Урок русского языка по теме: Слова похожие, но разные (омонимы) во 2м классе
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во втором классе
Открытый урок в рамках недели начальной школы во 2м классе.
Учитель: Елисеева Ольга Михайловна.
Предмет: русский язык
УМК ПЕРСПЕКТИВА (Авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина)
Тема: Слова похожие, но разные (омонимы)
Цели и задачи
Углубить знания учащихся о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению, ввести термин «омонимы»; показать роль омонимов в речи; развивать речь детей при объяснении значений слов-омонимов, при составлении предложений с ними
Обоснование выбора темы.
Данный урок состоялся в рамках недели начальной школы, которая проводилась в нашей гимназии в период с 25.01 по 29.01.16г. В соответствии с рабочей программой по предмету Русский язык календарно-тематическое планирование предполагало работу над разделом «Слово и его значение». Выбор темы Слова похожие, но разные (омонимы) определен возможностью предложить детям опыт эвристичной работы и решения учебной проблемы в условиях ограниченного временного ресурса - в рамках одного урока. На изучение темы ОМОНИМЫ в КТП отведен 1 час.
Актуальность методов и приемов, использованных на уроке.
Выбор методов определен целями и задачами данного урока, требованиями системно-деятельностного подхода и гуманно-личностной педагогики.
Планируемые достижения
предметные: Уметь различать слова похожие по написанию, но разные по значению, и многозначные слова.
метапредметные
познавательные: анализировать, сравнивать, сопоставлять выразительные средства речи.
коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого, договариваться друг с другом. Стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм, адекватно оценивать результат выполнения учебного задания
Учебные материалы: 1. учебник Русский язык 2 класс (автор Л. Ф. Климанова (УМК «Перспектива»)), 2. карточки с изображением облаков двусторонние: 1 сторона – нарисованы схематично лица тремя разными эмоциональными состояниями (радостные, грустные, нейтральные); 2 сторона – слова с пропущенными орфограммами по пройденным темам, 3. карточки с крупно напечатанными словами-омонимами (МЕШАТЬ, КЛЮЧ, КОСА, ЛУК); 4. электронное приложение к учебнику с интерактивными упражнениями по теме ОМОНИМЫ; 5. карточки для парной работы с заданием; 5. толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему ОМОНИМЫ во втором классе | 33.55 КБ |
Доп. материалы к уроку на тему ОМОНИМЫ_облака | 361.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Открытый урок в рамках недели начальной школы во 2м классе.
Учитель: Елисеева Ольга Михайловна.
Предмет: русский язык
Тема: Слова похожие, но разные (омонимы)
Цели и задачи
Углубить знания учащихся о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению, ввести термин «омонимы»; показать роль омонимов в речи; развивать речь детей при объяснении значений слов-омонимов, при составлении предложений с ними
Обоснование выбора темы.
Данный урок состоялся в рамках недели начальной школы, которая проводилась в нашей гимназии в период с 25.01 по 29.01.16г. В соответствии с рабочей программой по предмету Русский язык календарно-тематическое планирование предполагало работу над разделом «Слово и его значение». Выбор темы Слова похожие, но разные (омонимы) определен возможностью предложить детям опыт эвристичной работы и решения учебной проблемы в условиях ограниченного временного ресурса - в рамках одного урока. На изучение темы ОМОНИМЫ в КТП отведен 1 час.
Актуальность методов и приемов, использованных на уроке.
Выбор методов определен целями и задачами данного урока, требованиями системно-деятельностного подхода и гуманно-личностной педагогики.
Планируемые достижения
предметные: Уметь различать слова похожие по написанию, но разные по значению, и многозначные слова.
метапредметные
познавательные: анализировать, сравнивать, сопоставлять выразительные средства речи.
коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого, договариваться друг с другом. Стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм, адекватно оценивать результат выполнения учебного задания
Учебные материалы: 1. учебник Русский язык 2 класс (автор Л. Ф. Климанова (УМК «Перспектива»)), 2. карточки с изображением облаков двусторонние: 1 сторона – нарисованы схематично лица тремя разными эмоциональными состояниями (радостные, грустные, нейтральные); 2 сторона – слова с пропущенными орфограммами по пройденным темам, 3. карточки с крупно напечатанными словами-омонимами (МЕШАТЬ, КЛЮЧ, КОСА, ЛУК); 4. электронное приложение к учебнику с интерактивными упражнениями по теме ОМОНИМЫ; 5. карточки для парной работы с заданием; 5. толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Создание позитивного эмоционального настроя на работу.
На доске – рисунки облачков. На них нарисованы схематично лица тремя разными эмоциональными состояниями (радостные, грустные, нейтральные). Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на облачка.
Давайте посмотрим, как мы умеем разбираться в выражении эмоций. Какое настроение у этих облачков?
Д. Грустное
У. Как иначе мы можем обозначить это настроение
Д. Печальное.
У. А эти облачка как себя чувствуют? какие они?
Д. Радостные, веселые
У. Тогда эта группа облачков – что вы о них можете сказать?
Д. они серьезные, ни радостные, ни грустные - спокойные.
