Тема:Слова - омонимы
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кравченко Галина Борисовна

Цель урока: создать условия для формирования представлений учащихся  об омонимах; их роли в достижении точности, информативности и выразительности в речи.

Задачи урока:

Обучающая:  содействовать усвоению формулировки правила; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;

Развивающая: содействовать развитию умений находить омонимы в тексте и словаре, пополнять словарный запас;

Воспитательная: способствовать воспитанию в детях интереса к изучению русского языка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_umk.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Блок: Как устроен наш язык.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тема:Слова - омонимы

Цель урока: создать условия для формирования представлений учащихся  об омонимах; их роли в достижении точности, информативности и выразительности в речи.

Задачи урока:

Обучающая:  содействовать усвоению формулировки правила; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;

Развивающая: содействовать развитию умений находить омонимы в тексте и словаре, пополнять словарный запас;

Воспитательная: способствовать воспитанию в детях интереса к изучению русского языка;

Планируемые  результаты:

 Предметные:

понимать значение омонимов в тексте и в речи человека;

знать формулировку понятий «омонимы» и оценивать правильность своих действий;

рассказывать о значении омонимов в жизни людей.

Метапредметные:

уметь понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять  и оценивать свои достижения на уроке (регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке(познавательные УУД).

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

N п/п

Ход урока

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.
– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да)

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу! Проверим готовность к уроку.

Регулятивные: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Подготовка класса к работе.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2.

Актуализация  знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Работа в паре.

1.- Ребята посмотрите на доску перед вами слова, найдите им пару и  разделите их на группы: нежный - ласковый, нежный – грубый, коса, жара - пекло, горькая – сладкая, ключ,  дорогое – дешёвое, свет,  дети – ребята.

- Сколько групп у вас получилось ?

- По каким признакам вы делили на группы?

- Назовите первую группу:

- Назовите вторую группу:

-Что вы знаете о синонимах?

-Что вы знаете об антонимах?

– Ребята, а все ли слова вы распределили  по группам?
3. Постановка учебной задачи.
Какие слова  не вошли не в одну группу? Почему?

– Можете ли вы объяснить значение этих слов?

- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать?


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества при работе в парах
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

-Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно










4

Построение проекта выхода из затруднения
– Хотите узнать, что это за слова?
Для этого нам необходимо выполнить задание.
Задание: « В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их»
Каждый ученик подходит к экрану и показывает предмет.


Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Подчеркиваем ключевые слова.
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?
(В тексте, по иллюстрации, из словаря)



Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные:

Решение проблемы. Построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5

Первичное закрепление
– 
Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
– Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)

Примеры: Запереть дверь на ключ. Саша принес гаечный ключ. Вода бьёт ключом.

Мальчик включил свет. При свете луны. Путешествие вокруг света.


Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)
Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета)
Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок.(надежный, каменный, пшеничная,географический, шелковый)
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.

Регулятивные: контроль, коррекция

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные:

Постановка и обсуждение вопросов






6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
В предложении орфографическая ошибка.
– Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой – хлеб с ухой.
– 
Смешное задание?
Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов.
Работа в группах.
– 
А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы. 
Выполняем упражнение 4.
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё полежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

7

Включение в систему знаний и повторение.
Дифференцированная работа.
Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему.
Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов.(сноса –с носа, ( не жалею чего ?) мыла – (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла – (что сделала?) отмыла )

 Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательные:

Умение структурировать знания

8

Рефлексия учебной деятельности
- Какую задачу ставили в начале урока?

-Удалось ли её решить?

-Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить новые знания?

- Что называют омонимами?

-Оцените свою работу на уроке(на парте каждого ребенка смайлики с настроением)


Дифференцированное домашнее задание
(выполнить любое на выбор)
Упражнение 6
В словаре найти 2 пары омонимов. Составить предложения.
Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова омонимы.

 

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

рефлексия

Личностные:смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Слова, слова, слова..." 2 класс

по программе "Школа России" к учебнику Канакиной...

Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"

Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....

Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Русский язык 2 класс, "Школа России".

Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Работы содержат оценочные листы. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".

Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направл...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Урок русского языка по теме: Слова похожие, но разные (омонимы) во 2м классе

Урок русского языка во втором классеОткрытый урок в рамках недели начальной школы во 2м классе.Учитель: Елисеева Ольга Михайловна.Предмет: русский языкУМК ПЕРСПЕКТИВА (Авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушк...

Тема: « Слова – омонимы» Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «омонимы»  Задачи урока:предметный результат: наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по...