РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Куандыкова Рысты Шайхуловна

          Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:  

  1. Учебник  «Букварь» для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.   -  М.: «Просвещение», 2015г.  

  2. Дидактическое пособие «Алфавит» для развития тактильного ощущения.

  3. Авторская рабочая тетрадь «Звукобуквы» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku_1_klasss.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Нововаршавская адаптивная школа-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Составители: Куандыкова Р.Ш., учитель

                                                                                                        Кучерова Е.А., учитель

Нововаршавка- 2020

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599  "Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по для 0-4 классов (авторы программы М. Н. Перова, Т. И. Бугаева, И.Г. Старкова). - М.: Просвещение, 2013 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нововаршавская школа-интернат» (вариант 1).

- Учебный план казённого общеобразовательного учреждения Омской области, «Нововаршавская адаптивная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.

- Положение о разработке рабочей программы КОУ «Нововаршавская школа-интернат» 2019 г.

Модернизация системы специального образования подразумевает создание условий, обеспечивающих реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); оказание психолого-педагогической помощи; использование современных  технологий для решения собственно развивающих и коррекционных задач обучения детей.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специальных дидактических пособий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки младших школьников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций.

Речевые нарушения, несформированность познавательной деятельности, патологическая инертность психических процессов, недостаточность и бедность восприятия  у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением. Это привело к разработке программно-методического комплекта по предмету «Русский язык», который включает дидактическое пособие «Алфавит» по развитию мелкой моторики и осязательного восприятия  представлений о звуках и буквах у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). А также,  рабочую тетрадь «Звукобуквы» по усвоению учащимися рукописного начертания строчных и заглавных букв, соединения их в слоги и в словах.

Новизна разработки заключается в комплексном воздействии на все сенсорные системы  (органы чувств)  организма ребенка. У обучающегося появляется возможность не только увидеть, услышать и написать буквы, но и «почувствовать» их. А также, педагог может использовать на одном уроке  различные приемы для развития зрительно-двигательной координации: раскрашивание, штриховка, написание,  обводка, дописывание букв. Это повысит коррекционно-развивающую значимость  урока: упражнения способствует развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики,  оказывает благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия и готовит ребенка к овладению навыкам  письма.

Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

          Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:  

  1. Учебник  «Букварь» для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.   -  М.: «Просвещение», 2015г.  

  2. Дидактическое пособие «Алфавит» для развития тактильного ощущения.

  3. Авторская рабочая тетрадь «Звукобуквы» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный предмет «Русский язык» состоит из II разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. В добукварный период начинается работа по формированию у обучающихся общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного навыка, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, развитию мелких мышц руки.

В букварный период обучающиеся будут учиться различать звуки окружающей действительности, практически знакомиться с понятиями: звук, слог, слово, предложение. На уроках русского языка будет проводиться работы по подготовке обучающихся к обучению письму. Обучающиеся приобретут навык пользования карандашом, ручкой, научатся рисовать и раскрашивать по трафарету, рисовать рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки будет направлена на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, сочетанию с другими буквами.

       Цель добукварного периода: формирование первоначальных навыков чтения и письма.

Задачи:

  • выявить особенности общего и речевого развития обучающихся;
  • подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
  • формировать звуко-буквенный анализ, как основу овладения чтением и письмом;
  • развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку;
  • развитие умения отвечать на вопросы по прочитанному и по иллюстрациям к тексту;
  • прививать интерес к обучению.

        Цель букварного периода: формирование навыков чтения и грамотного письма, развитие устной и письменной речи обучающихся через развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Задачи:

  • формировать звуко-буквенный анализ  как основу овладения чтением и письмом;
  • усвоение учащимися звуков и букв; чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур из этих слов;
  • усвоение учащимися рукописного начертания строчных и заглавных букв, соединения их в слоги и в словах через использование рабочей тетради «Звукобуквы»;
  • формировать навыки списывания с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку слогов, слов и предложений.
  • развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и сенсорные ощущения через использование дидактического пособия  «Алфавит»;
  • плавно читать по слогам предложения и тексты.

Обучение учебному предмету «Русский язык» идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа и координации устной и письменной речи. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор обучающихся, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

        

2. Общая характеристика учебного предмета

              Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.  Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения русскому языку учащихся с нарушением интеллекта.

          Продолжительность букварного периода обучения грамоте варьируется учителем в зависимости от совершенствования навыков чтения учащихся и может быть увеличена за счёт первой четверти 2 класса. Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода.

          Программа состоит из двух разделов: подготовка к усвоению грамоты (добукварный период) и обучение грамоте (букварный период).                                       

 Добукварный период проходит в течение первой четверти. В этот период реализуются следующие направления работы:

- коррекция недостатков сенсорной сферы на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики  и моторики мелких мышц руки;

- раскрашивание геометрических фигур;

- обведение контуров рисунков, аналогичных буквенным знакам;

- написание элементов букв.

     В добукварный период  первоклассники   учатся держать ручку, карандаш; работать мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме; вычерчивают горизонтальные, вертикальные, наклонные прямые линии. Работают с трафаретом, шаблоном, проводят линии по контуру, учатся соблюдать пределы контура при штриховке фигуры. Учащиеся учатся слушать  и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

      К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова; выделять звуки а, у, м, о, н, с в начале слов при акцентированном произнесении этих звуков учителем; владеть графическими навыками.

      В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

      Букварный период. В этот период дети учатся правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный  или буквенный анализ, на обязательное проговаривание слов по слогам, на предварительную условно-графическую схему и на составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.  Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.  В букварный период  педагог включает в  работу с обучающимися дидактическое пособие: тактильный алфавит, рабочую тетрадь «Звукобуквы».

Программный  материал по русскому языку  в 1 классе представлен  основными перечисленными разделами. В каждом разделе предусмотрено повторение пройденных звуков и букв, а также изучение новых и усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв. Обучение грамоте в 1 классе предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; касса слогов, индивидуальные наборы букв и слогов; наборы полосок для условно-графического обозначения звуков;  наборное полотно. А также, дидактическое пособие «Алфавит» с рабочей тетрадью «Звукобуквы».

 Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие (урок) продолжительностью 30-40 минут.

Методы:

1 Словесные (объяснение и беседы, иногда рассказ учителя, инструктаж, разбор заданий, устная работа).

2 Наглядные (учебная демонстрация, рисунки мелом на доске, мультимедийные презентации, наблюдения, предметные пособия).

3 Практические (различные упражнения и практические задания, тесты, решение проблемных ситуаций, игры, самостоятельные работы, работа в группе или в паре, работа по образцу и т.д.).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

     Предмет  «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Нововаршавская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 99  часов в год (3 часа в неделю). Согласно производственного  календаря  на 2020-2021 год  количество часов составило 94 часа в год.

                    4. Планируемые  результаты  освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • сформированность и установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • писать, читать.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

В рабочей программе для 1 класса по русскому языку предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по русскому языку в 1 классе  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на конец обучения в 1классе:

Минимальный уровень:

  • выполнять действия по словесной инструкции учителя;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • с помощью педагога выполнять звукобуквенный анализ слова (гласная, согласная, деление на слоги);
  • совместно с учителем ставить ударение в словах;
  • составлять предложения с опорой на картинку;
  • совместно с учителем составлять схему предложения (количество слов, заглавная буква в начале предложения, точка);
  • писать строчные и прописные буквы по образцу;
  • составлять слоги и короткие слова из букв разрезной азбуки;
  • списывать слоги и короткие слова с рукописного и печатного текста по образцу;
  • соотносить печатные и письменные буквы.

Достаточный уровень:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
  • выполнять звукобуквенный анализ слова (гласная, согласная, деление на слоги);
  • самостоятельно или совместно с учителем ставить ударение в словах;
  • писать строчные и прописные буквы;
  • списывать разобранные слова и короткие предложения;
  • писать под диктовку слоги, слова;
  • составлять предложения с опорой на картинку;
  • составлять схему предложения (количество слов, заглавная буква в начале предложения, точка).

В первом классе безотметочная система оценивания обучающихся, но показателем уровня успешности каждого обучающегося является индивидуальное «Портфолио» и диагностические карты отслеживания предметных результатов обучающихся (Приложение №1). Диагностика проводится два раза за год обучения. Это дает возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать коррекционную работу с обучающимися.

           В диагностической карте определены критерии оценивания предметных результатов. По итогам полугодий  заполняются  графы  кругами красного, желтого и зеленого цвета с указанием умений обучающегося по предмету «Русский язык»:

 – не проявил данное умение (не научился).

     

           -  демонстрирует умение с помощью учителя или с ошибками (частично научился).    

  – демонстрирует в работе данное умение  самостоятельно.  

    Учитель имеет возможность оценить  по выше описанным умениям уровень усвоения предметных результатов.

Уровни усвоения предметных результатов (определяются количеством зеленых кругов):

 8-5  - достаточный уровень.

 4-0  - минимальный уровень.

  Характеристика уровней  усвоения  умений соответствует планируемым предметным результатам.

           

5.Содержание учебного предмета

Диагностика знаний и умений обучающихся(2 часа).

Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделам: подготовка к усвоению грамоты (добукварный период), букварный период (изучение звуков и букв). Соотнесение звука и буквы. Правильное написание букв, слогов, слов, предложений опираясь на звуко-буквенный  или буквенный анализ, на обязательное проговаривание слов по слогам, на предварительную условно-графическую схему и на составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.  

Подготовка к усвоению грамоты (добукварный период, 13 часов).

Выявление представлений детей о неречевых звуках окружающей действительности. Работа с распространенными цветами (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Работа с цветными полосками. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, О, М, С. Различение геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг). Письмо палочек (// =). Пространственное расположение геометрических фигур  (вверху-внизу, справа-слева). Письмо палочек (// //). Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части. Письмо палочек с закруглением  внизу. Разложение предмета на составные части и составление его из составных частей. Письмо палочек с закруглением  вверху. Письмо полочек с закруглением вверху и внизу (уточка). Письмо овала и полуовала.

Букварный период (75 часов).

1-й этап. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных  и прописных букв: а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, и. Знакомство со строчной, прописной буквой «Аа», упражнения в её написании. Знакомство со строчной, прописной буквой «Уу», упражнения в её написании. Слова ау! – уа! Упражнения в написании данных слов. Знакомство со строчной, прописной буквой «Мм», упражнения в её написании. Звукобуквенный анализ и написание прямых и обратных слогов: ма, му; ам, ум; слова мама. Строчная и прописная буква «Оо». Упражнения в её написании. Написание слогов с буквой «о». Строчная и прописная буква «Хх». Составление и написание слогов, слов с буквой «х». Строчная и прописная буква «Сс». Упражнения в её написании. Написание слогов. Составление и написание слогов, слов с буквой «с». Составление и написание слов с изученными слоговыми структурами. Строчная и прописная буква «Нн». Составление и написание слогов. Составление и написание слогов и слов с буквой «н». Написание предложений с данными словами. Буква «ы». Слоги и слова со звуком и буквой «ы». Составление и написание слов после звукобуквенного анализа.  Предложения с этими словами. Строчная буква «л». Составление и написание слогов с буквой «л». Прописная буква «Л». Написание слогов, слов С буквой «Л». Строчная буква «в». Составление и написание слогов с буквой «в». Прописная буква «В». Написание слогов, слов С буквой «В». Написание предложений с данными словами. Строчная и прописная буква «Ии». «И»- как отдельное слово. Написание предложений состоящих из слов со звуком и буквой «Ии». На уроках знакомства  с буквами используется различные виды работ с дидактическим пособием «Алфавит» с рабочей тетрадью.

        2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных  и прописных букв: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь. Строчная и прописная буква «Шш». Написание слов с буквой «ш» и предложений с данными словами. Упражнения в списывании с печатного текста слов с буквами «ш»-«с». Написание слов и предложений с изученными буквами. Строчная буква «п». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «П». Составление и написание слогов, слов и предложений. Строчная буква «т». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «Т». Составление и написание слогов, слов и предложений Упражнения в написании усвоенных слоговых структур. Написании предложений с данными словами.. Строчная буква «к». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «К». Составление и написание слогов, слов и предложений. Строчная буква «з». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «З».  Написание слогов, слов и предложений. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами. Строчная буква «р». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «Р».  Написание  слов с буквой «Р» и предложений с данными словами. Различение  и написание слогов и слов с буквами «р-л». Списывание  предложений с учебника. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами. Строчная буква «й». Составление и написание слогов и слов. Написание слов с буквой «й», предложений с данными словами. Строчная буква «ж». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «Ж». Составление и написание слогов, слов и предложений. Различение  и написание слогов, слов с буквами «ж-ш». Гласная после шипящих. Строчная и прописная буква «Бб». Составление и написание слогов,  слов и предложений Сравнительный звукобуквенный   анализ слогов и слов со звуком и буквой «Бб»-«Пп»  и их написание. Строчная и прописная буква «Дд». Составление и написание слогов,  слов и предложений. Сравнительный звукобуквенный   анализ слогов и слов со звуком и буквой «Дд»-«Тт»  и их написание. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами. Строчная и прописная буква «Гг». Составление и написание слогов,  слов и предложений. Сравнительный звукобуквенный   анализ слогов и слов со звуком и буквой «Гг»-«Кк»  и их написание. Буква «ь». Сравнительный звукобуквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными  и их написание. На уроках знакомства  с буквами педагог продолжает использовать различные виды работ с дидактическим пособием «Алфавит» с рабочей тетрадью.

        3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Строчная и прописная буква «Ее». Составление и написание слогов и слов. Написание слогов, слов с буквой «е» и предложений с данными словами. Написание слов со стечением 2 согласных в начале слова,  предложений  с изученными буквами. Строчная буква «я». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «Я». Списывание предложений с рукописного и печатного текста. Строчная буква «ю». Написание слогов и слов с буквой «ю». Прописная буква «Ю».Дифференциация у-ю. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов, написание предложений. Строчная и прописная буква «Ёё». Составление и написание слогов и слов. Написание слов с буквой «ё» и предложений с данными словами.. Строчная буква «ч». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «Ч». Составление и написание слов с сочетанием «ча», «чу». Написание слов со стечением 2 согласных в середине слова,  предложений  с изученными буквами. Строчная буква «ф». Составление и написание слогов и слов. Прописная буква «Ф». Написание предложений по образцу с печатного и рукописного текста. Строчная буква «ц».  Написание слогов и слов. Прописная буква «Ц».Написание слов и предложений с буквой «ц». Строчная и прописная буква «Ээ». Составление и написание слогов, слов и предложений Строчная буква «щ». Написание слогов и слов с буквой «щ». Прописная буква «Щ».  Дифференциация слогов, слов с сочетанием «ча-ща»,  «чу-щу». Буква  «Ъ». Слова с «Ъ» и без него. Сравнительный звукобуквенный анализ  слов и их написание. На уроках знакомства  с буквами педагог продолжает использовать различные виды работ с дидактическим пособием «Алфавит» с рабочей тетрадью.

Повторение (4 часа).

        Гласные и согласные звуки и буквы. Составление и написание слов с изученными слоговыми структурами. Письмо слогов, слов, предложений с изученными слоговыми структурами.  Письмо изученных строчных и прописных букв. Диагностика знаний и умений предметных умений обучающихся.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п\п

 Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1.

Диагностика знаний и умений учащихся

Работа с предметными и сюжетными картинками; работа в тетрадях

                        Подготовка к усвоению грамоты.  Добукварный период

1.

Звуки вокруг нас

1. Имитация звуков животного мира (чириканье воробья, писк комара, жужжание шмеля, лай собаки, мяуканье кошки и т.п.).

2. Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям

2.

Различение неречевых звуков окружающей действительности

1. Имитация голосов животных.

2. Рассказывание сказки «Курочка Ряба», «Колобок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.

3. Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету.

4. Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки

3.

Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности

1. Исключение четвертого лишнего по признаку цвета.

2. Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету

4.

Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением

1. Называние предметов, изображенных на картинках, «чтение» условно-графической схемы слов.

2. Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с использованием шаблонов или трафаретов

5.

Выявление представлений детей о форме предмета

1. Соотнесение формы и предмета.

2. Условно-графическая фиксация слов, обозначающих изображенные предметы, с последующим «чтением» записи.

3. Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с использованием шаблонов или трафаретов

6.

 Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя»

1. Подбор слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

2. Рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.

3. Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации с использованием шаблонов или трафаретов.

1. Исключение четвертого лишнего по признаку формы.

2. Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона или трафарета.

7.

Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка»

1. Подбор слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

2. Условно-графическая запись слов, обозначающих героев сказки «Репка», последующее «чтение» записи.

3. Рассказывание сказки «Репка» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.

4. Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине. Соотнесение величины репки в сказке и ее дорисованного изображения

8.

«Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию

1. Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «Раз, два, три – повтори и покажи»);

2. «Чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки (дом-дым, мишка-мышка, кепка-репка);

3. Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра.

9.

Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением

1. Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова)

2. Обводка и рисование бордюра из вертикальных и наклонных линий.

10.

Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детеныши» с последующим кодированием и «чтением».

1. Беседа на тему «Домашние животные и их детеныши»

2. «Чтение» условно-графической записи слов, обозначающих животных и их детенышей.

3. Составление предложений по картинкам и «чтение» их в условно-графической записи.

4. Обводка, дорисовывание и раскрашивание композиции из геометрических фигур.

11.

Знакомство с делением на слова двухсловного предложения

1. Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имен детей.

2. Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме

3. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур

12.

Составление предложений из трех слов, их условно-графическое изображение и «чтение»

1. Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических записей. «Чтение» предложений по условно-графическим записям.

2. Обводка и дорисовывание бордюра

Букварный период

1.

Составление и «запись» условно-графического изображения предложения из трех слов

1. Составление по картинкам предложений из трех слов, их запись в прямоугольнике в виде условно-графической схемы, «чтение» предложений и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме.

2. Штриховка геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями по контуру

2.

Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов

1. Беседа на тему «В магазине «Овощи-фрукты»» с опорой на иллюстрацию.

2. Деление слов, обозначающих, овощи и фрукты, на слоги, условно-графическая запись слов с последующим их «чтением» слитно и по слогам

3. Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов

3.

Знакомство с новой формой условно-графической записи предложения

1. Рассказывание учителем сказки «Петушок и бобовое зернышко» с опорой на серию сюжетных картинок.

2. Составление предложений по сюжету сказки с использованием новой формы условно-графической записи.

3. Обводка и дорисовывание бордюра

4.

Выделение в слове начального звука [а], его условно-графическое изображение в схеме слова

1. Определение места звука [а] в словах – названиях предметных картинок, «чтение» условно-графической записи и выделение первого звука на слух и в схеме (слова: аист, автобус, арбуз)

2. Подбор имен детей, начинающихся со звука [а].

Условно графическая запись слова и первого звука.

3.Обводка контура буквы А в изображениях домика

5.

Выделение в слове начального звука [у]

1. Определение места звука [у] в словах – названиях предметных картинок, «чтение» условно-графической записи и выделение первого звука на слух и в схеме (слова: утка, удочка, уши)

2. Составление рассказа по сюжетной картинке, Выделение на слух слов, начинающихся со звука [у].

3.Обводка контура буквы У в изображениях домика.

4. Обводка и дорисовывание бордюра.

5. Определение первого звука в словах – названиях предметных картинок.

6. Конструирование из цветных полосок букв А и У, фигур, по форме напоминающих буквы А и У

6.

Выделение в слове начального звука [о]

1. Определение места звука [о] в словах – названиях предметных картинок, «чтение» условно-графической записи и выделение первого звука на слух и в схеме (слова: машина, мышка, малина)

2. Выделение на слух слов, начинающихся со звука [о] (озеро, облако, овцы). Анализ слов по схеме

3.Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов.

4. Обводка и дорисовывание бордюра

7.

Выделение в слове начального звука [м]

1. Определение места звука [м] в словах – названиях предметных картинок, «чтение» условно-графической записи и выделение первого звука на слух и в схеме (слова: машина, мышка, малина)

2. Составление рассказа по сюжетной картинке, Выделение на слух слов, начинающихся со звука [м].

3.Обводка контура буквы М в изображениях домика.

4. Обводка и дорисовывание бордюра.

8.

Выделение в слове начального звука [с]

1. Определение места звука [с] в словах – названиях предметных картинок, «чтение» условно-графической записи и выделение первого звука на слух и в схеме (слова: стакан, самолет, санки, собака)

2. Определение первого звука в словах: сапоги, сарафан, сумка.

3.Обводка контура буквы С в изображениях домика.

4. Обводка и дорисовывание бордюра.

5. Составление и условно-графическая запись предложения со словом мышка или муха.

6. Конструирование из цветных полосок букв Л и М, фигур, предметов, напоминающих буквы Л и М

9.

Дифференциация и условно-графическая запись слов, сходных по звучанию

1. Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «раз, два, три – повтори и покажи»). Пары слов: осы-косы, усы-бусы, рот-крот, лапа, лампа.

2. Условно-графическая запись слов осы, усы, косы, бусы, устное деление слов на слоги и «чтение», схемы слов слитно и по слогам

3. Конструирование из цветных полосок букв Ш и Е, фигур, по форме напоминающих буквы Ш и Е.

4. Рассказывание учителем сказки «Заячья избушка» с опорой на серию сюжетных картинок. Устное составление предложений по картинкам Условно-графическая запись нескольких предложений из двух-трех слов.

5. Обводка и дорисовывание бордюров

10.

Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв

1. Беседа на тему «В книжном магазине». Повторение изученных сказок («Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Репка»)

2. Обводка и дорисовывание бордюра.

3. Письмо элементов рукописных букв

1-й этап. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных

и прописных букв  а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, и.

11.

Знакомство со строчной, прописной буквой «Аа»

1. Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2. Работа с демонстрационной карточкой «Аа» и презентацией.

3. Тактильный алфавит, буква  «А,а».

4 Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «А,а»)

12.

Буква «у»  строчная, упражнения в её написании

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Уу» и презентацией.

3. Тактильный алфавит, буква  «у».

4 Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «у»)

13.

Прописная буква У, упражнения в её написании

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях; на доске.

2. Тактильный алфавит, буква  «У».

3. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «У»)

14.

Строчная буква «м», упражнения в её написании

1.Работа с демонстрационной карточкой «Мм» и презентацией.

2.Написание прямых и обратных слогов ам - ма, ум му, слова мама.

3. Тактильный алфавит, буква  «м».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «м»)

15.

Прописная буква «М»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях; на доске.

2. Тактильный алфавит, буква  «М».

3. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «М»)

16.

Строчная и прописная буква «Оо».

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях;

2.Работа с демонстрационной карточкой «Оо» и презентацией.

3. Тактильный алфавит, буква  «Оо».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописных букв «О.о»)

17.

Звукобуквенный анализ и написание  слогов  с изученными буквами

Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

18.

Строчная буква «х», упражнения в её написании

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Хх» и презентацией.

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4. Тактильный алфавит, буква  «х».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «х»)

19.

Прописная буква «Х»

Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

Составление и написание слов с буквой «х».

3. Тактильный алфавит, буква  «Х».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Х»)

20.

Строчная буква «с», упражнения в её написании

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Сс» и презентацией.

3. Тактильный алфавит, буква  «с».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «с»)

21.

Прописная буква «С»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях; на доске.

2.Работа с кассами букв. Составление и написание слогов, слов с буквой «с».

3. Тактильный алфавит, буква  «С».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «С»)

22.

Строчная буква «н», упражнения в её написании

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Нн» и презентацией.

3.Составление и написание слогов.

4. Тактильный алфавит, буква  «н».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «н»)

23.

 Прописная буква «Н»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях; на доске.

2.Составление и написание слогов и слов с буквой «н». Написание предложений с данными словами.

4. Тактильный алфавит, буква  «Н».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Н»)

24.

Буква «ы». Слоги и слова со звуком и буквой «ы»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «ы» и презентацией.

4. Тактильный алфавит, буква  «ы».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ы»)

25.

Составление и написание слов

1.Работа с кассами букв.

2.Практическая работа  в тетрадях и в прописях

26.

Строчная буква «л»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «л» и презентацией.

3.Составление и написание слогов с буквой «л».

4. Тактильный алфавит, буква  «л».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «л»)

27.

Прописная буква «Л»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Лл» и презентацией.

3.Написание слогов, слов С буквой «Л».

4. Тактильный алфавит, буква  «Л».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Л»)

28.

Строчная буква «в»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «в» и презентацией.

3.Составление и написание слогов с буквой «в».

4. Тактильный алфавит, буква  «в».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «в»)

29.

Прописная буква «В»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Вв» и презентацией.

3.Написание слогов, слов С буквой «В». Написание предложений с данными словами.

4. Тактильный алфавит, буква  «В».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «В»)

30.

Строчная буква «и», упражнения в её написании

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ии» и презентацией.

3. Тактильный алфавит, буква  «и».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «и»)

31.

 Прописная буква «И»

1.Практическая работа  в тетрадях и в прописях, на доске.

2.Написание предложений состоящих из слов со звуком и буквой «Ии».

3. Тактильный алфавит, буква  «И».

4. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «И»)

32.

Упражнения в написании усвоенных слоговых структур

1.Работа с учебником; работа в прописях.

2.Написание предложений

2-й этап. Усвоение рукописного начертания изучаемых

строчных и прописных букв: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь.

33.

Строчная буква «ш», упражнения в её написании

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «ш».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «ш».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ш»)

34.

Прописная буква «Ш»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ш,ш».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «ш».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ш»).

7. Составление и написание слов с буквой «ш»

35.

Упражнения в списывании с печатного текста слов с буквами «ш»-«с»

1.Работа у доски.

2.Работа в тетради, в прописях.

3.Выполнение заданий на карточке, списывание

36.

Строчная буква «п»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «П,п».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «п».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «п»).

7. Составление и написание слогов и слов

37.

Прописная буква «П»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «П,п».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «П».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «П»).

7. Составление и написание слогов и слов

38.

Строчная буква «т»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Т,т».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «т».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «т»).

7. Составление и написание слогов и слов

39.

Прописная буква «Т»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Т,т».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Т».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Т»).

7. Составление и написание слогов и слов

40.

Строчная буква «к»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «К,к».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «к».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «к»).

7. Составление и написание слов с буквой «к»

41.

Прописная буква «К»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «К,к».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «К».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «К»).

7. Составление и написание слов с буквой «к»

42.

Строчная буква «з»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «З, з».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «з».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «з»).

