Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_kl.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»
Тема урока: «Неопределённая форма глагола»
Цель урока: познакомить учащихся с неопределённой формой глагола.
Задачи урока:
1.Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление, память внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
- Организационный момент.
ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок-
Сегодня на уроке у нас много интересной работы.
Мы узнаем новое , будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.
- На уроке учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.
-Помним о девизе. («Пишу грамотно, аккуратно, красиво. Узнаю и запоминаю новое».)
- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.
Оформление тетрадей. Двадцать первое марта. Классная работа.
- Мотивационный этап.
Цель: заинтересовать учащихся, пробудить интерес к предмету.
- Чему вы хотели научиться на уроке?
( Выслушивать мнение товарищей. Быстро и дружно выполнять задания в паре или в группе, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения, учиться грамотно писать, развивать речь и т.д.)
- Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится.
- Словарно-орфографическая работа.
(Коллективная и индивидуальная формы работы.
Исследовательский метод.)
ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память)
На доске предложение:
Молодые листочки березы трепещут и переливаются на_ весеннем солнце.
ЗАДАНИЯ:
- Прочитайте запись. Что это?(Предложение.)-Докажите.
(Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.)
- Дайте характеристику этому предложению.
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)
-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.
(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)
-Какие орфограммы не встретились?
-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.
САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА.
(Способы: самооценка и самопроверка.)
-Проверьте записанное предложение, оцените работу.
(Учащиеся выставляют на полях значок:
! – очень доволен своей работой, все получилось хорошо.
+ - доволен, но не всё получилось.
- - не доволен, еще не получилось.)
-Подчеркните грамматическую основу в предложении.
-Проверяем с объяснением.
-Какой частью речи является подлежащие, сказуемое?
-Устно выполните разбор глаголов как части речи.
4. Сообщение темы урока.
-Продолжаем работать над темой «Глагол». Повторяем всё, что о нем знаем.
Это пригодится при изучении нового материала. И, конечно, узнаем новое.
5.Актуализация знаний. Теоретический материал.
«Что мы знаем о глаголе»
Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)
Учащиеся сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.
На доске карточка с надписью: ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ
(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)
Примерные вопросы:
- Что такое глагол? -Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется глагол? - Какие времена имеет глагол? -Как определить время глагола?
- Что знаем о глаголе прошедшего времени?
-Каким членом в предложении является глагол?
-С какими частями речи связан глагол? И т. д.
ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали.
6. Физкультминутка. (Проводится молча. Текст читает учитель)
Поскачите, попляшите, Присядьте тихо, посидите. Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь Встаньте прямо, улыбнитесь. Быть хорошими старайтесь.
Мы рифмовку прочитали… Какую часть речи вы узнали?(Глагол)
7. Постановка проблемы.
( Коллективная форма работы, проблемный метод)
(На доске стихотворение)
«Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
И он не станет говорить.
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать».
-Прочитайте стихотворение. -О ком так говорят? - Прочитайте подчеркнутые глаголы.
-На какие вопросы они отвечают? -Определите время и число? Можно?
ВЫВОД: встречаются глаголы, у которых не определить время и число.
8 .Целеполагание.
(подробное изложение целей, постановка проблемных вопросов)
-Глаголы, у которых не определить время и число, стоят в неопределенной форме.
ВЫВОД:
-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.
-Цели урока: уточним представление о глаголах неопределенной формы. Будем учиться задавать вопросы, выделять их среди других слов.
На доске карточка с надписью ЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ.
НА ДОСКЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:
1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
2.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
3. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)
-Это будут главные вопросы урока, на которые в конце урока вам предстоит ответить.
-Обозначьте их в тетради цифрами. После исследовательской работы впишем ответы.
( В тетради)
1.________________
2.________________
3._________________
9.Работа над новой темой.
( Работа в группах. Объяснение работы. Называются эксперты.)
«Закон поднятой руки» (Помощь учителя).
(Выдаются карты с исследовательскими заданиями:
- Прочитайте глаголы. Определите на какие вопросы они отвечают. На что оканчиваются. Сделайте вывод.)
1 группа: узнать, рисовать, зайти, привезти, цвести, рассказать, беречь, стеречь.
(Аналогичные задания предлагаются для других групп)
ВЫВОДЫ: ответы на вопросы по группам.
( Дополнение других групп, запись на доску под проблемные вопросы и в тетради).
ИТОГ: С Х Е М А: (вывешивается на доску)
Неопределённая форма глагола (Инфинитив)
Что делать ? Что сделать?
Не указывает на время и число
Оканчивается на - ть, - ти, -чь
- Закрепление темы.
- РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. (Работают в парах)
- Прочитайте правило в учебнике.
-Задайте друг другу вопросы по теме и постарайтесь на них ответить.
ПРОВЕРКА. (Заслушиваются ответы на проблемные вопросы.)
- Выполнение упражнения по вариантам.
( Коллективная проверка. Самооценивание.)
- ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. « Кто самый внимательный»
- Читаю слова, вы записываете глаголы только в неопределенной форме.
Петь, медь, мешать, лошадь, грустить, грусть, ходить, ходит, крыть, косить, косят, принести, лечь.
САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ, САМООЦЕНИВАНИЕ.
- Проверьте с доски правильность выполнения задания.-Оцените себя
- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ .
1 группа
Соедини словосочетание близким по значению глаголом.
Баловать повесить голову
Грустить дать по шапке
Бездельничать класть зубы на полку
Голодать гладить по головке
Прогнать зарубить на носу
Запомнить бить баклуши
2 группа
От имени существительного образовать и записать глагол в неопределённой форме.
Зелень - _________________
Крик - ___________________
Свет – ___________________
Погрузка - _______________
Корм - __________________
Проверка выполненной работы.
- Подведение итога урока.
( В форме тестового задания «Продолжи мысль»)
1. Начальная форма глагола не указывает на …. (время и число)
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…. (что делать? Что сделать?)
3.Эти глаголы заканчиваются на …… (-ть, -ти, -чь)
САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ ПО ТАБЛИЦЕ. САМООЦЕНКА,
- Какие открытия сделали на уроке?
- В какой форме стоят глаголы в стихотворении?
- Как она называется по-другому?
12. Д/З. Словесная оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...
Урок русского языка по теме " Обобщение знаний о местоимении" с презентацией 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку с презентацией (3 класс)...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их. На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний над изобразительными возможностями языка, как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударные и безударные окончания имён существительных" 4 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО...
Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"
Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"...
Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком "2 класс УМК"Школа России"
Урок формирует навыки правописания слов с разделительным мягким знаком,учит переносить слова с разделительным мягким знаком, подбирать примеры к данной орфограмме...