Технологическая карта урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов видимое на письме. Е и О - бедные гласные" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смирнова Владислава Марковна

Тип урока: «открытия» нового знания.

 

Цель урока: углубление и расширение знаний и умений учащихся о беглых гласных звуках в словах.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1.Вспомнить, что такое беглая гласная, в какой части слова учащиеся уже встречались с ней;

2.Узнать о правописании слов с беглой гласной в суффиксе.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к предмету;

2.Развивать умение вести диалог с учителем, одноклассниками.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

2. Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 21.04.2022

Школа: МАОУ «Лицей №35»

Класс: 3-1

Урок: 2

Время: 8:55 –9:35              Кабинет: 202

Студент: Смирнова Владислава Марковна

Группа: 46

Учитель: Шайхисламова Сония Фаридовна

Тема урока: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: углубление и расширение знаний и умений учащихся о беглых гласных звуках в словах.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Вспомнить, что такое беглая гласная, в какой части слова учащиеся уже встречались с ней;
  2. Узнать о правописании слов с беглой гласной в суффиксе.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету;
  2. Развивать умение вести диалог с учителем, одноклассниками.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  2. Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.

Оборудование: Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, 3 часть, УМК «Перспективная начальная школа», учебная презентация, тетради, карточки.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф, И

Словесные: беседа

Практические: орфографический анализ

Учитель проверяет готовность к уроку.

Учитель приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Можете садиться. Откройте тетради. Запишите число и «Классная работа».

- Посмотрите на число на доске, скажите, какие здесь выделены орфограммы, как можно их объяснить?

- Верно. Объясните орфограммы в словосочетании «Классная работа».

Показывают свою готовность к уроку.

Встают, приветствуют.

Садятся.

Делают записи в тетрадях.

Объясняют.

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Учебная презентация, тетради

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные: подводящий диалог

Практические: словарная работа, морфемный разбор

Учитель проводит словарную работу и подводит к новой теме.

- Спишите словарные слова, ставя их в родительный падеж. Ракета, рассказ, расстояние, растение, рисунок. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

- Посмотрите на слова рисунок и рисунка. Что можно заметить?

- Верно. Вчера мы с вами познакомились с беглой гласной в корне слова. Будет ли попадать это слово под то правило? Почему?

- Давайте проверим ваши догадки, разобрав слово по составу.

Пишут словарные слова. Объясняют.

Проверяют друг друга.

- Здесь есть беглая гласная.

Выдвигают идеи.

Один ученик выходит к доске и разбирает слово по составу, остальные – в тетрадях.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М:  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Учебная презентация, тетради

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные: формирующий диалог

Учитель помогает сформулировать тему, поставить цель.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Какую цель мы перед собой поставим на урок?

- Посмотрим на план. В правильном ли он порядке?

1) Узнаем, как писать их в суффиксах.

2) Выполним упражнения.

3) Повторим, что такое беглая гласная.

Формулируют тему, ставят цель.

- О беглых гласных в суффиксе.

- Изучить, как писать беглую гласную в суффиксах.

- Повторим, что такое беглая гласная.

Узнаем, как писать их в суффиксах.

Выполним упражнения.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

И, Ф

Практические: языковой анализ, морфемный анализ

Словесные: учебный диалог

Помогает детям совершить «открытие» нового знания.

 - На самом деле орфограмма беглая гласная в основном встречается в суффиксах, а не корнях слов. Часто это происходит с суффиксов ек. Например: шиповничек = шиповник + ек. Поставьте это слово в Р.п..

- Есть ли здесь беглая гласная?

- Попробуем найти ещё такие слова. Назовите существительные, обозначающие детёнышей домашних животных, добавьте к ним суффикс ек. Телёнок + ек= телёночек. Поставьте его в Р.п. Разберите его по составу.

- Попробуйте сами сделать то же самое с другими словами, обозначающих детёнышей животных.

«Открывают» новые знания.

- Шиповничка.

- Да.

- Телёночка.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М: наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (П);

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Динамическая пауза.

- Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

Изображают действия.

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Практические: морфемный анализ

Отработка новых знаний на практике.

- Важно быть внимательным, чтобы не спутать слова с орфограммой беглая гласная с другими словами, где этой орфограммы нет. Как мы напишем слова: замоч(е/и)к, костюмч(е/и)к. От каких слов образованы эти слова?

- Какую букву мы напишем?

- Поставьте оба слова в Р.п.

- Подходит ли первое слово под орфограмму беглый гласный в суффиксе?

- Мы знаем, что беглыми могут быть только буквы О и Е. Какую вы выберите написать из букв Е и И?

- Посмотрите на второе слово. Подходит ли оно под нашу орфограмму?

- Какой сделаем вывод?

Отрабатывают знания с помощью упражнений из учебника.

- Замок, костюм.

- Не знаем.

- Замочка, костюмчика.

- Да.

- Е.

- Нет.

- Если ты не уверен, есть ли в слове беглая гласная, то поставь слово в Р.п.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Тетради, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, Ф

Практические: выполнение упражнения

Организует самостоятельную работу.

- Выполним упражение 149. Записываем слова в тетради и комментируем по цепочке, почему вы так написали..

- Что мы закрепили?

Выполняют задание самостоятельно и комментируют.

- Как писать слова с беглой гласной в суффиксе.

М: использование знаково-символических средств (П);

М: коррекция (Р)

Учебник, тетради

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И, Ф

Практические: выполнение упражнений

Отработка упражнений по учебнику.

- Выполним упражнение 151. Запишем слова и прокомментируем, как мы их запишем.

- Что мы закрепили?

Задаёт домашнее задание.

- Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. №78,79,80.

Работают в тетрадях по упражнениям

- Как писать слова с беглой гласной в суффиксе.

Записывают домашнее задание.

М: использование знаково-символических средств (П);

Пред: умение правильно написать слова с беглой гласной в суффиксе

Учебник, тетради

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Проведение рефлексии по итогу урока.

- Какова была тема урока?

- Какая была цель?

- Выполнили ли мы план?

- Ребята, посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: С каким заданием мне понравилось работать больше всего? Что у меня получилось? Над чем мне следует поработать?

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Рефлексия по пройденному материалу.

- Беглая гласная в суффиксе.

- Как писать слова с беглой гласной в суффиксе.

- Да.

 Оценивают свою работу на уроке.

Л: самооценка;

М: рефлексия способов и условий действия (П)

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...