ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: Падежи имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_padezhi_imyon_sushchestvitelnyh.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. студента:

Школа:

Ф.И.О. учителя:

Класс:3в

Ф.И.О. методиста:

Кабинет: 15

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: Падежи имён существительных

Тип урока: закрепление

Цель деятельности учителя: закрепление умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу

Планируемые результаты:

  • Предметные: отработать навык определения падежа у имен существительных.
  • Личностные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Оборудование: карточка со словарным словом, презентация

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Хронометраж

  1. Организация начала занятия

1 минута

  1. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

7 минут

  1. Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности  (правил, понятий, алгоритмов)

10 минут

  1. Физминутка

1 минута

  1. Первичное проверка понимания и первичное закрепление

7 минут

  1. Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой  ситуации

7 минут

  1. Контроль усвоения и самопроверка знаний

3 минуты

  1. Подведение итогов занятия

1 минута

  1. Рефлексия

3 минуты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Цели и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организация начала занятия

Цель и образовательные задачи этапа: приветст-вие, проверка готовности, организация внимания, раскрытие общей цели урока.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными.

– Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

– Все на месте?

- Отлично! Давайте начинать.

Приветствуют учителя, садятся, проверяют готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л:самоопределение

Средства: слово учителя

Формы работы: фронтальная

  1. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить мотивацию, принятие целей урока, актуализировать опорные знания.

- Откройте свою тетрадь. Отступите от предыдущей работы 2 строчки. Посередине напишите сегодняшнее число, двадцать шестое февраля, и «Классная работа».

-С новой строки, с красной строчки пишем буквосочетания «Ля ли ло ла ле»

-А сейчас я буду диктовать словарные слова, а вы должны их правильно записать.

(Слова: солдат, Кремль, одуванчик, песок, овощи, потом, блеснул, восток, чёрный,)

1. Сколько падежей в русском языке?

2. Перечислите их.

4.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к неодушевлённым существительным?

5.Как их различить?

6.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к одушевлённым существительным?

7. Как их различить?

8.Какой падеж всегда употребляется с предлогом?

9.А какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Молодцы. Все сказанное верно!

10.Какой падеж можно узнать по предлогам к, по?

11.Что такое начальная форма имени существительного?

12. Какие падежи называются косвенными?

(Записывают в тетрадь)

(Записывают слова в тетрадь)

- В русском языке 6 падежей

- Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

- Именительный и винительный

- Существительные И.п. в предложении является подлежащим, а в В.п. – второстепенный член.

- Родительный и винительный

- Надо подставить слово лиса. Если окончание Ы, то существительное родительного падежа. Если У, то винительного.

-Предложный падеж

-Именительный падеж

-Дательный падеж

- Именительный падеж единственного числа

- Все падежи, кроме именительного.

П: анализ, сравнение, классификация, опре-деление основной и второстепенной ин-формации.

Средства: показ написаний на доске

Формы работы: учебный диалог, чистописание

  1. Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности  (правил, понятий, алгоритмов)

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить восприятие, осмысление существенных признаков понятия, содействовать усвоению способов действия.

-Итак, давайте выполним задание.

1.В каждом предложение подчеркни основу. Определите падеж у всех имён существительных.

Стоят суровые морозы. Реки одеты ледяным ковром. В снег спрятались елочки. На ветках елочек сидят снегири. В лесу кипит жизнь. Под кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в снег тетерева.

-Прочитайте 1 предложения. Назовите имена существительные

-Зададим вопрос. Какой падеж?

-Прочитайте 2 предложения. Назовите имена существительные

-Зададим вопрос. Какой падеж?

-Прочитайте 3 предложения. Назовите имена существительные

-Зададим вопрос. Какой падеж?

-Прочитайте 4 предложения. Назовите имена существительные

-Зададим вопрос. Какой падеж?

-Прочитайте 5 предложения. Назовите имена существительные

-Зададим вопрос. Какой падеж?

-Прочитайте 6 предложения. Назовите имена существительные

-Зададим вопрос. Какой падеж?

-Прочитайте 7 предложения. Назовите имена существительные

-Зададим вопрос. Какой падеж?

Стоят суровые морозы(И.п.). Реки(И.п.) одеты ледяным ковром(Т.п.). В снег(В.п.) спрятались елочки(И.п.). На ветках(П.п.) елочек(Р.п.) сидят снегири. В лесу(П.п.) кипит жизнь(И.п.). Под кустом(Т.п.) ночевал заяц(И.п.). На полянке(П.п.) ныряли в снег(В.п.) тетерева.

-Морозы

-Стоят(что?) морозы – И.п.

-Реки, ковром

-Одеты(что?) реки – И.п.

Одеты(чем?) ковром – Т.п.

-В снег, ёлочки

-Спрятались(что?) ёлочки – И.п.

Спрятались(в чём?) в снегу – П.п.

- На ветках, ёлочки, снегири

-Сидели(кто?) снегири – И.п.

Сидели (на чём?) на ветках – П.п.

На ветках (чего?) ёлочки – Р.п.

-В лесу, жизнь

-Кипит(что?) жизнь – И.п.

Кипит(в чём?) в лесу – П.п.

-Под кустом, заяц

-Ночевал(кто?) заяц – И.п.

Ночевал(под чем?) под кустом – Т.п.

На полянке, в снег, тетерева

Ныряли(кто?) тетерева – И.п.

Ныряли(на чём?) на полянке – П.п.

Ныряли(во что?)в снег – В.п.

П: анализ, сравнение, классификация, опре-деление основной и второстепенной ин-формации.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: осознанное по-строение речевого высказывания.

Средства: упражнение учебника

Формы работы: учебный диалог

  1. Физминутка

Цель и образовательные задачи этапа: осущест-вить отдых, сопряжён-ный с учебным материалом.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Первичное проверка пони-мания и первич-ное закрепление

Цель и образовательные задачи этапа: установить правильность и осознан-ность изученного мате-риала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

- Объясните, как определить падеж имен существительных?

2.Определите падеж у всех имён существительных.

Приехать в Россию, сварить из земляники, сделать на заводе, налить в стакан, уйти с праздника, гулять по Красной площади, просочиться через песок, сидеть в комнате, встретиться с товарищем.

- Читаем первое словосочетание. Запишем

- Зададим вопрос. - Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос. Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос. Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос. Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос. Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос. Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос. Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос. Какой падеж?

- Задать падежный вопрос.

Приехать в Россию(В.п.), сварить из земляники(Р.п.), сделать на заводе(П.п.), налить в стакан(В.п.), уйти с праздника(Р.п.), гулять по Красной площади(Т.п.), сидеть в комнате(П.п.), рассказать товарищу(Д.п.).

-Приехать в Россию

-Приехать(во что?) в Россию- В.п.

-Сварить из земляники

-Сварить(из чего?) из земляники- Р.п.

-Сделать на заводе.

-Сделать(на чём?) на заводе- П.п.

-Налить в стакан

-Налить(во что?) в стакан- В.п.

-Уйти с праздника

-Уйти(с чего) с праздника- Р.п.

-Гулять по Красной площади

-Гулять(по чему?) по Красной площади- Т.п.

-Сидеть в комнате

-Сидеть(в чём?) в комнате- П.п.

-Рассказать товарищу

-Рассказать(кому?) товарищу- Д.п.

К:  осознанное построение речевого высказывания.

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Средства: упражнение из учебника

Формы работы: фронтальная, учебный диалог

  1. Закрепление знаний и спосо-бов действий: пробное, в зна-комой ситуации и в изменённой  ситуации

Цель и образовательные задачи этапа: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания и применения в разнообразных ситуациях;

3. Преобразуйте существительные в скобочках в падеж, на который отвечают эти вопросы. Обозначь падеж существительных. Работаем самостоятельно, затем проверим

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________ Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________

 Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________ Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________ Урожай (чего?) (пшеница)__________________________ Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

(Проверка)

-Привет брату, сестре

-Радовался весне, празднику

-Писать пером, мелом

-Рассказывать о лисе, о сове, о еже

-Урожай пшеницы

-Рассказ ветерана, гостя

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Контроль, коррекция, оценка.

Средства: упражнение из учебника, карточки со словарным словом

Формы работы: учебный диалог, работа в тетрадях

  1. Контроль усвоения и самопроверка знаний

Цель и образовательные задачи этапа: выявить качество и уровень усвоения уч-ся знаний и способов действий, выявить недостатки в знаниях и способах действий, установить их причины; обеспечить развитие способности к оценочным действиям.

-Определите падеж каждого имени существительного. Обозначите падеж над именами существительными

1 вариант

Брат уехал от сестры.  

Собака побежала по тропинке.

Мы в гостях с мамой пили чай с молоком.

Коля рисовал картину карандашом

Девочка играла на скрипке

2 вариант

На кухне пахнет  дыней.

Миша отдыхал  у бабушки.

Папа купил машину у дяди.

На полянке мы увидели сторожку лесника

Цветок рос на окошке

(Самостоятельно выполняют работу)

Р: контроль, кор-рекция, оценка.

Средства: упражнение учебника

Формы работы: работа у доски, самостоятельная работа

  1. Подведение итогов занятия

Цель и образовательные задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Определяли падежи у имён существительных

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют ито-говый контроль

Средства: вопросы учителя

Формы работы: фронтальная

  1. Рефлексия

Цель и образовательные задачи этапа: иницииро-вать и интенсифициро-вать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого-эмоционального состоя-ния, мотивации своей деятельности и вза-имодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

  • -Был ли урок для вас трудным?
  • Всё ли вы поняли по этой теме?

Д/З  

-Нет

-Да

Л:  оценивание усваи-ваемого содержания, исходя из социальных и личностных цен-ностей;

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Средства: индивидуальные карточки

Формы работы: фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)

Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Конспект урока русского языка« Творительный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока русскому языкуУМК "Школа России" 3 класс...

Конспект урока русского языка «Предложный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...