Тема: « Слова – омонимы» Тип урока: урок открытия нового знания.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «омонимы»

 

 Задачи урока:

предметный результат: наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению, вести языковой термин «омонимы»; узнать, какую роль играют омонимы в  речи, познакомить с понятием каламбур.

метапредметный результат: уметь определять и формулировать  цель на уроке;  планировать свои действия,  оценивать результаты работы; формировать умение работать с разными источниками информации; формировать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в паре и группе, соблюдать нормы речевого взаимодействия; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценивания.

личностный результат: мотивировать детей к активной деятельности на уроке; уважать мнение окружающих, воспитывать ценностное отношение к слову, интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема урока: "Омонимы" 2 класс95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Головко О. Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области

УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: «Русский язык»

Класс: 2

Тема: « Слова – омонимы»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «омонимы»

 Задачи урока:

предметный результат: наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению, вести языковой термин «омонимы»; узнать, какую роль играют омонимы в  речи, познакомить с понятием каламбур.

метапредметный результат: уметь определять и формулировать  цель на уроке;  планировать свои действия,  оценивать результаты работы; формировать умение работать с разными источниками информации; формировать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в паре и группе, соблюдать нормы речевого взаимодействия; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценивания.

личностный результат: мотивировать детей к активной деятельности на уроке; уважать мнение окружающих, воспитывать ценностное отношение к слову, интерес к родному языку.

Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический (чтение).

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения:

- для учителя: учебник «Русский язык» (2 класс), авторы С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, дидактические карточки-задания к учебнику;

-для обучающихся: учебник «Русский язык» (2 класс), авторы С. В. Иванов, А. О. Евдокимова; дидактические карточки-задания к учебнику; толковые словари русского языка разных авторов.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределениек деятельности  

Добрый день, ребята. Мы начинаем урок русского языка.

-Прочитайте предложение на доске. «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». - Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

- Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.

- Сядьте правильно, настройтесь на работу,  в тетрадях пишите аккуратно и красиво.

Я желаю вам удачи.

Приветствие учащихся.

Дети объясняют смысл пословицы.

(Каждый день мы узнаём что-то новое.)

-самоопределение к деятельности (Л)

-смыслообразование (Л);

-участие в обсуждении (К)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-умение воспринимать информацию,

самостоятельно организовать

рабочее место (Р);

2.Актуализация и фиксация затруднения в деятельности

 

Работа в паре.

- Ребята, возьмите карточку. Перед вами слова, найдите им пару и  разделите их на группы:

Оборонять,  бесшумный, враг, коса, старый,  тихий, защищать, заботливый, нежный,  друг, грубый, ключ, молодой, громкий, внимательный

Дети работают в паре по карточкам, распределяют слова по группам.

-анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение (П);

- установление связей между используемыми понятиями и прошлым опытом детей (П)

-поиск, выделение, систематизация необходимой информации (П);

-умение работать в паре с партнером (К);

-выполнение пробного учебного действия (Р);

-фиксирование затруднения в пробном действии (Р)

3.Выявление места и причины затруднения.
(Постановка учебной задачи)

–  Проверка работы в паре:

друг -враг,  нежный – грубый, оборонять - защищать,  молодой – старый,  тихий – бесшумный, тихий – громкий

- Сколько групп у вас получилось ? (2)

- По каким признакам вы делили на группы?

- Назовите первую группу. (Синонимы). Что вы знаете о синонимах?

- Назовите вторую группу. (Антонимы)

-Что вы знаете об антонимах?
– 
Ребята, а все ли слова вы разделили  по группам? Какие слова  у вас остались? (коса, ключ)? Почему?

– Можете ли вы объяснить значение этих слов?

-У этих слов одно или несколько значений?

-Как называются эти слова?

-Предположите тему урока.  

-Откройте учебники и проверьте, как авторы назвали тему урока.

- Что мы должны узнать? Чему научиться?

Дети называют группы слов, вспоминают, что такое антонимы и синонимы.

Дети отвечают, что не знают, куда отнести слова: коса и ключ.

Дети предполагают тему урока,  учатся формулировать цели урока.

 --выражение своих мыслей с достаточной полнотой (К);

– волевая саморегуляция

 в ситуации затруднения(Р);

-структурирование знаний (П);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-умение обобщить и сделать вывод (П)

-подведение под понятие(П);

-целеполагание как постановка учебной задачи (Р)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Хотите узнать, что это за слова омонимы?
Для этого нам необходимо выполнить
задание: 

« В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их»
Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.

1.Коса – девичья коса, прическа

2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов?– Чем они отличаются?

