Конспект урока русского языка "Разделительные ъ и ь знаки", 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки. Закрепление.
Цель деятельности учителя: повторить правила написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.
Планируемые результаты:
предметные: учить писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком, составлять алгоритм проверки написания разделительного твердого и мягкого знака.
личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: Русский язык: 3 класс 1 часть: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», с. 49, 2012 год, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие с поурочными разработками ; проектор; компьютер; доска; тетрадь.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Орг. момент | ≈ 1 | - Здравствуйте, ребята! | Приветствовать учителя. Настраиваются на работу. | Л.: мотивация к учебной деятельности, настрой на работу. |
2. | Мотивационный Практич.: группировка слов по типу изученных орфограмм. Словес.: работа с текстом. | ≈ 7 | Актуализация опорных знаний. - Запишите число, классная работа. - Посмотрите на экран, перед вами слова, прочитайте их про себя и подумайте на какие 2 группы их можно разделить: Дворня...ка, жемчу..., учас...ник, блю...це, ярос...ный, чес...ный, варе...ка, ненаст..е, капус...ный, варе...ка, тельня...ка. - На какие группы можно разделить слова? (слова с непроизносимым согласным в корне слова и слова с парными согласным) Работа со словами Теперь два ученика выйдут к доске. Первый пишет в столбик слова с непроизносимым согласным в корне, второй — с сомнительным согласным. яростный(ярость), дворняжка( дворняжечка) - Объясните вставленные буквы. Остальные работают у себя в тетради. - Какое слово здесь лишнее и не подходит ни в один столбик. (ненастье) Почему?( потому что слово содержит мягкий знак) - Когда мы пишем мягкий знак? - Один второклассник решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак - после всех твердых согласных перед гласными. ( на экране) Прав ли был второклассник? Найдите ошибки в его ответе. ( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё Ю, Я, И; другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.) - А теперь попробуйте объяснить, какой знак пишется с слове «ненастье». Докажите. | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Группировать слова по типу орфограммы. Работать с высказыванием, исправлять ошибки. | П: извлекают информацию из собственных знаний; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. Высказывания. К: участвуют в учебном диалоге; строят реч. высказывания, П: извлекают необходимую информацию из текста. |
3. | Постановка учебной задачи и её решение. Практич.: формулировка темы урока. Практич.:работа с правилом учебника. Решение частных задач. Практич.: писм. грам. Упр. Практич.: составление алгоритма. Практич.: объяснение вставленных орфограмм с помощью алгоритма. | 4 | - О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? ( о правописании разделительных твердого и мягкого знаков) - Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком) Работа с правилом учебника. - Откройте учебника на стр. 49, найдите «Узелки на память» - Прочитайте. - Из скольких частей состоит правило? (2) - О правописании каких букв - Прочитайте 1 часть правила, 2. Скажите, после какой части слова пишется разделительный твердый знак? ( после приставки) Перед какими гласными? - В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? (на конце корня) Перед какими буквами?( е, ё, ю, я и еще и) - А какие две работы выполняем «и»? ( обозначает звук [й] на письме и мягкость предшествующего согласного) Работа с упражнением в учебнике. Найдите здесь же упражнение № 74. Прочитайте задание. Найдите в упражнении слова с разделительным твердым знаком, разделительным мягким знаком - Какие особенности есть в звуковом составе этих слов? ( после согласного звука перед гласным произносится звук [й]) - Где в слове пишется разделительный мягкий знак? Перед какими буквами? - В какой части слова пишется разделительный твердый знак? Перед какими буквами? Кто выйдет к доске и напишет первых два предложения? - Что нужно сделать? - Что такое корень? Приставка? ( это часть слова, которая стоит перед корнем) - Что нужно сделать, чтобы выделить приставку?( подобрать однокоренное слово) - Что нам еще нужно сделать?( выделить грамматические основы) - Что такое главные члены предложения? - Как определить в предложении подлежащее? Сказуемое? - Когда пишется разделительный мягкий знак, разделительный твердый знак? - А теперь давайте с вами попробуем составить алгоритм , какой разделительный знак писать в слове, он у меня есть, только там все перепуталось и вам нужно восстановить последовательность. Памятка. 1.Слушаем, как звучит слово. 2. Находим звук [й] после согласных перед гласными. 3. Находим корень или приставку, если она есть. 4. После приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный твердый знак, в остальных случаях разделительный мягкий знак. - А теперь с помощью этого алгоритма попробуйте объяснить какой же разделительный знак пишется в словах: въезд, пьём | Формулировать тему и цель урока. Работать с правилом учебника. Обосновывать выбор разделительного знака, находить слова с определённой орфограммой. Выделять грамматические основы. Составлять алгоритм. Используя алгоритм, объяснять вставленные орфограммы. | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: обобщают. |
Итог урока. Рефлексия (предметная). Словес.: обобщение изученного. | - Что общего у разделительных твердого знака и мягкого знака? (Разделяют согласный и мягкий) - Когда пишется разделительный твердый знак, мягкий знак? Лестница успеха в тетрадях. | Обобщать изученное. Отвечать на вопросы. Оценивать работу на уроке. | Р: оценивать свою работу на уроке, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; П.: делать выводы, обобщать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...
Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")
Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."
В материале представлен конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс русский язык
2 класстема урока " Слова - антонимы "...