7. Составление и написание слов с буквой «з»

43.

Прописная буква «З»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «З, з».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «З».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «З»).

7. Составление и написание слов с буквой «з»

44.

Строчная буква «р»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Р, р».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «р».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «р»).

7. Составление и написание слов с буквой «р»

45.

Прописная буква «Р»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Р, р».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Р».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Р»).

7.Написание слов с буквой «Р» и предложений с данными словами. 8.Различение и написание слогов и слов с буквами «р-л»

46.

Строчная буква «й»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «й».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «й».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «й»)

47

Написание слов с буквой «й», предложений с данными словами

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «й».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5.Написание слов с буквой «й» и предложений с данными словами. 6.Различение и написание слогов и слов с буквами «и-й»

48.

Строчная буква «ж»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ж,ж».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «ж».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ж»).

7.Написание слов с буквой «ж» и предложений с данными словами

49.

Прописная буква «Ж»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ж, ж».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Ж».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Ж»).

7.Написание слов с буквой «ж» и предложений с данными словами. 8.Различение и написание слогов и слов с буквами «ж-ш»

50.

Строчная буква «б»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Б, б».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «б».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «б»).

7.Написание слов с буквой «б» и предложений с данными словами

51.

Прописная буква «Б»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Б,б».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Б».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Б»).

7.Написание слов с буквой «б» и предложений с данными словами.

8.Составление и написание слогов, слов и предложений.

9.Сравнительный звукобуквенный   анализ слогов и слов со звуком и буквой «Бб»-«Пп»  и их написание

52.

Строчная буква «д»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «д».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «д».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «д»).

7.Написание слов с буквой «д» и предложений с данными словами

53.

Прописная буква «Д»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «д».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Д».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Д»).

7.Составление и написание слогов, слов и предложений

54.

Сравнительный звукобуквенный   анализ слогов, слов с буквой «Дд»-«Тт»  

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Дд», «Тт».

3.Работа с букварём.

4.Работа с подвижной азбукой.

5.Работа с кассой букв.

6.Работа у доски

7.Работа в тетради, в прописях.

55.

Строчная буква «г»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Г, г».

3.Работа с букварём.

4.Работа с подвижной азбукой.

5.Работа с кассой букв.

6.Работа у доски

5. Тактильный алфавит, буква  «г».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «г»).

7.Составление и написание слогов, слов и предложений

56.

Прописная буква «Г»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Г, г».

3.Работа с букварём.

4.Работа с подвижной азбукой.

5.Работа с кассой букв.

6.Работа у доски

5. Тактильный алфавит, буква  «г».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «г»).

7.Составление и написание слогов, слов и предложений

57.

Сравнительный звукобуквенный   анализ букв «Гг»-«Кк

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Гг», «Кк».

3.Работа с букварём.

4.Работа с подвижной азбукой.

5.Работа с кассой букв.

6.Работа у доски

7.Работа в тетради, в прописях.

8.Работа у доски.

9.Работа в тетради, в прописях

58.

Буквы «ь», «ъ»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «ь,ъ».

3.Сравнительный звукобуквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными и их написание.

4. Тактильный алфавит, буквы  «ь.ъ».

5. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ь,ъ»)

3-й этап. Усвоение рукописного начертания изучаемых

строчных и прописных букв: е, ю, я, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ

59.

Строчная и прописная буква «Ее»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Е,е».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Е,е».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Е,е»).

7.Составление и написание слогов, слов и предложений

60.

Написание слов со стечением  согласных в начале слова

1.Работа у доски.

2.Работа в тетради, в прописях.

3. Работа с букварем

61.

Строчная буква «я».

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Я,я».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «я».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «я»).

7.Составление и написание слогов, слов и предложений

62.

Прописная буква «Я»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Я,я».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Я».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Я»).

7.Составление и написание слогов, слов и предложений

63.

Строчная буква «ю»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ю,ю».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «ю».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ю»).

7.Работа у доски

64.

Прописная буква «Ю»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ю,ю».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Ю».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Ю»).

7. Дифференциация у-ю.

Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов, написание предложений

65.

Строчная и прописная буква «Ёё»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ё,ё».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Ё,ё».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Ё,ё»)

66.

 Написание слов с буквой «ё» и предложений с данными словами

1.Работа у доски.

2.Работа в тетради, в прописях.

3. Выполнение заданий на карточке «Вставь букву»

67.

Строчная буква «ч»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ч,ч».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «ч».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ч»)

68.

Прописная буква «Ч»

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ч,ч».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Ч».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Ч»).

