УМК Русский язык
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса разработана на основе:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- 73 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от07.05.2013 № 99-ФЗ);
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V Об образовании в Республике Бурятия (принят Народным Хуралом РБ от 05.12. 2013) (ред. 07.07.2015);
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) (в ред. От 31.12.2015 № 1576);
- Примерной программы начального общего образования по Русскому языку
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №44
- И ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. УМК Иванов С.В. Русский язык.2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ М.: Вентана-Граф,2013
- Кузнецова М.И. Русский язык. Пишем грамотно.2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ М.: Вентана-Граф,2016
- Кузнецова М.И. Русский язык. Учимся писать без ошибок.2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ М.: Вентана-Граф,2016
- Романова В.Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты. Диктанты, изложения.- М.: Вентана-Граф,2013
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Основная цель курса: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Основные задачи курса:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Основное содержание курса:
Тема 1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) -57 ч.
1.1. Фонетика и графика Звуки и буквы, обозначение звуков на письме, гласные и
согласные. Гласные буквы ё,я,ю, и их функции, согласные твердые и мягкие, звонкие
и глухие, парные и непарные, слог, ударение, перенос.
1.2. Слово и предложение Слово как единство звучания и значения. Слова с предметным
значением - имена существительные. Слова, называющие признак- имена
прилагательные. Слова, обозначающие действия- глаголы. Предложения и его
отличия от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные. Знаки
препинания в конце предложений.
1.3. Состав слова - Форма слова, окончание, слова изменяемые и неизменяемые, корень
слова, однокоренные слова, чередование согласных в корнях, суффикс,
суффиксальный способ образования слов, приставка, приставочный способ
образования слово, основа слова, приставочно-суффиксальный способ образования
слов.
1.4. Лексика - Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение
значения слова в толковом словаре учебника, слова однозначные и многозначные,
синонимы, антонимы, омонимы, слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова,
фразеологизмы и их использование.
Тема 2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Правописание жи-иш, ча-ща, чу-щу, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, перенос слов, правописание заглавной буквы, правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая, проверяемая согласная и непроизносимая, правописание беглой чередующейся гласной е в корнях при словообразовании, правописание суффиксов, правописание приставок, правописание разделительного ь и ъ.
Тема 3. «Развитие речи» (34 ч)
Текст и его признаки, смысловое единство предложений, заглавие текста, корректировка текста, абзац и их последовательность в тексте, план текста. Составление плана, типы текстов и их особенности.
Место предмета в учебном плане
Во 2 классе данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» 5 часов в неделю – всего 170 часов в год из них
Контроль
- Диктантов- 8
- Словарные диктанты- 4
- грамматических заданий- 11
- контрольных списываний- 3
- тестовых заданий-1
- уровневые контрольные работы- 2
- контрольные работы-7
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Особенности организации учебного процесса по предмету
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2 класс. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» имеют цель - развитие навыков грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» имеют цель – совершенствование коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
В организации учебного процесса по предмету используются следующие современные педагогические технологии: предметно-ориентированные технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
методы:
Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентации.
Практические методы: устные и письменные упражнения.
Национально-региональный компонент
Реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Часы национально-регионального компонента включено в основные темы учебных занятий (10% от 170 часов-17 ч)
Раздел 2
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка во 2 классе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка во 2 классе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты
Раздел «Фонетика и графика»
ученик научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
ученик получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
ученик получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
ученик научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
ученик получит возможность научиться
- различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
- распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
- использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
Раздел «Лексика»
ученик научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
ученик получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
ученик научится:
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные).
ученик получит возможность научиться:
- находить в тексте такие части речи, как существительное, прилагательное, глагол, предлоги.
Раздел «Синтаксис»
ученик научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
ученик получит возможность научиться:
- устанавливать взаимосвязь между целью высказывания. Интонацией и знаками препинания в предложении;
- интонировать (произносить по-разному) одно и то же предложение; устанавливать при этом изменение смысла предложения;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- выписывать из предложений словосочетания с вопросами;
- устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
ученик научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 30— 40 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 50 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
ученик получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Ученик научатся:
- использовать восклицательную и невосклицательную интонацию при произношении повествовательных и побудительных предложений в зависимости от речевой ситуации (контекста);
- письменно отвечать на вопросы к тексту;
- составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
- определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
- записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
- работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
- различать текст-пословицу, текст-загадку, текст-описание и текст-повествование;
- строить монологические высказывания (по аналитическим планам), вести диалог;
- соблюдать орфоэпические правила;
- различать оттенки слов, точно выбирать и использовать их в речи (изба – избёнка, бежит – мчится, большой – огромный).
