План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание суффиксов -ек и -ик в именах существительных» для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание суффиксов -ек и -ик в именах существительных» для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiksy_-ek_i_-ik.docx | 166.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: русский язык
Дата проведения: 25.10.2023
Тема урока: «Правописание суффиксов -ек и -ик в именах существительных»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных умений и навыков правильного написания суффиксов -ек и -ик в именах существительных.
Задачи урока:
-Дидактические: сформировать у учащихся знания и умения о правильном написании суффиксов -ек и -ик в именах существительных.
-Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать собеседника, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопрос, учить работать в парах и группах, обобщать и делать выводы своей деятельности; способствовать развитию оценочной деятельности: развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля.
-Воспитательные: воспитывать культуру общения при изучении учащихся с правильным выбором написания суффиксов -ек и -ик в именах существительных; воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют ценностное отношение к умению определять гласный после шипящих, интерес к правильному письму, аккуратность, усердие, уважение к родному языку; коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия совместно с учителем; вносят необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;
Познавательные: различают правильное написание суффиксов -ек и -ик в именах существительных, строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: слушают и проверяют правильность ответов других при выборе суффиксов -ек и -ик в именах существительных; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Предметные: различают написание суффиксов -ек и -ик в именах существительных; делают правильный выбор при написании суффиксов -ек и -ик в именах существительных.
Ресурсы: проектор, карточки с заданием, учебник русского языка 3 класса, рабочие тетради.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Структура урока
I.Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Разина Разиховна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Эмоциональный настрой к уроку
-Как сказал величайший русский писатель Константин Григорьевич Паустовский: "Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку" КАквы понимаете эту цитату? Хорошо.
-И я надеюсь, что на нашем уроке мы сделаем хоть и небольшой, важный шаг в постижении Русского языка.
Проверка готовности к уроку.
- Сегодня на уроке пригодятся учебник, рабочая тетрадь ручки. Все ли готово? Хорошо.
урока
II.Проверка усвоения материала прошлого урока. (карточки для индивидуальной работы)
- Ребята, я предлагаю решить вам задание для проверки усвоения материала прошлого урока. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и слова по смыслу. Всем понятно задание? Задание выполняем индивидуально, каждый сам. Можете открыть конверты №1 и приступить к работе.
Учен..е – свет, а ________ - тьма.
________ лучше бесчест..я.
Курит.. – здоров..ю ______.
Слова для справок: вредит.., неучен..е, чест…
- Я вижу, что многие уже закончили, давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте первое предложение. (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Докажите, что в пропущенных местах пишется мягкий знак. Прочитайте второе предложение. (Честь лучше бесчестья) Докажите, что в пропущенных местах пишется мягкий знак. Прочитайте третье предложение. (Курить- здоровью вредить.) Докажите, что в пропущенных местах пишется мягкий знак . Молодцы, ребята. У кого не было ошибок, вы большие молодцы. У кого были ошибки, вам нужно будет повторить материал прошлого урока ещё раз.
- Ребята, наш урок мы начнем с минутки чистописания, и чтобы подготовить наши пальчики к письму, мы сначала проведём пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной.
Этот пальчик – дедушка,
(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(хлопаем в ладоши)
- А теперь откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, правильно возьмите ручку, спинки выпрямите. Запишите число: «25 октября. Классная работа»
- Посмотрите на ряд слов. Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
Норка дочка книжка
-Итак, какую букву мы сегодня будем писать? Хорошо, молодцы. Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.
Кк кк к к к к ка рк чк жк
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
1.Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуальных затруднений в учебном действии
- Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? Правильно, суффиксом.
- Что такое суффикс? Суффикс — значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов или форм слов.
- Какое значение придает суффикс - к этим словам? (уменьшительно - ласкательное)
-Ребята, выделите суффикс в этих словах. Придумайте и запишите 1 слово с таким же суффиксом (берёзка, осинка).
- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).
- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).
- Приведите примеры значимых частей слова, которые являются:
1. приставками (Приставки: за, под, по, над, на, пр.)