Вывод: это  омонимы.
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)
-Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод.– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает?

– Где можно  узнать значение слов-омонимов?
(В тексте, из словаря, по иллюстрации)

Дети рассматривают картинки.

Делают вывод: эти слова произносятся и пишутся одинаково, но  имеют разное лексическое значение.

Дети читают словарную статью, что такое омонимы (стр. 68),

знакомятся с происхождением слова: «Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».  

– поиск необходимой информации (П);

-наблюдение над языковым материалом (П);

-анализ, синтез, сравнение, аналогия (П);

– использование знаково-символических средств (П);

-умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, учебника (Р);

–позитивная самооценка (Л);

-умение формулировать вывод по итогам деятельности (П);

5.Реализация построенного проекта

– Работа по учебнику, №1, стр. 68.

Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание?

 -Найдите слово ключ и свет в толковом словаре.

– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
Примеры:
Запереть дверь на ключ. Мальчик принес гаечный ключ. Вода бьёт ключом.

Коля включил свет. Лунный свет освещал город. Корабль совершил путешествие вокруг света.

Физминутка.

Работают со словарями

Дети находят слово ключ и свет  в словарях и делают вывод, что у этого слова несколько значений

Составляют предложения и

записывают их  в тетради.

-умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, учебника (Р);

– поиск необходимой информации (П);

-интерес к слову; внутренняя мотивация обращения к учебнику, словарю (Л);

-смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

– волевая саморегуляция (Р);

– проявление познавательной инициативы(Р);

-участие в обсуждении (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику, №2, стр.69.

-Прочитайте предложения из упр. 2.

 -Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.

Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
В предложении орфографическая ошибка.
– Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой – хлеб с ухой.
– 
Смешное задание?
Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов. 

  (Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы).

Дети произносят последнее слово с ударением.

 

Делают вывод: эти слова пишутся одинаково, но звучат по- разному.

Дети учатся делать вывод: эти слова произносятся одинаково, но  пишутся

 по –разному и имеют разное лексическое значение.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– -интерес к слову; внутренняя мотивация обращения к учебнику, словарю (Л);

-участие в обсуждении ситуации (К);

-пополнение и расширение словарного запаса детей (П);

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах  (упр. 4 стр. 70)
Организуется деятельность в группах с предварительным обсуждением задания.

Самостоятельно найдите омонимы и запишите их в таблицу. 

Динамическая пауза.

Заполняют таблицу.

Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П);

-выполнение действий по алгоритму (П);

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- интерес к слову (Л);

-использование критериев для обоснования своего суждения (К);,

-умение принимать точку зрения другого (К)

-самопроверка по эталону, корректировка при необходимости (Р);

8.Включение в систему знаний и повторение.

Дифференцированная работа.
Задания на карточках для сильных учеников.


Устная фронтальная работа со слабыми учащимися над упражнением 5 (стр. 70).

Найдите слова-омонимы. Назови их парами. В чем особенность каждой пары? Объясните.

Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.

Сильные учащиеся работают самостоятельно по карточке и тесту.

Дети в паре находят слова-омонимы. Объясняют значение омонимов.(сноса –с носа, ( не жалею чего ?) мыла – (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла – (что сделала?) отмыла )

- умение выделять и формулировать познавательную цель (П);

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

-выполнение действий по алгоритму (П);

-контроль, коррекция, оценка (Р);

-умение ориентироваться в речевом потоке (П);

- участие в обсуждении ситуации (К);

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
-Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

- Так достигли мы поставленной цели?

-Возьмите лист самооценки и поставьте себе отметку, а также обведите рисунок, который   выражает ваше настроение в конце урока.  

Домашнее задание (выполнить любое на выбор)
1.Учебник с. 71  Упр.  6(найди и выпиши омонимы)
2.В словаре найти 2-3 пары омонимов. Составить предложения.
3.Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова -  омонимы.

Подводят итог урока.

Ставят отметки.

Запись учащимися задания в дневники.

  -чувство любви к языку (Л);

-стремление к успешности в учебной деятельности (Л);

- положительная мотивация (Л);

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности (Л)

- способность воспринимать мнение сверстников о своей работе (К);

- умение формулировать вывод по итогам деятельности (П);

- умение выделять и формулировать познавательную цель (П);

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов». Урок открытия нового знания.

Цели:- познакомить с творчеством В.Бианки,- составлять план произведения на основе опорных слов, - учить читать выразительно- развивать память, внимание, мышление, прививать любовь к природе.Испо...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Тип урока: ОНЗ Открытие новых знаний

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.Задачи: 1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке...

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...

2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п

   Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...