Тема: « Слова – омонимы» Тип урока: урок открытия нового знания.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «омонимы»
Задачи урока:
предметный результат: наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению, вести языковой термин «омонимы»; узнать, какую роль играют омонимы в речи, познакомить с понятием каламбур.
метапредметный результат: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия, оценивать результаты работы; формировать умение работать с разными источниками информации; формировать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в паре и группе, соблюдать нормы речевого взаимодействия; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценивания.
личностный результат: мотивировать детей к активной деятельности на уроке; уважать мнение окружающих, воспитывать ценностное отношение к слову, интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: "Омонимы" 2 класс | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Головко О. Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области
УМК «Начальная школа XXI века»
Предмет: «Русский язык»
Класс: 2
Тема: « Слова – омонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «омонимы»
Задачи урока:
предметный результат: наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению, вести языковой термин «омонимы»; узнать, какую роль играют омонимы в речи, познакомить с понятием каламбур.
метапредметный результат: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия, оценивать результаты работы; формировать умение работать с разными источниками информации; формировать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в паре и группе, соблюдать нормы речевого взаимодействия; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценивания.
личностный результат: мотивировать детей к активной деятельности на уроке; уважать мнение окружающих, воспитывать ценностное отношение к слову, интерес к родному языку.
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический (чтение).
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения:
- для учителя: учебник «Русский язык» (2 класс), авторы С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, дидактические карточки-задания к учебнику;
-для обучающихся: учебник «Русский язык» (2 класс), авторы С. В. Иванов, А. О. Евдокимова; дидактические карточки-задания к учебнику; толковые словари русского языка разных авторов.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределениек деятельности | Добрый день, ребята. Мы начинаем урок русского языка. -Прочитайте предложение на доске. «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». - Ребята, как вы понимаете эту пословицу? - Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий. - Сядьте правильно, настройтесь на работу, в тетрадях пишите аккуратно и красиво. Я желаю вам удачи. | Приветствие учащихся. Дети объясняют смысл пословицы. (Каждый день мы узнаём что-то новое.) | -самоопределение к деятельности (Л) -смыслообразование (Л); -участие в обсуждении (К) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -умение воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место (Р); |
2.Актуализация и фиксация затруднения в деятельности
| Работа в паре. - Ребята, возьмите карточку. Перед вами слова, найдите им пару и разделите их на группы: Оборонять, бесшумный, враг, коса, старый, тихий, защищать, заботливый, нежный, друг, грубый, ключ, молодой, громкий, внимательный | Дети работают в паре по карточкам, распределяют слова по группам. | -анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение (П); - установление связей между используемыми понятиями и прошлым опытом детей (П) -поиск, выделение, систематизация необходимой информации (П); -умение работать в паре с партнером (К); -выполнение пробного учебного действия (Р); -фиксирование затруднения в пробном действии (Р) |
3.Выявление места и причины затруднения. | – Проверка работы в паре: друг -враг, нежный – грубый, оборонять - защищать, молодой – старый, тихий – бесшумный, тихий – громкий - Сколько групп у вас получилось ? (2) - По каким признакам вы делили на группы? - Назовите первую группу. (Синонимы). Что вы знаете о синонимах? - Назовите вторую группу. (Антонимы) -Что вы знаете об антонимах? – Можете ли вы объяснить значение этих слов? -У этих слов одно или несколько значений? -Как называются эти слова? -Предположите тему урока. -Откройте учебники и проверьте, как авторы назвали тему урока. - Что мы должны узнать? Чему научиться? | Дети называют группы слов, вспоминают, что такое антонимы и синонимы. Дети отвечают, что не знают, куда отнести слова: коса и ключ. Дети предполагают тему урока, учатся формулировать цели урока. | --выражение своих мыслей с достаточной полнотой (К); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р); -структурирование знаний (П); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); -умение обобщить и сделать вывод (П) -подведение под понятие(П); -целеполагание как постановка учебной задачи (Р) |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Хотите узнать, что это за слова омонимы? « В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их» 1.Коса – девичья коса, прическа 2. Коса – орудие труда для срезания травы Вывод: это омонимы. – Где можно узнать значение слов-омонимов? | Дети рассматривают картинки. Делают вывод: эти слова произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Дети читают словарную статью, что такое омонимы (стр. 68), знакомятся с происхождением слова: «Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя». | – поиск необходимой информации (П); -наблюдение над языковым материалом (П); -анализ, синтез, сравнение, аналогия (П); – использование знаково-символических средств (П); -умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, учебника (Р); –позитивная самооценка (Л); -умение формулировать вывод по итогам деятельности (П); |
5.Реализация построенного проекта | – Работа по учебнику, №1, стр. 68. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? -Найдите слово ключ и свет в толковом словаре. – Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу) Коля включил свет. Лунный свет освещал город. Корабль совершил путешествие вокруг света. Физминутка. | Работают со словарями Дети находят слово ключ и свет в словарях и делают вывод, что у этого слова несколько значений Составляют предложения и записывают их в тетради. | -умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, учебника (Р); – поиск необходимой информации (П); -интерес к слову; внутренняя мотивация обращения к учебнику, словарю (Л); -смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – волевая саморегуляция (Р); – проявление познавательной инициативы(Р); -участие в обсуждении (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа по учебнику, №2, стр.69. -Прочитайте предложения из упр. 2. -Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? Прочитайте предложение на экране. (Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы). | Дети произносят последнее слово с ударением.
Делают вывод: эти слова пишутся одинаково, но звучат по- разному. Дети учатся делать вывод: эти слова произносятся одинаково, но пишутся по –разному и имеют разное лексическое значение. | -анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – -интерес к слову; внутренняя мотивация обращения к учебнику, словарю (Л); -участие в обсуждении ситуации (К); -пополнение и расширение словарного запаса детей (П); |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа в группах (упр. 4 стр. 70) Самостоятельно найдите омонимы и запишите их в таблицу. Динамическая пауза. | Заполняют таблицу. Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде. | -анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); -выполнение действий по алгоритму (П); -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - интерес к слову (Л); -использование критериев для обоснования своего суждения (К);, -умение принимать точку зрения другого (К) -самопроверка по эталону, корректировка при необходимости (Р); |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Дифференцированная работа.
Найдите слова-омонимы. Назови их парами. В чем особенность каждой пары? Объясните. Веснушкам нету сноса: | Сильные учащиеся работают самостоятельно по карточке и тесту. Дети в паре находят слова-омонимы. Объясняют значение омонимов.(сноса –с носа, ( не жалею чего ?) мыла – (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла – (что сделала?) отмыла ) | - умение выделять и формулировать познавательную цель (П); -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); -выполнение действий по алгоритму (П); -контроль, коррекция, оценка (Р); -умение ориентироваться в речевом потоке (П); - участие в обсуждении ситуации (К); |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | – С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке? - Так достигли мы поставленной цели? -Возьмите лист самооценки и поставьте себе отметку, а также обведите рисунок, который выражает ваше настроение в конце урока. Домашнее задание (выполнить любое на выбор) | Подводят итог урока. Ставят отметки. Запись учащимися задания в дневники. | -чувство любви к языку (Л); -стремление к успешности в учебной деятельности (Л); - положительная мотивация (Л); -адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности (Л) - способность воспринимать мнение сверстников о своей работе (К); - умение формулировать вывод по итогам деятельности (П); - умение выделять и формулировать познавательную цель (П); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.
Тип знания: Правило.Тип диалога: Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...
Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок чтения во 2 классе. Тема: «Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов». Урок открытия нового знания.
Цели:- познакомить с творчеством В.Бианки,- составлять план произведения на основе опорных слов, - учить читать выразительно- развивать память, внимание, мышление, прививать любовь к природе.Испо...
Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....
Тип урока: ОНЗ Открытие новых знаний
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.Задачи: 1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке...
Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).
познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...
2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п
Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...