2. суффиксами( Суффиксы: еньк, очк, ость, чик, ек, ик.)
- Ребята, что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова). Молодцы!
- У меня для вас есть слова. Прочитайте их.
Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, замоч_к
- Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
- Запишите эти слова тетеради, вставляя пропущенную букву и объясните ее написание.
Смелость, беленький, вазочка, ключ?к, замоч?к
- Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).
- А вы можете сказать, чего нам не хватает для решения этого затруднения? (нужно разобраться, в каких ситуациях пишется суффикс ЕК, а в каких ИК).
-Итак, у нас с вами возникло затруднение. Как вы думаете, ребята, почему оно возникло? (Мы не знакомы с этой темой) Я предлагаю вам разобраться в этой теме.
2.Целеполагание.
- Исходя из этого, попробуйте сказать, о чём мы будем говорить? Молодцы, я принимаю все ваши ответы, но хочу их немного скорректировать и назвать вам тему нашего урока: «Правописание суффиксов –ек и –ик в именах существительных». Какую цель мы можем перед собой поставить? Цель нашего урока: научиться правильно писать суффиксы –ек и –ик в именах существительных.
IV .Организация познавательной деятельности.
- Определение последовательности действий на уроке (интерактивная доска)
- Чтобы достичь нашей цели, давайте определимся с последовательностью действий на уроке, то есть определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите рассыпанный план нашего урока. Ваша задача - соотнести начало и конец предложений и расположить их в правильной последовательности. Работу выполняем в парах, в парах мы работаем дружно и сообща.
Научимся правильно писать суффиксы –ек и –ик в именах существительных
Узнаем правило правописания суффиксов –ек и –ик в именах существительных
- Чтобы оценить свою деятельность на уроке, на ваших столах лежат жёлтые листочки - это листы самооценивания. После каждого этапа мы будем оценивать свою деятельность.
Поиск решения
-Итак, ребята, у вас на партах лежат конверты №2 со словами. Достаньте их. Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются? (Имена существительные). На какие 2 группы можно разделить эти слова? (ед и мн число) Давайте разделим эти слова в 2 столбика и запишем в тетради. (1 ученик у доски)
Кузнечик кузнечики
Орешек орешки
Птенчик птенчики
Горошек горошки
-В каждой паре выделим суффикс. Хорошо, молодцы. Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить? Правильно, слова с гласной –и в суффиксе и слова с гласной –е в суффиксе. Итак, какие слова мы запишем в 1 группу? (кузнечик, кузнечики и птенчик, птенчики). А какие во 2 группу? (горошек, горошки и орешек, орешки). Хорошо! Ребята, вы заметили, что происходит с гласной суффикса? Правильно, при изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает.
-Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и. Гласная –и есть в суффиксе слова ед.числа, сохранилась она и в суффиксе во мн.числе. А в словах 2 группы что происходит? Гласная –е есть в словах ед числа, но исчезла в словах мн.числа.
-Ребята, кто попробует сформулировать правило о суффиксах –ек и –ик, исходя из того, о чем мы только что говорили.
Суффикс –ик пишется, если при изменении формы слова гласная сохраняется (кузнечик – кузнечики)
Суффикс –ек пишется, если при изменении формы слова гласная исчезает (орешек – орешки).
-Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на стр.41. Давайте кто-то прочитает нам правило. Хорошо, молодец. Значит, мы с вами правильно сформулировали правило.
Первичное закрепление.
-Итак, давайте вернемся к тем словам, в которых у нас возникло затруднение. КЛЮЧ?К и ЗАМОЧ?К. Действуя по правилу, давайте выберем нужный суффикс для 1го слова. Поставим это слово во мн.число. КЛЮЧИКИ, при изменении формы слова гласная сохраняется? Конечно, значит какую букву мы поставим? Верно, суффикс –ик.
-А теперь 2 слово ЗАМОЧ?К. Давайте изменим его форму – замочки. при изменении формы слова гласная исчезает? Конечно. Значит, здесь мы пишем суффикс –ек.
