Методическая разработка по русскому языку "Слова с буквой и и й"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Харчук Елена Владимировна

Урок русского языка. 1 класс. Программа: Школа России.

 Тема урока: Слова с буквами И и Й.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: формировать  умение различать согласный звук й и гласный звук и; учить  навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, воспитывать уважение к трудовым навыкам и доброе отношение к природе и животным.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся распознавать согласный звук й и гласный звук и, обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; задания для групповой работы (карточки), картинка зайчик, сова, раскраски с изображением зайчика.

Методы и формы обучения; объяснительно-иллюстративная; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 1 класс. Программа: Школа России.

 Тема урока: Слова с буквами И и Й.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: формировать  умение различать согласный звук й и гласный звук и; учить  навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, воспитывать уважение к трудовым навыкам и доброе отношение к природе и животным.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся распознавать согласный звук й и гласный звук и, обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; задания для групповой работы (карточки), картинка зайчик, сова, раскраски с изображением зайчика.

Методы и формы обучения; объяснительно-иллюстративная; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. Организация рабочего места.

Приветствуем гостей наклоном головы.

-Упр. «Насос». Вдох (носом), выдох (ртом), теперь наоборот.  Повторяем  3 раза. (Дети повторяют.) Тихо сели девочки, мальчики.

2.Актуализация знаний.

- Поднимите зеленые карандаши, если вы готовы к интересной работе на уроке. Итак, начинаем наш урок.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Упр. «Лестница».

-Запишите  число,  классная работа. Подчеркните  орфограммы.

К  нам  сегодня на урок

Из леса прискакал зверёк.

Он пушистый, длинноухий,

Хвост его - комочек пуха.

Кто же это, угадай-ка.

Ну, конечно, это…(зайка).  

Он, узнав, какую тему

Будет класс наш изучать

Заявил, что он не прочь

В этом деле нам помочь.

Предложенье принимаем?

Ну, тогда мы продолжаем!

3. Определение темы урока. Целеполагание.

Зайка добирался к  нам  по лесу.  Под первым деревом он оставил нам записку.  (Переворачиваем квадрат).  Один учение читает слова. Что же нам хотел сказать зайчик? Произнесём названия предметов. В названиях этих пяти предметов есть одинаковый звук (шайба, линейка, гайка, скамейка, чайник).

Догадайтесь, что это за звук!

Конечно, это звук Й.

Какой буквой мы обозначаем звук [Й']?

А что мы уже знаем про этот звук? Дети дают характеристику звука.  (Согласный, мягкий, непарный, звонкий)

А на какую букву он похож?

Правильно на букву  И. А что мы знаем об этой букве? (Гласный, ударный или безударный, может смягчать согласные).

Повторим написание букв и,й.

-Из каких элементов они состоят? (Прямая наклонная с закруглением внизу вправо.) Показ на доске.

-Запишем такое упражнение: ий

- Что же мы будем делать на уроке? Ответы детей.

Ребята, а где мы можем проверить достоверность информации?

-Верно в учебнике. Откройте учебник на стр. 78. Прочитайте тему. А чему будем учиться.

Напоминаю, что  Зайка хочет  нам помочь. Какой он, расскажите? Но учитывайте то, что в ваших словах должен быть звук и или й. (Беленький, пушистый, маленький). Полюбуйтесь на него.

-Как мы должны относиться к животным? Почему? (Беречь их, любить, они ведь живые).

Однажды с ним из-за незнания произошла неприятная история. Слушайте, какая.

Построил Зайка себе новый  красивый дом.

Как полагается, на дом повесил табличку со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой.  Почему, давайте вместе разберёмся.

-Какой звук мы произносим в середине слова Зайка?

-А Зайка  какую букву написал?

Читаем слово. (Заика)

Зайка – зверёк, наш гость. Заика  - тот, кто страдает заиканием.

Теперь Зайка никогда не путает буквы И и Й.

Эти буковки подружки,

Только путать  их не нужно.

Буква «И» - три палочки,

 А над «Й» есть галочка.

Ребята, покажите при помощи рук  букву и,  букву й.

Ошибка на вывеске была исправлена. На том празднике присутствовала Мудрая Сова. Она Зайке всё объяснила, а гостей пристыдила. А вот что она сказала, догадайтесь сами. Соберите предложение из слов. 4 ученика выходят к доске.  Пословицу вывешиваем на доске.

Над чужой бедой не смейся, а помогай.

- Согласны ли вы с Совой?

- Чему учит эта пословица?

В  каких словах есть буква и краткая.?

Зайка захотел больше узнать про эту букву, так как и в его имени она тоже есть. Открываем второй след.

 - заполнение второго квадрата «Характеристика звуков»

4.Физминутка. 

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помоги гостей собрать.

Работа в группе: На партах буквы. Задание: собрать слова.

-Прочитайте. Какие гости были на дне рождения у слона.

 (Воробей, змей)

-Запишем эти слова в один столбик.

-Что их объединяет? (Буква Й, предмет один)

-Во второй столбик запишем эти же слова, но во множественном числе. (Воробьи, змеи). Обозначьте гласные .

-Давайте посмотрим, а в каком слове  увеличилось  количество слогов,  когда мы изменили слово? ( в слове змей) (Оно увеличилось, т.к. добавился гласный звук). Может  й составлять слог? (Нет, он согласный)

-А звук и может составлять слог? (Да, он гласный). (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

 Открыть третий  квадрат -  «Образование слогов».

5.Работа по теме урока.

- Ребята,  буквы бывают большими (заглавными) и маленькими (строчными). Вы же вспомните, в каком случае буква «Й» становится заглавной? Давайте попробуем составить предложение, в котором будет использована и заглавная буква й и строчная (Например, Йогурт – это полезный кисломолочный продукт).

- Открываем  четвертый  след «Употребление заглавных букв»

Работа по учебнику ( с.79 №3)

Игра «Собери слова».

Упр. 5. Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове.

  • Карточки для работы в паре.
  • Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов?  Сделай вывод: как перенести с одной строки на другую слова с буквой й?  
  • Спиши любые два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса. Найдите многозначное слово. Объясните его значения. (Тройка)
  • - заполняем пятый квадрат «Тайны переноса слов с буквой.

Физминутка для глаз.        

Словарная работа со словом ДЕЖУРНЫЙ.

  • -Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но сначала отгадайте загадку:
  • Я порядок соблюдаю,
  • Нарушителей ругаю,
  • Нынче я совсем не шумный,
  • Потому что я… (Дежурный)
  • Посмотрите, пожалуйста,  значение слова в словаре С.И.Ожегова. Работа со словарем.
  • Запишем слово в тетрадь 2 раза. Определим ударение. Подчеркнём гласный, который необходимо запомнить. Составим предложение и запишем его в тетрадь. Подчеркнём  орфограммы.
  • Групповая работа. Доскажи пословицу.      Устно.
  •  За двумя зайцами погонишься,          не суйся в воду.
  • Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

Соберите пословицы. Объясним смысл пословиц.  Значение  какого слова вам непонятно?  Где мы можем посмотреть? Верно в словаре С. И. Ожегова.

6.Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?  В чём отличие звуков  и и й?

7.Рефлексия.

Закончите предложения…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось…

Я узнал новые слова с буквой й…

Вам от зайчика раскраски.

 Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100» с использованием ИКТ на тему:" Буквы непроизносимых согласных в корне слова".

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100»  с использованием ИКТ на тему: «БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»...

Методическая разработка урока русского языка "Письмо строчной буквы “ Щ".

Методическая разработка урока русского языка  для учеников 1 класса с целью научить писать букву  «щ», различать твёрдые и мягкие согласные, закрепить навыки комментированного письма...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"

Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...