Обобщающий урок русского языка по теме "Глагол".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок русского языка в 3 «б» классе по теме «Глагол».
Цель, задачи урока:
Образовательный: систематизировать значения о глаголе, как части речи.
Развивающие: узнавать неопределённую форму глагола.
Воспитательные: оценивать результаты выполненного задания.
Тип урока: Урок повторения.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности.
- Садитесь те, кто родился зимой!
- Садитесь те, кто родился весной!
- Садитесь те, кто рожден в летний зной!
- И те, кто родился осенней порой!
Начинаем урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был наш урок? (Интересным, полезным...)
- А какими должны быть вы во время урока? (Активными, внимательными, думающими.)
- Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? (да) Я рада
2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
а) Звучит музыка Шопена «Весенний вальс»
- Давайте послушаем музыкальный отрывок, настроимся на плодотворный урок. Автор музыки Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор, пианист.
– Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться, любоваться, мечтать)
– Слова, какой части речи вы называли? (глаголы)
- Сформулируйте тему урока (Глагол)
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас? (НЕТ) А что вы уже знаете о глаголе? (время, лицо, число…)
2. Формулирование цели урока | - Посмотрите на доску, перед вами ключевые слова урока (время, лицо, число, род). | Повторить грамматические признаки глагола |
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
3. Минутка каллиграфии | На минутке чистописания запишите слова: Я мы - 1 лицо Ты вы - 2 лицо Он она оно они - 3 лицо - Что это за слова? И почему мы их пишем сейчас? Как они связаны с темой нашего урока? | Местоимения, которые помогают определить лицо глаголов (в наст. и буд. времени) |
Обменяйтесь тетрадями, оцените друг друга (насколько красиво, аккуратно выполнена работа)
- Ребята, чему учились в этом задании? (писать красиво, оценивать друг друга)
4. Следующее задание нужно выполнить в группах.
Какая работа предстоит? (Работа в группах)
Внимательно рассмотрите предложенную схему. Попробуйте сформулировать задание. (Вписать недостающие слова, чтобы получился рассказ о глаголе).
- Как мы называем эту схему иначе? (Кластер)
- Выберите представителя от группы, который расскажет о глаголе. Все остальные ребята внимательно слушают и сигнализируют карточками (согласны или нет) 2-3 выступающих.
Вывод:
- Какой вывод можем сделать после выполненного задания? Чему учились? Что получилось? (учились составлять рассказ о глаголе, работать в группе).
- Даша (Маша), как считаешь, все ли участники команды работали в полную силу, дружно?
5.Языковая разминка | Прочитайте слова, какие задания можно выполнить? (безуд). Как можно сгруппировать эти слова? Запишите в тетрадь | Записывают слова по группам, доказывают, что выписали слова именно в том времени, которое требовалось Уб..жит, прин..сёт, расск..зал, п..сал, од..вает , т..чёт, в..зёт, зах..дил, уп..дёт. |
- Чему учились? (Различать времена глагола)
6. ФИЗМИНУТКА
- Ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте отдохнем, но наша физминутка будет продолжением урока. Слова какой части речи для нас сейчас очень важны? (Глаголы)
Предлагаю продолжить закрепление знаний о временах глагола. Я буду предлагать называть разные формы глагола, а вы будете вставать с места.
Если назову фору прошедшего времени – встает первый ряд,
Настоящего – второй ряд
Будущего – третий ряд.
- Готовы?
Рисует, молчал, улыбается, расскажет, подсказал, вижу, убежал, радоваться, мечтаю, сияло, помогу, люблю, покажет, позвонит, решил, думать, ходим, гудит, трещал, пройдет, прилетают.
- Какие молодцы! Продолжаем работать
7. Обобщение знаний по теме
- Кто помнит, на каком месте по употреблению в речи стоит глагол?
(на втором, после им.сущ.)
- А почему? (глагол помогает сущ. двигаться)
Все вы знаете игру «Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, расскажи, кто ты будешь такой?»
Сейчас ко мне выйдут 3 человека, выбирайте карточку, на ней обозначено действие, которое вы должны показать, остальные отгадывают (идёт, качается, вздыхает)
Трое учащихся показывают действия, остальные должны угадать, что они делают
- Может быть, вы узнали детское стихотворение, из которого эти слова?
(А.Барто, «Идёт бычок качается») .
- Запишем строчку из этого стихотворения. Сверьте написанное с тем, что на доске.
- Предположите, какое задание нужно выполнить? (Разбор предложения)
Выполним разбор.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.(повест., невоскл, простое, распр,)
На доске и в тетради (самопроверка) Оценка на полях
- Чему учились? (разбирать предложение, оценивать) Ребята, кто за это задание поставил себе 5? А кто 4? Молодцы!
Дадим характеристику глаголам.
Даю минутку. Маша - с места, остальные слушают, если согласны – зеленая карточка, нет – красная. Проверка на доске. Оценивание на полях
- Чему учились, выполняя это задание? (давать характеристику глаголу) Кто справился с заданием без труда? У кого были сложности? Какой вывод делаем? Нужно больше тренироваться, учиться характеризовать глагол.
- Глагол упрямая часть речи, которая может устраивать нам ловушки в виде орфограмм. Про одну из них даже есть сказка.
Послушаем сказку «Сила любви»!
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам.
Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом.
Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".
- О какой орфограмме идет речь? (не с глаголами пишется раздельно кроме слов, где без не не употребляется)
«Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт
В первый столбик слитно, во второй раздельно.
(Не)взял, (не)навидит, (не)было, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал
- Еще одна орфограмма вам знакома. Давайте мы ее вспомним, прочитав шутки-прибаутки.
Как работаем с такими словами? (ставим к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то в глаголе стоит, если в вопросе нет ь знака, то и в глаголе нет)
Шутки – прибаутки
Что хочется мальчикам?
Мальчикам хочет ся драт ся,
с утра и до ночи купат ся,
в грязи поминутно валят ся
и в разных железках копат ся.
Что хочется девочкам?
Хочет ся им наряжат ся,
конфетами объедат ся,
с подружками пошептат ся
и в брошках-серёжках копат ся.
Самостоятельная работа.
- А теперь я предлагаю вам стать художниками слова.
- Кого так называют? (писателей, поэтов)
«Оживи картинку». Посмотрите, чего не хватает в нашем тексте?
Вставьте в текст 1 ряд – прош.вр.
2 ряд – наст.вр.
3 ряд – буд.вр.
………весна. ……яркое солнце. ……… снег. …….ручейки. С юга ……… птицы.
Запишите получившийся текст, но, пожалуйста, оставьте место для названия.
Названия?
Прошедшее время – Наступила весна.
Настоящее – Весна
Будущее время – Скоро весна.
- Ребята, в каком тексте картина получилась более живая? (Настоящее время.)
Обменяйтесь тетрадям, проверьте правильность выполнения задания, оцените партнера, оценку поставьте на полях. Вернули тетради обратно. Ребята, кто поставил оценку 5? 4?
- Чему учились? (Подбирать нужные глаголы для текста, использовать глаголы в нужной форме, проверять, оценивать).
8. Оцените свою работу за урок.
Посмотрите на накопленные оценки в тетради, выведите общую оценку.
Потом я выставлю вам свою оценку.
Задание «Я грамотей» Слайд
– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
Начнём со слов: В школе я ……(запись в тетрадь)
Пример учителя: объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
9. Д/з будет по карточке, где вам нужно выбрать задание по своим силам, выполняем в рабочей тетради.
10. – И вот, мы подошли к последнему этапу нашего урока – подведению итога.
– Вспомните тему урока (Глагол)
- Какую цель мы ставили (закрепление знаний о грамматических признаках глагола)
- Предлагаю поработать с синквейном (в группах)
- Напомните, пожалуйста, что такое синквейн, из какого языка пришло к нам это слово? (франц, пятистишье без рифмы)
СИНКВЕЙН - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Найдите на парте форму синквейна, поработайте в группах.
Проверка
1. Глагол
2. Живой, яркий.
3. Работает, знает, говорит
4. Важная часть речи
5. Действие
1. Глагол
2. Дивный и прекрасный
3. Улыбается, смеется, хохочет
4. Без него и шагу ступить нельзя
5. Выполнение
1. Глагол
2. Деятельный, трудолюбивый
3.Обозначает, изменяется, действует
4. Глаголы делают речь живой
5. Действие
- Замечательно! С этим заданием отлично справились все группы.
11. Рефлексия.
- Чем же мы занимались сегодня на уроке?
Отвечать можно только, используя глаголы (думали, играли, смеялись, трудились…)
- Как вы считаете, хорошо ли мы поработали все вместе? А вы лично? Чью работу вы бы отметили особо?
- Ребята, чтобы дать оценку уроку, своему настроению я прошу обратить внимание на доску. Внимание на доску. Домашняя работа: Упр. 228 стр. 126 Объяснение домашней работы: Прочитайте стихотворение. Придумайте к нему заголовок. Запишите заголовок и стихотворение. Подчеркните глаголы.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» «Путешествие в Цветоград»
Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» ...
Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"
данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....
Обобщающий урок русского языка по теме "Глагол" (4 класс)
Цели: - обобщить полученные на уроках знания о глаголе – роль глаголов в предложении и речи, особенности глаголов – исключений, особенности глагол...
Обобщающий урок русского языка в 3 классе "Учение с увлечением"
Урок построен на материале стихов Алексея Скутормина....
Обобщающий урок русского языка "Имя существительное".
Этот урок проведён в форме путешествия по Африке. Изучая географические объекты данного материка, его обитателей дети повторяют изученный материал по теме "Имя существительное". В ходе урока дети запо...
Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса.
Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса. Презентация....
Разработка обобщающего урока русского языка в 3 классе на тему "Спряжение глаголов"
К уроку подобраны тексы из русской поэзии, с которыми учащиеся должны работать, выполняя увлекательные задания по изучаемой теме...