Тема: «Правописание слов с ъ и ь.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Тип урока: обобщающий.
Цель:  Обобщить   и   систематизировать   накопленные   знания   о   правописании
разделительных твердого и мягкого знаков.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию умения находить орфограммы-буквы 
ъ и ь, графически обозначать их, писать слова с данными орфограммами.
2. Создать условия для дальнейшего овладения учащихся русским языком на 
основе работы со словосочетанием, предложением и текстом, обогащения 
словарного запаса.
3.Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса учащихся.
4.Способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке.
Оборудование урока:   мультимедийный   проектор;   компьютер;   экран; 
карточки с заданиями по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelit_.docx81.97 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Предмет: русский язык

УМК "Школа России". Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: 2021;

Тема: «Правописание слов с ъ и ь.»

Тип урока: обобщающий.

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков.

Задачи:

1. Продолжить работу по формированию умения находить орфограммы-буквы ъ и ь, графически обозначать их, писать слова с данными орфограммами.

2. Создать условия для дальнейшего овладения учащихся русским языком на основе работы со словосочетанием, предложением и текстом, обогащения словарного запаса.

3.Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса учащихся.

4.Способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке.

Оборудование урока: мультимедийный проектор; компьютер; экран;  карточки с заданиями по группам.

        Ход урока.

I. Организационный  момент

 1.-Ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

II. Самоопределение к деятельности

-Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)

Судя, вюга, семя , друзя, полозя

отехать, обяснить, подём, вехал

-Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

- Кто может назвать тему урока?

-А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

-Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак? Слайд 1

(Ученики вставляют нужные буквы в слова)

III.Чистописание 

-Нам предстоит много писать, давайте немного подготовим руку!

1.Самомассаж рук.
1)Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2)При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3)Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4)Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

2.- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

-Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки.
-Пропишите строку буквами ъ и ь. Выполняя задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.

-Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке:

бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)

Все ли из них можно встретить в словах русского языка?(оъ, ъп)

-Объясните свой выбор.

(Отмеченные буквосочетания стираются)

-Запишите оставшиеся буквосочетания.

IV Работа по теме урока.

1.Игра «Замени одним словом». ( Читает учитель, ученики записывают слова)

Метель, пурга (вьюга)

Сообщить о чём-то (объявить)

Сжался, скорчился (съёжился)

Товарищи, приятели (друзья)

Спуск с горы  (съезд)

      Приблизится к чему-либо (подъехать)

Проверка. Слайд 2

2-Скоро начнутся зимние каникулы. Чем можно заниматься на каникулах?

-Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

-Сейчас вы прочитаете стихотворение и выпишите слова по теме урока.

Слайд 3

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.

Взаимопроверка тетрадей.

3. Физкультминутка.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики и изображают спуск на лыжах с горы. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки и изображают подъем на лыжах в гору.

Объявление (мальчики)

Воробьи (девочки)

подъезд (мальчики)

съемка (мальчики)

семья (девочки)

колья (девочки)

съехал (мальчики)

4. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Слайд 4

-Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.

1 группа восстанавливает деформированный текст.

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

2 группа составляет текст, используя словосочетания:

объявил о соревнованиях

объяснил правила

началась гонка

подъём впереди

подъехали к финишу

3 группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.

(Возможное дополнительное задание: звуко-буквенный разбор одного из слов текста.)

Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы  можно поручить проверить ученикам 3 группы.

5.(Резервное задание)

-Подбери и запиши по 5 слов с разделительным Ъ и разделительным Ь. Обозначь эти орфограммы. Если есть затруднения можете выбрать слова, которые вам даны на экране. Слайд 5

Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я. (Взаимопроверка, объяснение написания слов в парах)

V. Итог урока.

Рефлексия

У меня получилось…..

Больше всего мне понравилось….

Я смог правильно….

     Для меня самым трудным было…

Для меня самым интересным было…

 Выставление оценок

Домашнее задание

Из отрывка вашей  любимой книги выбрать и записать слова с разделительным ъ и ь знаками.

Слайд 1

                                                                         

        

         е        е

         ё        ё

         ю        ю

         я        и

Повторим правило написания ъ         я

знака.        Повторим правило написа-

        ния ь знака.

Слайд 2

вьюга

объявить

съёжился

друзья

съезд

      подъехать

Слайд 3

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.

Слайд 4

http://vologda-portal.ru/upload/iblock/d7b/ski-country.jpg

Слайд 5

Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».

Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Тема: « Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».

Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными. Развивать речь, внимание, мышление, память. Воспитывать любовь к русскому языку....