1.Организационно-мотивационный этап 1 мин | - Ребята, здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Дарья Юрьевна. - Проверьте, всё ли готово у вас к уроку: учебник, тетрадь, ручка. И мы начнем наш урок. Садитесь. Перед тем как начать наш урок, на листе самоконтроля отметьте своё настроение в начале урока.
| Приветствие. Эмоциональный настрой
| Метод: словесный Приём: беседа, эмоциональный настрой Форма: фронтальная, КУУД,РУУД,ЛУУД |
2.Этап актуализации опорных знаний 7 мин | - Откроем тетради. Напишем сегодняшнее число, классная работа. Начнем урок со словарной работы Солдат, библиотека, билет, железо, цитата, шоколад, парашют, коллектив, хозяин, сейчас, кремль, президент, искусство. Проверка на слайде Выделите орфограмму. Какая орфограмма объединяет их? Проведем минутку чистописания. Выполним разбор последнего предложения 1.На проталинах показались ранние весенние цветочки. 2.Утренняя роса покрывала зелёную траву. 3.Крупные дождевые капли барабанили по крыше моего дома. |
Запись словарных слов с выделением орфограммы.
Записывают предложения. Разбираю
(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)
| Метод: словесный, наглядный, практический Приём: беседа, чистописание, словарная работа. Форма: фронтальная, индивидуальная ПУУД ЛУУД КУУД
|
3.Постановка учебной задачи …..мин | Отгадайте загадку: -Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное Ещё называют его ……(прилагательное)
Правильно. Мы продолжим говорить об имени прилагательном. А что вы знаете об этой части речи? -Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета) - На какие вопросы отвечает? (какой? какая?, какие?) - С какой частью речи согласуются имена прилагательные? (с им. сущ, в роде, числе, падеже) - Для чего нужны имена прилагательные в речи? (делают нашу речь выразительной, красивой, более точно описывают предмет.) Сегодня мы продолжим знакомиться с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности, и, к которым можно поставить вопросы: ЧЕЙ? (какой?), ЧЬЯ?(какая?), ЧЬЁ? (какое?), ЧЬИ? (какие)
Запишите с/с сущ.+ прил., выделите окончания, определите род, число. Пшеничн… зерно, колюч… растение, голодн… кот, вкусн.. добыча, хитр… воробей, свеж.. молоко.
ВЫВОД
- Прилагательные м. р. Имеют окончания….- ОЙ,- ЫЙ, - ИЙ - Прилагательные ж.р. имеют окончания …. -АЯ, - ЯЯ - Прилагательные ср.р. имеют окончания…- ОЕ, - ЕЕ
На слайде изображение волка. - Кто изображён на картине? - Что принадлежит волку? - Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (сущ). - С помощью вопросов ЧЕЙ?, ЧЬЁ?, ЧЬЯ? ЧЬИ? назовём прилагательные, которые обозначают принадлежность к волку.
ВЫВОД: Слова: волчья, волчьи, волчье …. Обозначают признак по принадлежности и отвечают на вопросы : ЧЕЙ? (какой?), ЧЬЯ? (какая?), ЧЬЁ? (какое?), ЧЬИ? (какие). Эти прилагательные тоже согласуются в роде, числе, падеже.
| Тема: Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос Чей?
-Волк
| Метод: словесный, наглядный Приём: беседа, целеполагание Форма: фронтальная, групповая РУУД.ЛУУД.ПУУД КУУД |
4.Применение знаний и умений 15 мин | Давайте выполним упражнение 148 на стр. 143. Вам нужно выписать только те прилагательные, которые отвечают на вопрос ЧЕЙ?
Давайте поработаем в парах: Для начала вспомним правила работы в парах. Запишите предложения. Вспомнить правописание прилагательных. (разд. Ь.) 1.Мёрзни, мёрзни, волч.. хвост! (Лисичка – Сестричка и Серый Волк) 2.Ворона каркнула во всё ворон.. горло. (И. А. Крылов, «Ворона и Лисица» ) 3.Избушка там на кур.. х ножках стоит без окон, без дверей. (Александр Пушкин, поэма «Руслан и Людмила») 4.По щуч.. му велению, по моему хотению, вёдра, сами идите домой! («По щучьему велению») Вывод: ь пишется в прилагательных…..
А теперь давайте немного поиграем: Загадка – шутка. - Ответьте на вопросы одним словом, помогите разобраться, где чьи следы. Чьи следы ведут к берлоге? (медвежьи) Чьи следы ведут к норе? (лисьи) Чьи к знакомой конуре? (собачьи) Чьи следы ведут к кустам? (заячьи) Чьи – к глухим лесным местам? (волчьи) Чьи следы ведут к сметане И к подушке на диване? Каждый след от чьих-то ног, И не двух, а четырёх. (кошачьи)
ФИЗМИНУТКА |
Правила: -выслушивать мнение соседа -не перебивать -уважительно относится к соседу.
Делают вывод: Ь в прилагательных имеет функцию разделения.
Отгадывают загадку: -Медвежьи -Лисьи -собачьи -заячьи -волчьи -кошачьи | Метод: словесный, наглядный, практический Приём: беседа, объяснение, иллюстрация. Форма: фронтальная, парная КУУД РУУД ЛУУД ПУУД |
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 5 мин | Я раздам вам карточки и вы самостоятельно выполните задание. Вам нужно данные словосочетания им. сущ. + им.сущ переделать так, чтобы в нём было им.сущ + им. прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» - Лапы кота.
- шерсть волка.
- Нора лисы.
- Дупло белки
- Сеть рыбака.
- Гнездо вороны.
В тетрадь списать
Давайте сделаем вывод:….. |
- Кошачьи лапы.
- Волчья шерсть.
- Лисья нора
- Беличье дупло.
- рыбачья сеть.
- Воронье гнездо.
| Метод: словесный, практический Приём: беседа, упражнение, Форма: индивидуальная ПУУД, ПУУД, КУУД |
6.Изучение нового знания и способов деятельности 5мин
(4мин) | А теперь открываем учебник на стр 143, номер 147 Выполняем по заданию. Проверка на слайде, ребенок объясняет.
Резерв Найти 6 прилагательных с разделительным ь, составь с ними словосочетания и запиши в тетрадь. (на слайде). выполните орфографический разбор любых два прилагательных. пальцы | мальчик | ружье | обезьяна | пальчик | альбом | семья | ручьи | стулья | листья | мельник | ночью | мыльница | улья | сучья | пыльца | рыльце | соловьи | пьет | шьет | льет | пеньки | капельки | сосульки | стельки | стебельки | вьюга | обезьяна | стулья | собачья | семья | ручьи | кошачья | листья | улья | лисья | пьет | шьет | беличья | обезьяна | стулья | заячья | семья | ручьи | медвежья | листья | улья | лягушачья | пьет | шьет | барсучья | обезьяна | стулья | волчьи | семья | ручьи | сорочьи | листья | улья | вороньи | пьет | шьет | черепашьи | собачья | сорочьи | лягушачья | кошачья | вороньи | барсучья | лисья | черепашьи | волчьи | беличья | медвежья | Заячья
|
|
|
|
| Выполняют задание, с проверкой по эталону.
| Метод: словесный, практический Приём: беседа, проверка Форма: фронтальная, индивидуальная, РУУД. ПУУД. КУУД |
7.Подведение итогов Рефлексия 4мин | - Ребята, наш урок подходит к концу. - На какой вопрос прилагательные отвечают? - Какую роль выполняет Ь в прилагательных? -Приведите пример прилагательных
- Давайте оценим тех, кто активно работал на уроке? Какую оценку поставим и почему?
- Положите перед собой лист самоконтроля. Давайте заполним его! Урок окончен! Спасибо за работу! До новых встреч!
| Отвечают на вопросы учителя. - «чей?» «чьи?» - Он имеет функцию разделения. -……
Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке, с аргументацией.
| Метод: словесный, практический Приём: беседа, оценивание Форма: фронтальная, индивидуальная РУУД. ПУУД. ЛУУД КУУД |