проект "Старинные предметы быта"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Материал можно использовать на уроке и во внеурочное время для учеников начальной школы и с 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iyazyk_i_rechnnovacionnyy_proekt_quotyazyk_i_rech_kultura_obshcheniyaquot.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Язык и речь. Культура общения.
2022 год
Информационная карта проекта
Юридический адрес
Тема проекта
Автор проекта
353740 Краснодарский край, станица Ленинградская, ул. Чернышевского, 183
муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Язык и речь. Культура общения.
Мельникова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии
Цель проекта: повышение языковой культуры учащихся ОГАОУ «Ступени» через организацию социально значимых инициатив (структур).
Объект проекта: учебный процесс и внеурочная деятельность учащихся (их язык и речь, общение со взрослыми и в среде сверстников).
Предмет проекта: учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (их речь, язык, культура общения).
Гипотеза проекта основана на следующем предположении: если через уроки русского языка и литературы, внеурочную, воспитательную деятельность пропагандировать красоту родного языка, его выразительные, развивающие возможности в изучении других предметов, то это повлияет на развитие личности, формирование и обогащение ее духовного мира, жизненного и эстетического опыта.
Конечный результат заключается в создании возможностей оценивания языковой культуры учащихся, повышения самооценки, мотивации, совершенствования языкового общения.
Методологическая основа: исследование современного состояния языка учащихся, их родителей, педагогов школы, а также отслеживание результатов влияния проекта на уровень речевой культуры сообщества. Деятельность проекта – попытка доказать одну из теорий развития русского языка: для сохранения нормированного, культурного языка необходимо «как назначение курса лечения, так и профилактических действий». В целях сохранения русского языка необходимо организовать системную целенаправленную деятельность.
Инновационный проект «Язык и речь. Культура общения».
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А. Сумароков
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Е. Вестник «Ода русскому языку»
Главная цель проекта: повышение языковой культуры учащихся гимназии через организацию социально значимых инициатив.
Задачи проекта:
- изучение уровня речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;
- разработка перспективного плана основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;
- привлечение к сотрудничеству в реализации проекта старшеклассников (всех учащихся), родительской общественности, учителей гимназии, работников районной библиотеки, руководителей учреждений района;
- повышение активности учащихся гимназии, готовности к участию в социально полезной деятельности;
- развитие умения работать в единой команде.
Этапы:
I. подготовительный (оценка готовности учащихся и учителей к участию в проектно-исследовательской деятельности)
II. организационный (создание инициативных групп)
III. поисково-исследовательский (исследование уровня речи учащихся, учителей, родителей)
IV. практический (повышение интереса к русскому языку)
V. аналитический (обработка, анализ и систематизация полученной информации, разработка проекта деятельности по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов).
Актуальность проекта.
«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - говорил Л.Н.Толстой. Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютно, комфортно. Когда мы говорим о высокой культуре, мы имеем в виду и языковую культуру человека. Культура языка, речи отражает культуру мышления, поведение, духовный и нравственный портрет личности.
А что мы имеем сегодня? Ненормативная лексика, грубость стали почти обыденностью. В мерзком, грязном слове ищут выход эмоции молодого поколения, совершенно не заботясь об окружающих, всю эту лексику легко «роняют» и взрослые люди. Да, сквернословие охватило почти все возрасты. Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Этому должна быть объявлена беспощадная война. Ведь вульгарная, перенасыщенная бранными словами речь по-настоящему отравляет среду речевого существования. Она одинаково губительно действует и на самих говорящих, и на окружающих. Падение языка ведет к падению человека.
Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и многого стыдиться, если он человек. Должен быть и стыд перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь.
Мой проект «Язык и речь. Культура нашего общения» нацелен на внесение своей лепты в борьбу с этим антиобщественным явлением. Мы не можем молча терпеть это самоубийство внутри своих душ, внутри наших окружающих.