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно составлять или воспроизводить и записывать небольшие тексты (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- писать изложение небольших повествовательных текстов по составленному плану;
- толковать значение слов, выражений, пословиц;
- использовать слова в переносном значении (дождь барабанит, шепчет; ручей озорной, весёлый, торопливый) в устной и письменной речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Учебная тема | Сроки | Основные виды деятельности |
Звуки речи и буквы | 1 неделя сентября | Различать звуки и буквы. Обозначать звуки на письме. Классификация звуков русского языка. Наблюдение за словами, поиск ошибок. | |
Гласные и согласные звуки и их буквы | 2 неделя сентября | Характеристика различий гласных и согласных звуков. Работа по учебнику. Обозначение гласных звуков буквами. Списывание текстов по алгоритму. | |
Обозначение звуков речи на письме | 2 неделя сентября | Наблюдение за соотношением звукового состава слова и буквенной записью. Запись слов при помощи транскрипции. Характеристика парных по твёрдости-мягкости согласных в моделях слов. | |
Ударные и безударные гласные звуки в слове | 2 неделя сентября | Выделение ударного слога в слове, ударные и безударные гласные. Группировка слов по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). | |
Согласные звуки | 2 неделя сентября | Тренинг в соотнесении количества согласных звуков и букв, в правильном названии букв. Обозначение на модели согласных по звонкости- глухости, твёрдости-мягкости. | |
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие | 2 неделя сентября | Различать согласные звонкие и глухие; согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости | |
Звонкие и глухие согласные | 3 неделя сентября | Объяснение различий парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Наблюдение за согласными на конце слова. Орфографический тренинг. | |
Стартовая контрольная работа | 3 неделя сентября | Деление слов на слоги, постановка ударения, выделение гласных и согласных звуков. Характеристика звуков на модели. Составление предложений по схеме. | |
Учимся писать сочетания жи-ши | 3 неделя сентября | Использование правила написания сочетаний жи — ши в словах, осуществление самоконтроля. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Учимся писать сочетания ча-ща | 3 неделя сентября | Словарный диктант. Орфографический тренинг в написании сочетаниё ча - ща. Списывание предложений. Выделение группы слов на данное правило . | |
Учимся писать сочетания чу-щу | 3 неделя сентября | Орфографический тренинг. Отработка безошибочного списывания. Поиск слов с заданным сочетание. Запись слов под диктовку с сочетаниями чк, чн, щн, нщ | |
Разделительный ь | 4 неделя сентября | Проговаривание правила о разделительном мягком знаке: показатель мягкости, разделитель согласных и гласных звуков. Тренинг в написании слов. Списывание слов с пропущенной орфограммой. Объяснение написания. | |
Разделительный ь | 4 неделя сентября | Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Слог | 4 неделя сентября | Деление слов на слоги. Поиск слов с заданным количеством слогов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Конструирование слов из заданных слогов. | |
Учимся переносить слова | 4 неделя сентября | Деление слов на слоги для переноса. Запись слов в тетради. Обозначение слогов на схеме. Проговаривание правила переноса. Списывание слов с доски. | |
Учимся переносить слова | 4 неделя сентября | Нахождение ошибок в делении слов для переноса. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Самоконтроль. | |
Контрольный диктант | 5 неделя сентября | Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания. | |
Работа над ошибками. Словарный диктант | 5 неделя сентября | Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль. | |
Слоги ударные и безударные. Роль ударения | 5 неделя сентября | Определение ударного гласного в слове и постановка ударения. Тренинг в выделении голосом ударного звука. Запись слов тетради. | |
Слово | 5 неделя сентября | Различение слова и не слова в рубрике «давай подумаем». Наблюдение за словами в тексте. Работа с толковым словарём. Обозначение модели слова прямоугольником. | |
НРК | Слова, называющие предметы. Существительные в бурятских сказках | 5 неделя сентября | Проговаривание правила о существительном. Наблюдение за словами, к которым может быть задан вопрос кто? или что? Поиск слов с определённым значением. Работа по учебнику. |
Слова, называющие признаки предмета и действие | 1 неделя октября | Тренинг в определении частей речи по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. Проговаривание правила о прилагательном и глаголе. Запись слов в три столбика по частям речи. | |
Слово и предложение. | 1 неделя октября | Определение предложений по цели высказывания. Составление и запись предложений разных по цели высказывания. Работа по учебнику, проговаривание правила. | |
Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 неделя октября | Определение предложений по интонации. Произношение предложений. Характеристика предложения по цели высказывания и интонации. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
НРК | Слова в предложении. Списывание текста с исправлением ошибок «Омулевая бочка» | 1 неделя октября | Проверка орфографических и пунктуационных навыков. |
Окончание как часть слова | 1 неделя октября | Наблюдение за изменением формы слова. Изменение формы слова, выделение окончания. Выбор правильного окончания. | |
Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант | 2 неделя октября | Наблюдение за связью слов в предложении. Изменение формы слова. Нахождение окончаний, нулевых окончаний. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Неизменяемые слова | 2 неделя октября | Наблюдение за неизменяемыми словами. Выяснение значений слов с помощью словаря. Запись предложений с неизменяемыми словами в тетрадь. | |
НРК | Вспоминаем правила написания прописной буквы Имена собственные нашего города | 2 неделя октября | Орфографический тренинг в написании прописной буквы в именах собственных. Словарный диктант с комментированием. Наблюдение за написанием географических названий. |
НРК | Вспоминаем правила написания прописной буквы. Имена собственные г.Улан-Удэ | 2 неделя октября | Орфографический тренинг в написании имен собственных нашего города: имена, отчества, фамилии известных детских писателей и поэтов, художников, скульпторов, артистов Бурятии. Работа с текстом учебника. Составление предложений. |
Корень как часть слова. Словарный диктант | 2 неделя октября | Знакомство с понятием корень, проговаривание правила по учебнику. Нахождение общей части родственных слов. Различие форм одного и того же слова и родственных слов. | |
Учимся писать буквы безударных гласных корне | 3 неделя октября | Знакомство с понятием опасное место, орфограмма. Проговаривание правила о безударной гласной в корне слова по учебнику. Подбор проверочных слов. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Учимся писать буквы безударных гласных корне | 3 неделя октября | Применение правила обозначения безударной гласной в корне слова. Орфографический тренинг. Списывание слов с проверочным словом в тетрадь. | |
Учимся писать буквы безударных гласных корне | 3 неделя октября | Орфографический тренинг. Подбор проверочных слов по алгоритму. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Корень как общая часть родственных слов | 3 неделя октября | Подбор родственных слов, являющимися разными частями речи. Наблюдение за словами. Работа по учебнику. | |
Контрольный диктант | 3 неделя октября | Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания. | |
Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных корне | 4 неделя октября | Подбор проверочных слов. Самоконтроль. Орфографический тренинг. | |
Учимся писать буквы безударных гласных корне | 4 неделя октября | Обозначение безударного гласного в корне слова. Орфографическая диктовка. Подбор проверочных слов. | |
Уровневая контрольная работа | 4 неделя октября | Обозначение ударения, выбор проверочных слов, нахождение ошибок в тексте и проверка безударной гласной, подбор родственных слов с безударной гласной в корне. | |
Работа над ошибками. | 4 неделя октября | Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль. | |
Учимся писать буквы безударных гласных корне | 4 неделя октября | Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради. Подбор проверочных слов. Словарная работа. | |
Учимся писать буквы безударных гласных корне | 1 неделя ноября | Выполнение заданий по алгоритму. Повторение написания словарных слов. наблюдение словами с чередованием согласных в корне. Орфографическое прочтение слов. Работа по словарю. | |
Проверочная контрольная работа | 1 неделя ноября | Транскрипция слов, выбор частей речи, характеристика предложения по цели высказывания и интонации, обозначение окончания в слове. | |
Обобщающий урок. Работа над ошибками | 1 неделя ноября | Орфографический тренинг. Проговаривание изученных правил. Выполнение орфографических заданий. Самоконтроль. | |