 7.Написание слов с буквой «Чч» и предложений с данными словами. 8.Составление и написание слов с сочетанием «ча», «чу»

69.

Строчная буква «ф»

1. Написание предложений по образцу с печатного и рукописного текста.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ф,ф».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «ф».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ф»).

 7.Написание слов с буквой «ф» и предложений с данными словами

70.

Прописная буква «Ф»

1. Написание предложений по образцу с печатного и рукописного текста.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ф,ф».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Ф».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Ф»).

 7.Написание слов с буквой «ф» и предложений с данными словами

71.

Строчная буква «ц»

1. Написание предложений по образцу с печатного и рукописного текста.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ц,ц».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «ц».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «ц»)

72.

Прописная буква «Ц»

1.Составление и написание слогов, слов.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Ц,ц».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Ц».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Ц»)

73.

Строчная буква «э»

1.Составление и написание слогов, слов.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Э,э».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «э».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «э»)

74.

Прописная буква «Э»

1.Составление и написание слогов, слов.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Э,э».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Э».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Э»)

75.

Буквы «щ, Щ»

1.Составление и написание слогов, слов.

2.Работа с демонстрационной карточкой «Щ,щ».

3.Составление и написание слогов с изученной буквой.

4.Работа с букварём, с подвижной азбукой.

5. Тактильный алфавит, буква  «Щ,щ».

6. Работа в тетради «Звукобуквы»

(раскрашивание шаблона буквы, написание буквы в строчке, выделение рукописной буквы «Щ,щ»)

Повторение

1.

Сравнительный звукобуквенный анализ слов и их написание

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационными карточками.

3.Работа с букварём.

4.Работа у доски.

5.Работа в тетради, в прописях-карточках

2.

Составление и написание слогов, слов  и предложений

1.Работа с предметными картинками.

2.Работа с демонстрационными карточками.

3.Работа с букварём.

4.Работа у доски.

5.Работа в тетради, в прописях-карточках

3.

Диагностика знаний и умений

Систематизация и обобщение знаний обучающихся

Всего за год

94

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Русский язык» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

-магнитная доска;

-наборное полотно;

-наборы цветных полосок;

-наборы « схемы предложений»;

-демонстрационное пособие «Образцы печатных и письменных букв»;

-касса букв классная (с магнитным креплением);

-пособие для обучения детей слоговому чтению;

-разрезная азбука;

-демонстрационная таблица «Алфавит»;

-плакат «Сиди правильно при письме»;

-веера гласных и согласных букв;

-наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку;

-дидактическое пособие «Алфавит»: индивидуальные карточки с изображением строчных и прописных букв;

-авторская рабочая тетрадь «Звукобуквы.

Технические средства обучения:

-персональный ноутбук;

-многофункциональное устройство;

-мультимедиа  проектор в комплекте с креплением;

-интерактивная доска.

8. Список литературы

Нормативно-правовая база:

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599  "Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по для 0-4 классов (авторы программы М. Н. Перова, Т. И. Бугаева, И.Г. Старкова). - М.: Просвещение, 2013 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нововаршавская школа-интернат» (вариант 1).

- Учебный план казённого общеобразовательного учреждения Омской области «Нововаршавская адаптивная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.

- Положение о разработке рабочей программы КОУ «Нововаршавская школа-интернат», 2019.

Учебно – методическая литература:

1.И.М. Бгажнокова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  0-4 классы.- М.: Просвещение, 2011г.

2.Лещинская Т.Л. Учебник  «Букварик» для подготовительного  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.   М.: Гуманитарный  изд. центр  ВЛАДОС,  2004.

3. Аксёнова А.К.,  Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. 2-е издание, дополненное, М.: Просвещение, 1991.

4. Аксёнова А.К.,  Комарова С.В.,  Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению грамоте и письму.  

5. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-2 классы. Практические и тренировочные задания  и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2006.

6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебное пособие. - М.: Академия, 2000.

         Интернет-ресурсы:

-https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/11/11/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-1-klass-ovz-vid-8

-https://studopedia.ru/19_263226_lektsiya--modernizatsiya-sistemi-spetsialnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

-https://infourok.ru/  

Литература для учащихся:

1.«Букварь» для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.   -  М.: «Просвещение», 2015г.

2. Тетрадь «Звукобуквы» для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 класс. Авторы: Р.Ш. Куандыкова, Е.А. Кучерова, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требов...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития  ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Программа составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса

1. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса ОАНО Начальная общеобразовательная школа    на 2020-2021 учебный год сост...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся  1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Ми...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практик...