-Отлично, вот мы с вами и разобрались с правилом. Ребята, наверное, ваши глаза очень устали, давайте вместе сделаем физкультминутку для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
-Хорошо, теперь возьмите свои листы самооценивания и прочтите первый пункт. Верно, поставьте рядом галочку, если вам было всё понятно или знак вопроса, если у вас остались какие-то вопросы. Хорошо, давайте продолжим нашу работу, а листы самооценивания положим на край парты, чтобы они вам не мешали. Нам с вами осталось выполнить только один пункт плана.
Включение нового знания в систему знаний
-Итак, ребята, перед вами лежат конверты №3. Откройте их. Ваша задача, работая в парах, вставить правильный суффикс в этих предложениях, вспоминая правило. Не забываем, что в парах мы работаем дружно.
Вставьте пропущенные суффиксы на месте пропуска буквы. Объясняйте свой выбор.
Старый мост____
Красивый букет____
Прозвенел звоноч____
Положили в мешоч____
Я иду в сад__
В небе летит журавл__
У бабули синий платоч__
-Итак, ребята, вы закончили? Давайте проверим. Пусть одна пара выйдет к смарт доске и поставит правильные суффиксы в словах. Остальные проверяем, правильно ли они выполняют. Старый мостик, Красивый букетик, Прозвенел звоночек, Положили в мешочек, Я иду в садик, В небе летит журавик, У бабули синий платочек. Итак, давайте проверим по эталону. У всех ли так? У кого есть ошибки, где? Исправьте и запомните.
-А теперь давайте сделаем необычную физкультминутку. Теперь я буду вам говорить слова, если там пишется суффикс –ик то вы начнете хлопать ладошками, а если там пишется суффикс –ек, то вы начнете хлопать по коленкам. Итак.
-Хорошо, молодцы. А теперь давайте выполним следующее задание в группах. Вам нужно будет объединиться в группы по 4 человек. Перед вами лежат конверты №4. Откройте их. Ваша задача, вставить в пропущенные места нужные буквы, а также найти в тексте слова по нашей теме и выделить суффиксы . В группах работаем дружно.
-Итак, все смогли выполнить это задание. Хорошо, давайте проверим. 1 группа прочитайте нам текст, остальные проверяем. Итак, у всех так? А какие слова по нашей теме вы нашли? Хорошо, а какие суффиксы вы выделили? Молодцы, у всех так? У кого есть ошибки, исправьте. Вам нужно будет дома ещё раз посмотреть эту тему, чтобы больше не совершать ошибки. Теперь возьмите свои листы самооценивания. Прочтите второй пункт плана. Верно, поставьте рядом галочку, если вам было всё понятно или знак вопроса, если у вас остались какие-то вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.
-Итак, сейчас мы с вами будем писать немой диктант. На экран будут выходить разные картинки, а ваша задача записывать эти слова в тетради и выделять суффиксы. (картинки)
Итак, давайте проверим по эталону. Проверяем!
Горшочек Бантик Огурчик Мячик Ключик Карандашик Орешек Зайчик Подарочек Чайничек.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Соотнесение результатов урока с поставленной целью
-Итак, ребята, что мы с вами сегодня делали на уроке? Какая у нас была тема? Верно, «Правописание суффиксов –ек и –ик в именах существительных». А теперь посмотрите на ваши листы самооценивания, смогли ли мы с вами выполнить все пункты?. Хорошо, теперь вы больше не будете писать с ошибкой суффиксы.
Самооценка учениками собственной учебной деятельности
-Ребята, я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке. Я предлагаю вам закончить предложения
"Я научился..."
"У меня получилось..."
"Мне было сложно"
Выставление отметок.
Спасибо всем, что вы были активными на уроке и старательно работали. Но особенно хотелось бы выделить _____. Им я поставлю 5, а остальным желаю больше проявить активность на уроке, ведь только когда ты будешь включён в процесс обучения, ты всё поймешь.
VI. Домашнее задание
-Выполнить в тетради упр.45 на стр.42 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных" (4 класс)
Конспект урока русского языка с учащимися 4 классаТема: дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательныхЗадачи:1) научить правописанию безударных падежных око...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".
Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока по расскому языку....
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...