Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему
Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направлено на актуализацию у детей имеющихся знаний по теме "Омонимы" и на формирование желания анализировать данные слова в речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА № 573
Конспект подгруппового логопедического занятия «Слова похожие, но разные (омонимы)».
Учитель-логопед:
Гайдукова Екатерина Игоревна
24.04.2014
МОСКВА
Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.
Образовательные задачи:
- учить находить омонимы в речи,
- углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
- показать роль омонимов в речи,
- учить понимать и использовать термин «омоним».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
- корригировать звуко-буквенный анализ
- корригировать слуховое и зрительное внимание;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение применять новые знания;
- корригировать пространственные представления;
- активизировать и расширять словарный запас;
- корригировать и развивать память, мыслительную деятельность;
- развивать личностные качества учащихся, эмоционально- волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
- чередовать статические и динамические задания;
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- организовать взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развить уважение друг к другу.
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся (ожидаемые полные ответы и действия) | Примечание (оборудование) |
I.Организационный момент (1 минута) Задачи:
| - Доброе утро, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Доброе утро!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. | -Ученики приветствуют присутствующих.
| |
II. Введение в тему занятия. (2 минуты) Задачи:
Сообщение темы урока. | -Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться. Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!» - Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению. | Дети объясняют, что есть два разных слова: мешать — взбалтывать и мешать — создавать препятствия для работы. | |
III. Сообщение нового материала. (9 минут) Задачи:
|
-Чтобы узнать, как называются такие слова давайте вместе разгадаем кроссворд. Я загадываю слово. Вы ищите отгадку на картинках и записываете слово. Учитель дублирует все действия учеников на доске. 1. Музыкальная нота; пищевой продукт. 2. Снаряд с взрывчатым веществом; выражение лица. 3. Часть ноги; кипа бумаг. 4. Международный протест; музыкальный знак. 5. Съедобные грибы; лесные животные. 6. Фирменный знак; знак почтовый оплаты. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.
- Слово «омоним» произошло от двух греческих слов: Омос – «одинаковый», Онима – «имя») . Эти слова одинаково звучат и пишутся, но называют предметы и явления, ничем не связанные между собой, разные.
Выразительно прочитайте стихотворение и определите, есть ли в этом тексте омонимы: Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки. - О чём это стихотворение? - Назовите слова-омонимы. - Определите лексическое значение этих слов? Логопед выставляет на доску изображение шашечной доски и холодного оружия. | Дети отгадывают: -Соль. -Мина. - Стопа. - Нота. - Лисички. -Марка. Дети называют слово «Омоним». Дети отвечают: Это стихотворение о том, что ребята играют в шашки. Слова-омонимы- шашки. Шашки- игра белыми и черными кружками. Шашки- холодное оружие. | Индивидуальные карточки, предметные картинки. |
IV. Закрепление полученных знаний. (15 минут) Задачи:
|
- Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача- объяснить ребятам это слово, не называя его. Вытягиваете Вы картинку следующим образом: выбираете букву, в слове эта буква занимает третье место. Под буквой «р» – слово «норка», под буквой «а»- кран, под буквой «с»- коса, под буквой «к»- лук.
-Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова- омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее. -Работаем в парах. На ваших карточках- стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впишите его. Объясните свой выбор. Слова –подсказки- на доске: лапа, такса, пенка, шишка, сережка.
- Найдите в последнем стихотворении еще два омонима? Это омоформы. О них мы поговорим в следующий раз. | Учащиеся по очереди объясняют или показывают с помощью жестов и мимики слова-омонимы. Остальные ученики отгадывают слова: кран (водопроводный для слива воды и грузовая машина); норка (хищное животное и убежище маленьких животных в почве) ; лук (зеленый овощ и ручное оружие для метания стрел); коса (девичья прическа, сельскохозяйственное орудие и песчаная отмель). Дети вписывают омонимы в стихотворения и объясняют значения слов: Шишка- выпуклость на лбу, плод елки и сосны. Сережка- имя мальчика, украшение в ушах; соцветие у растений. - Поля- имя девочки, равнина. | Предметные картинки, карточки с буквами, карточки со стихотворениями.. |
V. Подведение итогов (3 мин.)
| - Какие слова называют омонимами? | Дети отвечают: омонимами называют слова похожие по звучанию и написанию, но разные по смыслу. Дети составляют предложение со словом-омонимом и записывают в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"
Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....
Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »
В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....
Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]
Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...
Конспект и подгруппового логопедического занятия по по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Звуки [ч,]- [ц]. Буквы Ч ч, Ц ц.
Конспект по теме «Звуки [ч,]- [ц]. Буквы Ч ч, Ц ц» предназначены для проведения занятия с учащимися по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Занятие проводится в форме заня...
Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)
Данный конспект занятия был разработан к теме: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы» для 2 класса....
Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.
Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...
Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Имя существительное» 2 класс (для детей с ОВЗ)
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса...