет.

4) Образует возвратную форму глагола.

5) Входит в                 .

- Поработайте в группах и обобщите всё, что узнали про –ся.

* Высказывания групп.

Физминутка

- Вернёмся к нашим вопросам. На все вопросы получили ответ?

- С каким новым понятием познакомились?

- Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

* Учитель пишет на доске. (Возвратная форма глагола)

2) Орфограмма-буква ь в глагольных формах.

- Продолжим наше исследование.

* На доске (с обратной стороны)

        …

умываться

причёсываться

лечиться

учиться

 …

умывается

причёсывается

лечится

учится

- Прочитайте два столбика глаголов. Что их объединяет?

(Возвратные глаголы, есть суффикс –ся)

- Чем отличаются глаголы в этих столбиках? (Есть ь знак перед –ся и нет ь)

- Сформулируйте основной вопрос, с которым придётся разобраться.

?! КОГДА В СОЧЕТАНИИ –ТЬСЯ И –ТСЯ ПИШЕТСЯ Ь, А КОГДА НЕТ?

* Зафиксировать на доске: -ться ? –тся

а) Подводящий к знаниям диалог.

- Поработайте в группах и выполните задание на карточке  № 3.

______________________________________________________________________________________________________

Карточка 3

        …

умываться

причёсываться

лечиться

учиться

 …

умывается

причёсывается

лечится

учится

1) Прочитайте слова 1столбика, а затем 2 столбика.

2) Задайте вопрос, определите форму глаголов.

3) Что можно написать вместо точек? Запишите.

4) Сделайте вывод, когда в сочетании –ться и –тся пишется ь, а когда нет?

______________________________________________________________________________________________________

* Высказывания групп.

- Сравним ваши выводы с выводами в учебнике (стр. 84, нижняя зелёная рамка и информация под восклицательным знаком).

б) Побуждающий к выдвижению и проверке диалог.

- Какие есть гипотезы? От чего зависит выбор писать или не писать ь в сочетаниях  

-ться и -тся?

Если гипотеза ошибочная: Вы с этой гипотезой согласны?  и привести контраргумент.

- Значит, правописание ь в сочетаниях  -ться и -тся не зависит от …

- Какие ещё есть гипотезы?

Если молчат: Что можете сказать о форме глаголов?

- Появилась гипотеза, когда надо писать ь, а когда нет?

(В неопределённой форме ь знак пишется, а в 3 лице не пишется)

- Как проверить эту гипотезу?

(Надо определить форму глаголов в каждом столбике)

- Действуйте.

- Что дала проверка?

- Сформулируйте правило правописания ь в сочетаниях  -ться и –тся.

- Сравним ваши выводы с выводами в учебнике (стр. 84, нижняя зелёная рамка и информация под восклицательным знаком).

- Как обозначается данная орфограмма? (Подчёркивается ь или сочетание тс)

- Какие два способа проверки существуют?

( Определить форму глагола или задать вопрос)

- Поработайте в группах и представьте два способа проверки в виде схемы. 

(Лист А3)

* Высказывания групп.

- Согласны? Схема выражает новое знание?

Образец схемы:

Неопр. ф.

Что делать?                           ться

3 лицо

Что делает?                          тс я

V. Первичное закрепление.

1) Работа с пословицами (в группах) - каждый ученик объясняет по 1 слову

___________________________________________________________________________________________________

Карточка 4

* Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. Объяснить смысл пословицы.  

1. С умным разговорит…ся (              ), что мёду напит…ся (              ).

2. Счастье в воздухе не вьёт…ся (              ), а руками достаёт…ся (              ).

3. Кто любит трудит…ся (              ), тому без дела не сидит…ся (              ).

______________________________________________________________________________________________________

Проверка: фронтальная

- Записать пословицы в тетрадь, обозначить орфограмму.

2) Упр. 276 стр. 85 – развивается умение образовывать разные формы глаголов (неопр. ф. и 3 л., ед. и мн. ч.), писать глаголы с буквосочетаниями –ться или –тся, объяснять выбор написания.

* Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Образец записи:  Отказываешься – отказываться (н.ф.) – отказывается (3 л., ед. ч.) – отказываются (3 л., мн. ч)

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

- Назовите ключевые слова урока. (Возвратная форма глагола, суффикс –ся, сочетания –ться и -тся.)

- Сделайте прогноз на завтра. Чем будем заниматься на уроке русского языка?

* Работа со шкалой самооценки.

- А теперь проанализируйте себя с помощью шкалы самооценки:

  • понял и смогу рассказать другим;
  • понял, но сомневаюсь;
  • не понял, о чём шла речь на уроке.

Домашнее задание:

- доработать схему «Правописания ь в сочетаниях  -ться и –тся»;

- стр. 84 – правило, записать новую информацию в справочник;

- стр. 96 упр. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Закрепление знаний о глаголе. Спряжение глаголов.

На уроке формируются умения выбирать способ определения спряжения глагола. Дети учатся анализировать, делать выводы....

Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»

Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола....