Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сотниковская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ________/Н.А.Орлова «__»______________2021 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УР ________М.П. Иванова «___»____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________Н.Б.Цыбекжапова «__»_____________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку, 3 класс
(предмет, класс)
136 ч в год, 4 ч в неделю
(количество часов в год, в неделю)
Будаева Людмила Цыреновна
(ФИО учителя)
учитель начальных классов
(должность)
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 3 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
2. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
3. Авторской программы: Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина. Русский язык: рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы.
4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ».
5. Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год
6. Положения о рабочей программе
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Целями являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Национально-региональный компонент
Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках: использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках, использование стихотворений бурятских поэтов, комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант с составлением предложений о природе Бурятии, беседы о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;
Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение русского языка в 3 классе отводится 136 часов в год – 4 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа - русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
- Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
- Слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
- Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомиться с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Календарно-тематический план
№ | Тема раздела, урока | Колич. часов | Дата | ||
план | факт | ||||
Язык и речь (2ч) | |||||
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 | 02.09 | ||
2 | Наш язык. НРК. | 1 | 06.09 | ||
Текст. Предложение. Словосочетание (11ч) | |||||
3 | Текст. Типы текстов. | 1 | 07.09 | ||
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | 08.09 | ||
5 | Виды предложений по интонации | 1 | 09.09 | ||
6 | Предложения с обращением | 1 | 13.09 | ||
7 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 14.09 | ||
8 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 15.09 | ||
9 | Простое и сложное предложения | 1 | 16.09 | ||
10 | Простое и сложное предложения. «Моё село Сотниково» НРК | 1 | 20.09 | ||
11 | Словосочетание | 1 | 21.09 | ||
12 | Сочинение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» | 1 | 22.09 | ||
13 | Контрольный диктант (входная) | 1 | 23.09 | ||
14 | Анализ контрольной работы | 1 | 27.09 | ||
Слово в языке и речи (18 ч) | |||||
15 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | 28.09 | ||
16 | Синонимы и антонимы | 1 | 29.09 | ||
17 | Омонимы | 1 | 30.09 | ||
18 | Слово и словосочетание | 1 | 04.10 | ||
19 | Фразеологизмы | 1 | 05.10 | ||
20 | Обучающее сочинение «Мой город Улан-Удэ» НРК | 1 | 06.10 | ||
21 | Части речи | 1 | 07.10 | ||
22 | Имя существительное | 1 | 11.10 | ||
23 | Имя прилагательное | 1 | 12.10 | ||
24 | Глагол | 1 | 13.10 | ||
25 | Что такое имя числительное? | 1 | 14.10 | ||
26 | Однокоренные слова | 1 | 18.10 | ||
27 | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | 19.10 | ||
28 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | 20.10 | ||
29 | Звонкие и глухие согласные. Разделительный ь | 1 | 21.10 | ||
30 | Обучающее изложение | 1 | 25.10 | ||
31 | Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове» | 1 | 26.10 | ||
32 | Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 27.10 | ||
Состав слова (14 ч) | |||||
33 | Работа над ошибками. Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | 28.10 | ||
34 | Сложные слова | 1 | 08.11 | ||
35 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 09.11 | ||
36 | Окончание слова | 1 | 10.11 | ||
37 | Что такое приставка ? Как найти в слове приставку? | 1 | 11.11 | ||
38 | Значения приставок | 1 | 15.11 | ||
39 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 16.11 | ||
40 | Значения суффиксов | 1 | 17. 11 | ||
41 | Что такое основа слова? | 1 | 18.11 | ||
42 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | 22.11 | ||
43 | Обобщение изученного | 1 | 23.11 | ||