Однокоренные слова | 2 неделя ноября | Подбор родственных слов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Тренинг в различении формы слова и однокоренных слов. Составление алгоритма выделения корня. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова | 2 неделя ноября | Проговаривание правила обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня. Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова | 3 неделя ноября | Выполнение заданий в рабочей тетради. Проверка согласных в корне слова. Работа с текстом. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант | 3 неделя ноября | Составление алгоритма проверки орфограммы «парные по звонкости-глухости согласные». Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по учебнику. | |
Корень слова с чередованием согласных | 3 неделя ноября | Наблюдение за чередованием согласных звуков в корне слова. Запись на доске и в тетради пар слов с чередованием. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова | 3 неделя ноября | Орфографический тренинг . Проговаривание правила проверки орфограммы»парная по звонкости-глухости согласная в середине слова». Словарная работа. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант | 3 неделя ноября | Работа с орфографическим словарем. Подбор проверочных слов к орфограммам корня. Работа с текстом тетради. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 4 неделя ноября | Письмо теста под диктовку. Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради. Обозначение орфограмм корня в тесте учебника. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова | 4 неделя ноября | Письмо по памяти. работа со словарём. Обозначение орфограмм на письме. Списывание и поиск орфограмм в тексте. | |
Учимся писать буквы согласных в корне слова | 4 неделя ноября | Выполнение заданий в рабочей тетради. Орфографический тренинг. Выбор способа проверки орфограммы. Комментированный словарный диктант. | |
Суффикс как часть слова | 4 неделя ноября | Знакомство с суффиксом, как частью слова и его основными признаками. Выяснение значений суффиксов при помощи учебника. Восстановление алгоритма нахождения суффикса. | |
Значение суффиксов | 4 неделя ноября | Знакомство при помощи учебника с новыми группами суффиксов. Работа по алгоритму. Образованием слов при помощи суффиксов. | |
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными | 5 неделя ноября | Наблюдение за группами родственных слов. Обнаружение непроизносимого согласного в корне. Орфографическое проговаривание. Наблюдение за произношением. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными. | 5 неделя ноября | Орфографический тренинг в проверке непроизносимой согласной. Объяснение значений слов знакомство со словарными словами на данную орфограмму. выполнение заданий в рабочей тетради. Запись слов на доске и в тетрадь. Орфографическое проговаривание. Заучивание правила. | |
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными Словарный диктант | 5 неделя ноября | Словарный диктант с последующей проверкой. Запись слов с орфограммой, подбор проверочных слов. Списывание текста. Обозначение орфограммы. | |
Контрольный диктант 3 | 5 неделя ноября | Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания. | |
НРК | Работа над ошибками. Контрольное списывание текста бурятских авторов | 5 неделя ноября | Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль. |
Значение суффиксов | 2 неделя декабря | Работа по алгоритму нахождения суффиксов в слове. Наблюдение за значением суффиксов. Подбор слов к схеме. Поиск ошибок. Повторение частей слова. | |
Учимся писать слова с суффиксами –ёнок-, -онок- | 2 неделя декабря | Отработка правила правописания суффиксов. Запись слов с комментированием. Самостоятельная работа по применению правила. | |
Учимся писать слова с суффиксами –ик-, ек-. Значение суффиксов | 2 неделя декабря | Наблюдение за написанием суффиксов ик, ек. Тренинг в применении правила. Составление алгоритма. Определение типа орфограммы. Подбор проверочных слов. | |
Учимся писать слова с суффиксами | 2 неделя декабря | Орфографический тренинг. Объяснение написания суффиксов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Взаимопровер | |
Значение суффиксов | 2 неделя декабря | Выполнение заданий в рабочей тетради. Наблюдение за значением суффиксов. Тренинг в разборе слов по составу. | |
Правописание слов с суффиксом –ость. Контрольный словарный диктант | 3 неделя декабря | Отработка написания суффикса ость в тетради с опорой на правило. Орфографический тренинг. Работа в тетради «Пишем грамотно». Словарный диктант. | |
Образование слов при помощи суффиксов | 3 неделя декабря | Определение значений суффиксов. Обра-зование слов при помощи суффиксов. Образование имен сущ от глагола при помощи суффикса. Запись слов в тетрадь. Разбор по составу. | |
Учимся писать суффиксы имен прилагательных | 3 неделя декабря | Тренинг в правописании суффиксов ив, ев, чив, лив, н, ов. Проговаривание правила выполнения заданий в рабочей тетради. Письмо с комментированием. | |
Уровневая контрольная работа | 3 неделя декабря | Определение частей слова и их роли. Разбор слов по составу. Образование новых слов при помощи суффиксов. Нахождение ошибок в тексте и подбор проверочных слов или объяснение написания. | |
Работа над ошибками | 3 неделя декабря | Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль. | |
Контрольный диктант 4 | 4 неделя декабря | Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания. | |
Работа над ошибками. | 4 неделя декабря | Подбор проверочных слов. Самоконтроль. Орфографический тренинг. | |
Учимся писать суффиксы в словах | 4 неделя декабря | Образование слов при помощи суффиксов. Работа с моделями слов. | |
Учимся писать корни и суффиксы | 4 неделя декабря | Построение схемы корневых орфограмм. Дополнение алгоритма проверки орфограмм корня. Тренинг в написании суффиксов в слове. Письмо по памяти. | |
Повторение | 4 неделя декабря | Комплексный орфографический тренинг с выполнением тестовых заданий. | |
Приставка как часть слова | 5 неделя декабря | Наблюдение за словами с приставкой и выделение её в слове. Определение значений приставок. Тренинг в поиске приставок. В выборе приставки. | |
Значение приставок | 5 неделя декабря | Тренинг в выделении приставок. Поиск родственного слова с нужной приставкой. | |
Учимся писать приставки | 5 неделя декабря | Проговаривание правила написания приставок , в которых пишется буква о. Определение места орфограммы в слове. Разбор слов по составу. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
Учимся писать приставки | 2 неделя января | Работа с группой приставок, в которых пишется буква а. Определение места орфограммы в слове. Формулирование правила о приставке. Отработка алгоритма применения правила. | |
Различаем приставки с буквами –о и а | 2 неделя января | Выполнение заданий в рабочей тетради. Орфографический тренинг в написании гласных о, а в приставках. Отработка алгоритма выбора гласной. Выделение в слове приставок. Списывание с доски с распределением слов на два столбика. | |
Образование слов с помощью приставок | 2 неделя января | Образование слов приставочным способом в соответствии с заданной моделью. Поиск слов, образованных приставочным способом в тексте. | |
Учимся писать разделительный ъ. | 3 неделя января | Формулирование правила написания Ъ. Тренировка в применении данного правила. Работа в тетради «Пишем грамотно» | |
Различение слов с разделительным ъ и ь | 3 неделя января | Орфографический тренинг в написании слов с Ъ, Ь знаками. Работа в тетради «Пишем грамотно» | |
НРК | Как образуются слова. Происхождение интересных названий в Бурятии | 3 неделя января | Наблюдение за словами, образованными приставочно- суффиксальным способом. Тренинг в образовании слов в соответствии с моделью. Знакомство с новыми словами. Работа со словарем. |
Различение разделительных ъ и ь Словарный диктант. | 3 неделя января | Орфографический тренинг в написании слов с Ъ,Ь знаками. Работа в тетради «Пишем грамотно». Словарный диктант | |
Основа слова | 3 неделя января | Составление алгоритма нахождения основы слова. Моделирование схемы слова. Письменное выполнение заданий в рабочей тетради. Письмо по памяти. | |
Учимся различать предлоги и приставки. Словарный диктант | 4 неделя января | Орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставкой. Словарная работа. | |
Учимся различать предлоги и приставки. | 4 неделя января | Орфографический тренинг в написании слов с приставкой и предлогом. Нахождение ошибок в тексте. | |
Повторяем состав слова | 4 неделя января | Разбор слов по составу. Определение способа образования слов. Формулирование правила. Взаимопроверка | |
Правописание частей слова | 4 неделя января | Тренинг в проверке орфограмм во всех частях слова. Формулирование правил. Запись слов с комментированием. Дифференцированная работа в тетради «Учусь писать без ошибок» | |
Повторяем правописание частей слова | 4 неделя января | Орфографический тренинг. Словарный диктант. Выполнение заданий в тетради»Учусь писать без ошибок». | |
Слово и его значение | 1 неделя февраля | Определение правильного значения слова. Опознание слова по его лексическому значению. | |
Значение слова | 1 неделя февраля | Толкование значения слов. Классификация слов по заданному значению. Словарная работа. | |
Повторяем правописание частей слова | 1 неделя февраля | Формулирование и проговаривание изученных орфографических правил. Составление алгоритма работы над ошибками. Комментированный диктант. | |
Проверочная работа по теме «Состав слова» | 1 неделя февраля | Установление соответствия между частью слова и её значение в слове. Разбор слов по составу. Подбор слов к заданной модели. Толкование значения слова. Составление предложений с данными словами. | |
Текст | 1 неделя февраля | Различать текст и не текст. Сравнение текста с другими единицами языка. Разграничение текста на предложения. Выделение общего смысла текста. | |
НРК | Заголовок текста. Списывание отрывка бурятской народной сказки | 2 неделя февраля | Разграничение текста. Подбор заголовка к тексту. Выявление общего смысла текста. Списывание текста. Самопроверка. |
Как сочетаются слова | 2 неделя февраля | Наблюдение за словами. Анализ лексического значения слов. Самоконтроль и исправление допущенных ошибок. | |
Значение слова в словаре и тексте | 2 неделя февраля | Определение значения слов в тексте с опорой на текст. Словарная работа. Составление предложений с новыми словами. | |
Контрольный диктант | 2 неделя февраля | Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания | |
Работа над ошибками. Один текст - разные заголовки | 2 неделя февраля | Самоконтроль. Орфографический тренинг. Подбор проверочных слов. Объяснение написания орфограммы в слове. Подбор заголовка к тексту. | |
Учимся озаглавливать текст | 3 неделя февраля | Определение по заголовку основного содержания текста. Самостоятельный подбор различных заголовков к исходному тексту. Словарная работа. | |
НРК | Слово в толковом словаре и тексте. Происхождение слова Байкал | 3 неделя февраля | Установление значения слов с помощью толкового словаря. Поиск нужного слова по словарю. Словарная работа. |
Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант | 3 неделя февраля | Сравнение значений слов в словаре и тексте. Анализ многозначных и однозначных слов. Словарная работа. | |
Учимся находить и проверять орфограммы в слове | 3 неделя февраля | Нахождение орфограмм в слове и определение их места.. орфографический тренинг в написании суффиксов и приставок. | |
НРК | Учимся озаглавливать текст. Тексты из произведений писателей Бурятии | 3 неделя февраля | Тренинг в наиболее подходящих заголовках |
Как строится текст. Окончание текста | 4 неделя февраля | Построение теста по заданной структуре. Тренинг возможных окончаний к незаконченным текстам. | |
Как появляются многозначные слова. Значения многозначных слов. | 4 неделя февраля | Работа с толковым словарём. Выяснение нескольких значений у одного слова. Запись предложений в тетрадь. | |
Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Контрольный словарный диктант. | 4 неделя февраля | Орфографический тренинг. Работа в тетради «пишем грамотно».Выполнение заданий по алгоритму. Повторение словарных слов. | |
НРК | Учимся заканчивать текст. Продолжение для тестов о Бурятии. | 4 неделя февраля | Работа с незаконченными текстами. Подбор заголовков к тексту. Сравнение вариантов окончания исходного текста. |
Слова –синонимы | 4 неделя февраля | Наблюдение за сходством и различием слов синонимов с опорой на рисунки. Наблюдение за синонимами в тексте, выявление их общего значения. | |
Сочетание синонимов с другими словами | 1 неделя марта | Тренинг в использовании синонимов в тексте, в речи. Наблюдение за значением слов-синонимов и их сочетаемостью с другими словами. | |
Учимся применять орфографические правила | 1 неделя марта | Орфографический тренинг безошибочного написания слов с изученными орфограммами. Работа в тетради «Пишем грамотно». Самоконтроль. | |
Как строится текст. Начало текста | 1 неделя марта | Восстановление начала предложенного текста. Дописывание текста в тетради. | |
Сочиняем начало текста | 1 неделя марта | Исправление нарушений в тексте и восстановление его структуры. Составление начала текста с опорой на заголовок. | |
Как используются синонимы | 1 неделя марта | Подбор синонимов к словам. Объяснение значений сов. Запись слов парами в тетрадь. Работа со словарем. | |
НРК | Синонимы в тексте. Синонимы в тексте о нашем городе. | 2 неделя марта | Использование синонимов в устной и письменной речи. Составление и запись предложений с синонимами. Редактирование предложений. |
Учимся применять орфографические правила | 2 неделя марта | Комплексный орфографический тренинг на изученные орфограммы. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно» | |
Учимся составлять тест | 2 неделя марта | Устное продолжение текста. Подбор заголовка, окончания и начала к разным текстам. Составление текста по заданию учебника. Устное проговаривание текста с соблюдением его структуры. | |
Последовательность предложений в тексте. | 2 неделя марта | Работа с деформированным текстом. | |
Слова-антонимы | 2 неделя марта | Наблюдение за словами имеющими противоположное значение, формулирование понятия «антонимы». Подбор антонимов к заданным словам. Замена слов антонимами, запись в тетрадь | |
Сочетания антонимов с другими словами | 3 неделя марта | Подбор антонимов к разным значениям одного и того же слова. Сравнение антонимов и синонимов. Выполнение заданий в рабочей тетради «пишем грамотно» | |
Учимся применять орфографические правила | 3неделя марта | Комплексный орфографический тренинг в рабочих тетрадях «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок» | |
Связь предложений в тексте | 3неделя марта | Редактирование текста. | |
Слова- омонимы. | 3неделя марта | Наблюдение за использованием омонимов в тексте, речи. Работа с толковым словарём.. Поиск омонимов в тексте | |
Контрольный диктант | 3неделя марта | Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания | |
Слова исконно русские и заимствованные | 4 неделя марта | Выяснение значения слов по контексту и словарю. Составление таблицы: омонимы, синонимы, антонимы. | |
Учимся применять орфографические правила | 4 неделя марта | Орфографический тренинг в написании ранее изученных орфограмм. | |
Контрольная работа | 4 неделя марта | Редактирование текста. Ответы на вопросы. Дополнение слов недостающими орфограммами. Объяснение написания. Толкование слов по контексту и словарю. Составление предложений с данными словами. | |
Работа над ошибками | 4 неделя марта | Самоконтроль. Орфографический тренинг. Подбор проверочных слов. Объяснение написания орфограммы в слове. | |
Абзац. | 1неделя апреля | Определение порядка следования абзацев в тексте. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Запись абзацев в тетрадь. | |
Учимся выделять абзацы | 1 неделя апреля | Запись основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца в тетрадь. | |
Значение заимствованных слов | 1 неделя апреля | Работа с толковым словарем. Составление предложений с заимствованными словами, исконно русскими словами. Подбор близких по значению слов. | |
Учимся применять орфографические правила | 1 неделя апреля | Орфографический тренинг в написании ранее изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно» | |
Последовательность абзацев в тексте | 1 неделя апреля | Исправление деформированного текста с нарушенной последовательностью абзацев. | |
Учимся составлять текст из абзацев | 2 неделя апреля | Корректировка текста с нарушенной последовательностью абзацев. Составление текста по заданным параметрам. | |
Устаревшие слова ) | 2 неделя апреля | Наблюдение за устаревшими словами. Выяснение причины исчезновения устаревших слов. Поиск в тексте устаревших слов. | |
Учимся применять орфографические правила | 2 неделя апреля | Орфографический тренинг в написании ранее изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно» | |
Учимся составлять текст. | 2 неделя апреля | Комплексная работа с текстом. Выявление основной мысли текста и микротем каждого абзаца. Сжатие исходного текста. | |
НРК | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. (текст «Моя малая Родина») | 2 неделя апреля | Выделение ключевых слов и краткое изложение текста по теме урока «Моя малая Родина». |
Что ты знаешь о лексическом значении слова? | 3 неделя апреля | Определение значения слова по толковому словарю. Подбор синонимов и выделение окончаний. Поиск многозначных слов в тексте | |
Учимся применять орфографические правила | 3 неделя апреля | Определения места орфограммы в слове, проверка изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно» | |
План текста | 3 неделя апреля | Комплексная работа с текстом. Составление плана текста. Работа над алгоритмом составления плана текста. | |
НРК | Учимся составлять план текста. Составление плана текста о природе Бурятии. | 3 неделя апреля | Тренинг в составлении плана текста с опорой на алгоритм. Самоконтроль. |
Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в бурятском фольклоре | 3 неделя апреля | Наблюдение за фразеологизмами в тексте.. Сравнение значений слов. Составление и запись предложений с фразеологизмами в тетрадь. | |
Учимся применять орфографические правила | 4 неделя апреля | Комплексное повторение изученных правил правописания. Орфографический тренинг. | |
Составляем текст по плану | 4 неделя апреля | Составление плана исходного текста и текста по плану под руководством учителя | |
Учимся писать письма по плану | 4 неделя апреля | Составление по плану собственного текста и его редактирование. Составление и запись предложений с заданными словами. | |
Значения фразеологизмов | 4 неделя апреля | Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов в речи. Поиск фразеологизмов в тексте. Определение их значения. Запись предложений в тетрадь. | |
Учимся применять орфографическое правило | 4 неделя апреля | Комплексное повторение изученных правил правописания. Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Пишем грамотно и учусь писать без ошибок» | |
Составляем текст по плану | 1 неделя мая | Составление плана будущего текста. Редактирование предложений текста. Составление планов текстом с учетом предложенных заголовков. | |
Текст описание | 1 неделя мая | Чтение текста описания. Словесное рисование. Словарная работа. Запись определений, сравнений из текста, помогающих передать его содержание. | |
Учимся применять орфографическое правило | 1 неделя мая | Письмо словарных слов. Проверка изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |
НРК | Особенности текста описания. Учимся сочинять текст-описание. «Жемчужина Бурятии» | 1 неделя мая | Составление текста описания с опорой на рисунок учебника. Выполнение заданий по алгоритму. Толкование неизвестных слов с помощью словаря. Сравнение предложений словарной статьи и текста описания. |
Учимся сочинять текст описание | 1 неделя мая | Выделение из текста описания ярких и образных выражений, запись их в тетрадь. Составление собственного текста описания животного по образцу. | |
Учимся применять орфографическое правило | 2 неделя мая | Орфографический тренинг. Грамотное письмо с комментированием в тетради. Выполнение тестовых заданий на знание правил правописания. | |
Учимся сочинять яркий текст описание | 2 неделя мая | Составление и запись текста описания комнаты. Составление плана текста описания. Выделение в тексте образных выражений. | |
Текст повествование | 2 неделя мая | Чтение и сравнение текстов описания и повествования. Составление нескольких предложений о предмете в классе. Запись предложений в тетрадь. | |
НРК | Особенности текста повествования. Текст-повествование «Путешествие по родному краю» | 2 неделя мая | Чтение текста. Восстановление последовательности событий в тексте. Определение типа текста по заглавию. Составление плана текста. Составление текста и его запись по заданию. |
Учимся применять орфографическое правило | 2 неделя мая | Повторение изученных правил правописания. Орфографический тренинг в рабочей тетради «Пишем грамотно». | |
Итоговый диктант | 3 неделя мая | Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания | |
Работа над ошибками | 3 неделя мая | Проговаривание изученных правил. Выполнение орфографических заданий. Самоконтроль. | |
Учимся сочинять текст повествование | 3 неделя мая | Составление текста по заданному в учебнике плану. Анализ ошибок при составлении текста. Редактирование теста. Словесное проговаривание текста. | |
НРК | Описание и повест-вование в тексте. Описание и повествование в тексте бурятских авторов | 3 неделя мая | Чтение текста, включающего в себя элементы повествования и описания. Определение типии текста. Чтение и анализ текстов бурятских авторов по теме урока. |
Текст рассуждение. | 3 неделя мая | Чтение и наблюдение за текстом рассужде-нием. Определение его типа. Формулиро-вание доказательств правильности своего ответа. | |
Уровневая контрольная работа | 4 неделя мая | Выполнение заданий комплексной итоговой контрольной работы: разбор слов по составу, определение места орфограммы в слове и объяснение правильности написания, толкование слов, составление предложений по модели, корректировка плана текста, последовательности предложений в тексте. | |
Работа над ошибками | 4 неделя мая | Запись в тетради слов и предложений, в которых допущена ошибка. Проговаривание правила. Выделение орфограммы. Подбор слов на данную орфограмму. | |
НРК | Особенности текста рассуждения . Текст- рассуждение «Сохраним природу родного края» | 4 неделя мая | Чтение текст- рассуждения. Наблюдение за структурой текста и выделение его отличительных особенностей. Словарная работа. Создание текста рассуждения. |
Повторение | 4 неделя мая | Повторение (работа с текстом, орфограммы, состав слова). Списывание текста. Подбор слов по заданной модели состава слова. Составление таблицы орфограмм 2 класса с примерами слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....