У. Поднимите руки те, у кого настроение как у первого (второго, третьего) облака. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение, надеюсь, что оно сохранится до конца урока.
II. СЛОВАРНАЯ И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
У.- ЧТО ЕЩЕ ПРИНЕСЛИ НАМ ОБЛАЧКА КРОМЕ НАСТРОЕНИЯ? Давайте заглянем за облака: что же мы видим? Слова, в которых не хватает буквы. Давайте заполним эти пропуски и поможем облачкам.
Моряк, вьюга, словарь, берег, листья, сосна, гроза, мороз
Дети показывают буквы на планшетах.
У. Мы можем распределить слова на несколько групп в зависимости от орфограмм, которые мы определили, заполняя пропуски в облачках?
Вызвать ученика, чтобы распределить слова на группы и назвал орфограммы, которые нам встретились.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
У. Сегодня мы продолжим работу по изучению родного языка. Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно. Каждый из вас знает и использует в своей речи несколько тысяч слов, изо дня в день ваши личные словари пополняются всё новыми и новыми словами.
Из материалов блока «Как устроен наш язык» мы узнали, что слова бывают разные. Подумайте и скажите: о каких словах идет речь?
Эти слова всегда близки по смыслу,
Но различаются по написанию.
Вспомните, как мы подбирали слова для описания настроения облачков. Вы говорили ГРУСТНЫЕ - ПЕЧАЛЬНЫЕ, РАДОСТНЫЕ – ВЕСЕЛЫЕ, СЕРЬЕЗНЫЕ – СПОКОЙНЫЕ. Эти слова можно назвать синонимами?
Д. Да. Т.к. эти слова близки по смыслу.
Замечательно! Пора открыть наши тетради, записать дату, слова КЛАССНАЯ РАБОТА. Напомните, пожлуйста, каку орфограмму нужно соблюдать при написании слова КЛАССНАЯ.
У. Подберите к словам синонимы.
Запишите их в тетрадь.
На доске:
лес – … (роща)
мороз – … (стужа)
огонь – … (пламя)
ребята – … (дети)
деревня – … (село)
смелый – храбрый
У. Подумайте и скажите: о каких словах сейчас идет речь?
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Большой - маленький
Эти все слова всегда Противоположны.
Д. Об антонимах.
У. Вспомните: какие слова называются антонимами?
Д. Антонимы – это слова, противоположные по значению.
У. Из какого языка пришло слово антоним и что оно обозначает?
Д. Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя».
У. Подберите синоним к слову против.
Д. Синоним к слову против – наоборот.
У. Предлагаю игру «Наоборот». Вам нужно дополнить строку словом, которое является антонимом для последнего слова предыдущей строки.
Игра проводится в виде физкультминутки, слова сопровождаются движениями.
Физкультминутка
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь – ... (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – ... (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь – ... (пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты – ... (нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты – ... (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай: ... (конец)!
У. – Как вы думаете, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?
Д. Чтобы речь была красивой, выразительной и в ней не было повторов.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У. Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и познакомимся со словами, о которых говорят так:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но всем сходствам вопреки
Мы по смыслу далеки.
У. Попробуем разобраться, что это за слова.
А помогут нам в этом Лиза и Филипп.
Посмотрите сценку и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться.
Мама варит варенье и мешает его ложкой. Сын подходит к ней и предлагает:
- «Давай я буду тебе мешать!» Мама пугается и машет руками:
- «Нет. не надо мне мешать!»
Выявление Проблемы:
У. Почему же мама отнеслась так странно к словам сына? (Д: она его не поняла)
У. Что хотел сделать сын (помочь маме перемешивать варенье)
У. Почему она его не поняла?
Выдвигаем гипотезу: возможно,
Д.слово МЕШАТЬ имеет еще и другое значение.
У. А что решила мама?
Д. Сын не даст ей работать
У. Какие же значения мы можем увидеть у слова МЕШАТЬ?
Д. 1 - Мешать варенье (суп, раствор) - перемешивать взбалтывать, чтобы кушанье не пригорело, или вещество растворилось.
2 - Мешать кому-то – не давать работать, отвлекать, создавать помеху.
У. Итак, мы получили слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению.
В ЭТО ВРЕМЯ ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР И ЭКРАН!!!!!!
Вывесить слово слово МЕШАТЬ сюда на доску, и мы продолжим
У. Наша задача – выяснить, есть ли еще в русском языке подобные слова. Давайте посмотрим на экран и выполним упражнение (на экране картинка упражненияс луком)
Определяем значение слова ЛУК.
Переписываем предложения в тетрадь
У. Ребята, при письме нам нужно быть внимательными и помнить о про ошибкоопасные места. Чтобы избежать ошибок, давайте вместе уточним орфограммы, которые видим и слышим в словах этого предложения.
На грядке вырос зеленый лук. НА (предлог) ГРЯДКЕ (парный согласный в середине слова) ВЫРОС (безударный гласный О – проверочное слово – РОСТ) ЗЕЛЕНЫЙ (безударный гласный проверочное – ЗЕЛЕНЬ) ЛУК (парный согласный в конце слова. Проверочное – ЛУКА).
Папа сделал Мише хороший лук. МИША (имя собств. – большая буква), ХОРОШИЙ (словарное слово).
Итак, мы получили еще одно слово с этими признаками.
Добавляю на доску слово ключ к слову МЕШАТЬ.
У. Еще вам подскажу: У Кати густая коса. Коси, коса, пока роса!
слово КОСА вывесить на доску
У. Возможно, вы знаете еще такие слова, например, КЛЮЧ. Ели никто не сообразит, прочитать загадку
Из меня берут порою
речки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок.
У. Догадались? вывесить карточку со словом КЛЮЧ к словам ЛУК, МЕШАТЬ, КОСА.
Итак, мы получили уже 4таких слова в родном языке, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. И, что важно, у предметов, которые обозначаются этими словами, нет никакого внешнего сходства и нет сходства в том, как эти предметы употребляются.
У. Что же это за группа слов? Обратимся к профессору Самоварову: откроем учебники на стр. 25 и прочитаем высказывание профессора. Ученик читает. После задать уточняющие вопросы.
У. Омонимы никак не связаны по смыслу.
Именно этим ОМОНИМЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ!
Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов:
омос – «одинаковый» и онима – «имя».
У. Что же мы выяснили? Уточняем.
У. Как называются слова ЛУК, МЕШАТЬ, КОСА (Омонимы)
У. Но если эти слова одинаково пишутся и звучат, как же нам понять, какое именно слово имеется в виду? (выслушать 2-3 ответа детей).
Д. Значения этих слов можно объяснить, пользуясь картинкой.
– С каждым из слов можно составить предложение, тогда можно понять, о каком значении идет речь.
– К каждому слову можно подобрать подходящее прилагательное.
Работа по учебнику стр. упр. 34.
У. Рассмотрим сначала иллюстрации слева:
У. Что мы видим?
Д. Мост и быка)
У. Почему же нам предложили эти картинки? Если мы затрудняемся объяснить значение слова, что нам может помочь?
Д. Толковый словарь
У. Давайте заглянем в словарь. Работаем со словарем Ожегова. Вызвать ученика, который найдет и прочитает статьи.
Обратить внимание, как отличаются в словаре омонимы от многозначных слов: многозначное слово имеет только одну статью, в которой оттенки значения идут последовательно под номерами. А здесь – другая картина – мы видим, слово БЫК напечатано 2 раза:
1 - БЫК 1– животное, и БЫК 2– промежуточная опора моста.
У. Обратите внимание,
Слово-омоним имеет в толковом словаре столько отдельных статей, сколько значений у этого слова существует. Поскольку слово БЫК напечатано 2 раза отдельно с разными статьями, мы понимаем что БЫК – это омоним!
У. Итак, мы поняли, что распознать омоним мы можем, обратившись к толковому словарю, посмотрев на рисунок и прочитав предложения, в которых эти слова употреблены в различных значениях.
Давайте попробуем составить предложения с этими словами.
Примерно:
На лугу ходят быки.
Быки поддерживают мост. Или Для моста строят большие быки.
Записываем предложения в тетрадь. 1 человек работает у доски, при записи объясняет имеющиеся орфограммы
Подчеркиваем омонимы
Отличие многозначных слов от омонимов.
На примере слов богатый (речь, человек) и горлышко (бутыли, птицы)
V РЕФЛЕКСИЯ:
У вас на столах карточки с фрагментами различных текстов.
Поработайте в парах – найдите в этих текстах омонимы – подчеркните их. А также вспомните все, что мы говорили о многозначных словах и постарайтесь найти среди этих отрывков те, в которых использованы НЕ ОМОНИМЫ, А МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. Подготовьтесь кратко объяснить свой выбор.
- Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые нас руки растят!
- Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички
- Что вы ели там?
- Лисички.
- Странные вещи в природе бывают
Ножки у стула, но стул не шагает
Часто часы бьют, но мы не слыхали,
чтобы кого-то они обижали.
- Уж наступал вечер.
Уж питается лягушками.
Несколько учеников называют выбранные слова, объясняют свой выбор.
Vl ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
1 – какие слова мы называем ОМОНИМАМИ?
2 – как мы можем отличить омонимы от многозначных слов?
3 – кого бы вы похвалили за работу на уроке?
4 – вспомните наши облачка в начале урока и их, а также ваше настроение. У вас на столах лежат планшеты. Нарисуйте на них рожицы, которые покажут ваше настроение в конце урока.
Рада, что у вас хорошее настроение в конце урока. Благодарю вас всех за прекрасную работу!
Предварительный просмотр:
М….ряк
в…юга
счаст…е
рекор…
сл…варь
бере…
лист…я
с…сна
гр…за
моро…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова
урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".
Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направл...
Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
Урок в 3 классе УМК " Школа России"...
Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...
Проверочная работа по русскому языку по теме «Слова-названия предметов разного рода» 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Задания направлены на проверку знаний учебного материала по теме «Слова-названия предметов разного рода» 2 класс по учебнику УМК "ПНШ" ...
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов".
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов"....