44 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 24.11 | ||
45 | Работа над ошибками. Обучающее изложение. | 1 | 25.11 | ||
46 | Проект «Семья». НРК. | 1 | 29.11 | ||
Правописание частей слова (23 ч) | |||||
47-49 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 3 | 30.11, 01,2.12 | ||
50-51 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова | 2 | 06, 07.12 | ||
52 | Обучающее изложение | 1 | 08.12 | ||
53-54 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 2 | 09, 13.12 | ||
55-56 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | 14, 15.12 | ||
57 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | 16.12 | ||
58 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова» | 1 | 20.12 | ||
59-61 | Правописание суффиксов и приставок | 3 | 21-23.12 | ||
62 | Правописание суффиксов и приставок. «Животные нашего края» НРК | 1 | 27.12 | ||
63 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | 28.12 | ||
64 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 10.01 | ||
65 | Правописание слов с разделительным ъ. Разделительный ь и ъ знаки. | 1 | 11.01 | ||
66 | Проверочный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | 12.01 | ||
67 | Работа над ошибками. Разделительный ь и ъ | 1 | 13.01 | ||
68 | Разделительный ь и ъ. Обучающее изложение. | 1 | 17.01 | ||
69 | Разделительный ь и ъ знаки. | 1 | 18.01 | ||
70 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | 19.01 | ||
Части речи (61 ч) Имя существительное (27 ч.) | |||||
71-72 | Значение и употребление имен существительных в речи | 2 | 20.01 24.01 | ||
73 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 25.01 | ||
74 | Обучающее изложение | 1 | 26.01 | ||
75 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 27.01 | ||
76 | Проект «Тайна имени». НРК | 1 | 31.01 | ||
77 | Число имен существительных | 1 | 01.02 | ||
78 | Число имен существительных | 1 | 02.02 | ||
79 | Род имен существительных | 1 | 03.02 | ||
80 | Род имен существительных | 1 | 07.02 | ||
81 | Мягкий знак на конце имен существительных | 1 | 08.02 | ||
82 | Мягкий знак на конце имен существительных | 1 | 09.02 | ||
83 | Обучающее изложение | 1 | 10.02 | ||
84 | Контрольный диктант по теме « Имя существительное» | 1 | 14.02 | ||
85 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных | 1 | 15.02 | ||
86 | Падеж имен существительных | 1 | 16.02 | ||
87 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 17.02 | ||
88 | Именительный падеж | 1 | 21.02 | ||
89 | Родительный падеж | 1 | 22.02 | ||
90 | Дательный падеж | 1 | 23.02 | ||
91 | Винительный падеж | 1 | 24.02 | ||
92 | Творительный падеж | 1 | 28.02 | ||
93 | Предложный падеж | 1 | 01.03 | ||
94 | Обучающее изложение | 1 | 02.03 | ||
95 | Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка моего края». НРК | 1 | 03.03 | ||
96 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 07.03 | ||
97 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | 08.03 | ||
Имя прилагательное (15 ч) | |||||
98 | Работа над ошибками. Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | 09.03 | ||
99 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | 10.03 | ||
100 | Роль имен прилагательных в тексте | 1 | 14.03 | ||
101 | Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | 15.03 | ||
102 | Род имен прилагательных | 1 | 16.03 | ||
103 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | 17.03 | ||
104 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | 28.03 | ||
105 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 29.03 | ||
106 | Число имен прилагательных | 1 | 30.03 | ||
107 | Число имен прилагательных | 1 | 31.03 | ||
108 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | 04.04 | ||
109 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | 05.04 | ||
110 | Обобщение изученного. НРК. Описание птиц нашего края | 1 | 06.04 | ||
111 | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | 07.04 | ||
112 | Проект «Имя прилагательное в загадках» | 1 | 11.04 | ||
Местоимение (4 ч.) | |||||
113 | Личные местоимения | 1 | 12.04 | ||
114 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | 13.04 | ||
115 | Местоимение | 1 | 14.04 | ||
116 | Обучающее изложение | 1 | 18.04 | ||
Глагол(14 ч.) | |||||
117 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | 19.04 | ||
118 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | 20.04 | ||
119 | Неопределенная форма глагола | 1 | 21.04 | ||
120 | Неопределенная форма глагола | 1 | 25.04 | ||
121 | Число глаголов | 1 | 26.04 | ||
122 | Времена глаголов | 1 | 27.04 | ||
123 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 | 28.04 | ||
124 | Изменение глаголов по временам | 1 | 02.05 | ||
125 | Обучающее изложение | 1 | 03.05 | ||
126 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | 04.05 | ||
127 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | 05.05 | ||
128 | Обобщение изученного | 1 | 09.05 | ||
129 | Обобщение изученногоНРК | 1 | 10.05 | ||
130 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 11.05 | ||
Повторение (8 ч) | |||||
131 | Части речи | 1 | 12.05 | ||
132 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 16.05 | ||
133 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 17.05 | ||
134 | Правописание безударных гласных | 1 | 18.05 | ||
135 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 19.05 | ||
136 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул? НРК. Любимые места отдыха Бурятии | 1 | 23.05 |
Содержание учебного предмета
№ | Список разделов и подразделов | Кол-во часов | Основные формы учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Язык и речь. | 2 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Работа в парах и группах. Анализ работ товарищей и оценивание. |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 | Взаимные вопросы и задания. Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Знакомство с понятиями «текст, предложение, диалог». Работа со словами с непроверяемым написанием: Самооценка и взаимооценка. Работа со словарями. Работа в группах, в парах. |
3 | Слово в языке и речи. | 18 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного клуба) |
4 | Состав слова. | 14 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Анализ модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) |
5 | Правописание частей слова. | 23 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Поиск информаций (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализ её содержаний.Выделение предложений из речи. Определение границы предложения в деформированном тексте. Письмо слов в предложении раздельно. Классификация и объединение слов по значению в тематические группы. |
6 | Части речи. Имя существительное | 27 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра | Деление текста на предложения и правильное оформление их на письме. Письмо слов с предлогами. |
7 | Имя прилагательное | 15 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Поиск информаций (текстовой, графической, изобразительной) в учебнике, анализ её содержаний. Выделение предложений из речи. Определение границы предложения в деформированном тексте. |
8 | Местоимение | 4 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Деление текста на предложения и правильное оформление их на письме. Письмо слов с предлогами. Списывание предложений с печатного образца. Использование речевой этикет, проявление внимания друг к другу. |
9 | Глагол | 14 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Поиск информаций (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализ её содержаний. Выделение предложений из речи. Определение границы предложения в деформированном тексте. |
10 | Повторение. | 8 | Игры с речевым сопровождением Уроки фантазирования Деловая игра Тренировочные | Деление текста на предложения и правильное оформление их на письме. Письмо слов с предлогами. |
Контрольно-измерительные и диагностические материалы
№ | Формы контроля | Кол-во | Контрольно-измерительные материалы |
1 | Контрольная работа | 8 | КИМ (пособие) О.Н. Крылова, 2019. |
2 | Проекты | 4 | |
3 | Контрольное списывание | 4 | Канакина В.П. |
4 | Проверочные работы | 4 | Канакина В.П., Щеголева Г.С. |
5 | Тестовая работа (итоговая) | 1 |
Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения
Для учителя:
№ | Авторы учебника | Наименование учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | Е.С. Савинов | Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (Стандарты второго поколения). | 2018 | М:Просвещение |
2 | О.Н.Крылова | Поурочные разработки по русскому языку | 2019 | М:Просвещение |
3 | Канакина В.П, Щёголева Г.С. | Сборник диктантов и самостоятельных работ 1 – 4 классы. | 2017 | М.:Экзамен 2015г |
Для учащихся:
№ | Авторы учебника | Наименование учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | В.Г. Горецкий В.П. Канакина | Русский язык. Учебник. | 2019 | 2-е изд. - М.: Просвещение |
Материально-техническая база
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Электронные приложения:
- дидактический материал для уроков обучения письму и русскому языку
- уроки - презентации
- видео - уроки
Наглядные пособия:
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...