Конечно, решить проблему сразу мы не сможем, но ограничить себя, своих близких в употреблении ненормативной лексики, привлечь единомышленников, неся великое русское слово, красоту языка окружающим нас людям – это нам, пожалуй, под силу.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
Создание инициативной проектной группы | Сентябрь | Ученический актив гимназии, заместитель директора по воспитательной работе |
Опрос разных слоев населения с целью изучения их отношения к проблеме языковой культуры | Сентябрь | Инициативная проектная группа |
Изучение уровня речевой культуры населения нашего района | Сентябрь | Инициативная проектная группа |
Проведение акции «Начнем с себя!» Анкетирование учащихся гимназии и их родителей. Организация обсуждения обозначенной проблемы. Изучение отношения к проекту | Октябрь | Ученический актив гимназии, педагог-психолог |
Проведение заседания по анализу собранной информации и определению направлений работы участников проекта | Октябрь | Заместитель директора по воспитательной работе, инициативная группа |
Формирование в классных коллективах групп для участия в проекте | Октябрь | Инициативная группа |
Сбор предложений в «Почтовый ящик проекта» о возможных мероприятиях | Октябрь | Инициативная группа |
Выступление с инициативой работы над проектом на расширенном заседании Управляющего совета гимназии. Обсуждение взаимодействия детей и взрослых в реализации проекта | Октябрь | Руководители инициативной группы |
Составление примерного плана реализации проекта | Ноябрь | Инициативная группа |
Представление идей проекта на заседании педагогического совета гимназии. Обсуждение плана совместных действий по реализации проекта | Ноябрь | Руководитель инициативной проектной группы |
Оформление проекта. Реклама проекта | Ноябрь | Группы оформителей и рекламы |
Основной этап | ||
Месячник «За чистоту языка, культуру общения!» -Единый классный час «Бесконфликтное общение»; -Смотр-конкурс классных дел по развитию культуры речи; -«Круглый стол» учащихся и педагогов по теме «Этика общения для всех по составлению правил общения» | Декабрь | Классные руководители, совет активистов |
Фотокроссы «Ликвидируем безграмотные вывески» | Декабрь | Члены волонтерских отрядов |
Пропаганда культуры речи, красивого общения | Декабрь | Совет волонтеров |
Фестиваль семейных проектов «Народная мудрость гласит…» о культуре речи и взаимоотношений | Январь | Совет волонтеров, родительские комитеты классов |
Форум «Молодежь и культура речи, общения» (в рамках гимназии) | Февраль | |
Защита исследовательских работ учащихся гимназии в НОУ «Сократ» по проблемам русского языка и речи | Февраль | Руководитель НОУ «Сократ» |
Заключительный этап | ||
Сбор в «Почтовый ящик проекта» и анализ отзывов участников, партнеров о реализации проекта | Март | Инициативная проектная группа |
Проведение коллективного анализа результатов проекта и участия учащихся в его реализации | Март | Совет отрядов (классов) |
Исследование изменений в речевой культуре учащихся гимназии | Апрель | Инициативная проектная группа |
Проведение общегимназического коллективного творческого дела по итогам проекта. Награждение наиболее активных участников реализации проекта | Апрель | Инициативная проектная группа |
Ожидаемые результаты:
- Положительные изменения в речевой культуре учащихся гимназии.
- Готовность гимназистов пронимать активное участие в социально полезной деятельности, работать в команде.
- Готовность родителей, учащейся молодежи к сотрудничеству в решении данной проблемы
- Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью по реализации проектных идей.
Конечный продукт проекта
- Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, педагогов, родителей школы.
- Организован выпуск еженедельных «информационных страничек» для учащихся «Это интересно», «А как это по-русски?» и для педагогов «Педагогическая этика».
- Проведены «информационные минутки» «Педагог, остановись, оглянись, подумай» на педсоветах, совещаниях коллектива (работа над нормами языка, педагогической этикой и этикетом).
- Проведены тематические предметные недели, лингвистические марафоны, игры.
- Создание методической копилки учителей русского языка и литературы «А я делаю так…»
- Разработаны методические материалы по проблемам воспитания культуры речи и общения.
Использованная литература
- Аннушкин В.И. «Язык и жизнь. Книга о русском языке – речи – слове», М.: Русская школа, 2010.
- Вахрушева Л.М. Применение проектного метода на уроках русского языка.//Русский язык. – 2007. - №14. - 35-36.
- Журавлев В.К. «Экология русского языка и культуры /В.К.Журавлев// Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1998. – с.70-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский урок по истории в 3 классе «Современные предметы быта: телефон, часы, фотоаппарат, холодильник, утюг и т.д.»
Цели урока: 1. а) рассмотреть вопрос, какие предметы быта вошли в нашу жизнь во II половине XX века; б)...
Предметы быта
Данная презентация может быть использована на занятиях дополнительного образования по краеведению. Она рассказывает о предметах быта, которыми пользовались русский народ на протяжениии многих веков....
Орудия труда и предметы быта в прошлом
Знакомство детей с орудиями труда и быта прошлого....
"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...
Старинные и современные предметы быта, одежды, средства письма, счета, связи.
урок окружающего мира УМК "Гармония"...
Орудия труда и предметы быта в прошлом
Знакомство детей с орудиями труда и быта прошлого....
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"
Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...