Мастер - класс "Использование игровых технологий в начальной школе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Вампилова Туяна Цыбик-Доржиевна

Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Осознание  возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального  сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.

Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.

Активизировать знания участников по данному вопросу.

Активизировать коммуникативные навыки участников.

Добиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.

Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование игровых технологий  на уроке русского языка в начальной школе».

Цель:  

Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Осознание  возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального  сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.

Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.

Активизировать знания участников по данному вопросу.

Активизировать коммуникативные навыки участников.

Добиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.

Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Слайд 1

Уважаемые участники мастер-класса, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю наше мероприятие начать с упражнения

Приветствие: «Поздоровайся ладошками» 

Поставьте ладошки перед собой и соединяйте поочередно пальчики со словами: «Желаю успеха большого всегда и во всем. Здравствуйте!»

2. Актуализация мастер-класса.

Послушайте одну легенду: Слайд2

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Я согласна, все в наших руках.

  - В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Учитель-личность творческая. Он всегда  идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый  раз задает себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках» 

А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.             Метод «Разминка»               

-Какое сегодня число?

А день недели?

-Вытянутый круг?

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством?

Молодцы.

Вот вы и взбодрились  и готовы сотрудничать.

2.Сообщение темы, введение в неё. 

А давайте сейчас определим ключевое слово нашего занятия. 

Можно соединиться парами. У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что  у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.

Слайд 3

Тема: «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся»

Русский язык является необходимым предметом для любого ученика. Этот предмет можно назвать сложными для восприятия, приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения. Задача учителя – сделать устную или письменную речь ученика правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Использование игровых методов помогают сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка. 

Слайд 4

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».

Слайд 5

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта.

Слайд 6

Среди современных педагогических технологий игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов, особенно в начальной школе. А в наше время игра переживает период своеобразного расцвета.

Слайд 7

Существуют различные классификации игр. Слайд 8

Герман Константинович Селевко, профессор педагогических наук классифицировал игры так :

-настольные,

-дидактические,

-подвижные,

-деловые,

-интеллектуальные,

-интерактивные

Как вы думаете, чем игра отличается от педагогической игры?

(В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом)

Мы поговорим о дидактических играх. Их огромное множество и у любого педагога в арсенале есть свои любимые игры, которые несут определенную роль в том или ином уроке. Их разделяют на:

  • Фонетические и орфоэпические игры
  • Лексико-фразеологические игры
  • Игры по морфемике и словообразованию
  •  Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
  • Синтаксические игры.
  • Морфологические игры

Слайд 9

Давайте поиграем.

Назовите свою любимую игру в детстве? (Получают палочки)

А теперь усложним задание: « Назовите свою любимую  игру и почему вы любили играть в эту игру?»

(За каждый ответ вручает синие и красные палочки)

Вы все получили волшебные палочки, а теперь составьте из них букву, работая в паре. У кого синие - то это должна быть буква, обозначающая согласный звук, а красные-гласный звук. Молодцы.

 Сейчас оживим эти буквы.

Каждая пара выходит к доске и показывает букву, которую составили, а мы отгадываем. (Участники выходят и показывают букву).

 (А дальше мы можем дать характеристику звуку, проговорить чистоговорки и скороговорки, а так же поиграть в слова)

Сейчас поиграем в игру « Игра в слова»

Вам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести. Отвечаем быстро, как эхо.

 *Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

*Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

*Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

Молодцы. Усложняем наше задание.

     

Мы с вами проведём еще одну игру « Создай слова».

 (раздать на столы напечатанные слова)

Задание: придумайте новые слова, продукты питания, состоящие из этих же букв, но в другом порядке.

Слайд

Как вы думаете чему может способствовать данная игра?

( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива;– воспитания у учащихся чувство языка).Но мы с вами движемся дальше-от простого к ложному.

Игра «Цепочка»

У меня в руках мячик. Я назову слово, обозначающее предмет(сущ.), вам нужно назвать его признак или действие. Следующему игроку по этому признаку или действию назвать существительное, обладающее такими же признаками или действием. (Вата-мягкая- подушка-большая-шар-круглый-солнце-греет-печь-русская-игра)

Чему учит игра? (Повторяем части речи, видеть особенности, называемых предметов, внимание, логику)

Игра «Витрина»

На витрине в магазине словарные слова. Каждое слово вы должны будете купить. Но покупать вы их будете за вопросы. Я задумываю среди этих слов какое-то слово. Вы должны задать мне вопросы, на которые я могу ответить «да» или «нет» и отгадать задуманное слово. Чем меньше вы зададите вопросов, тем слово получится дешевле. Я задумала слово.

( В слове 2 слога? Слово начинается с гласной? Это слово начинается с буквы М? и тд) Вы отгадали это слово за 5 вопросов.

Какие умения и навыки можно проверить у учащихся в ходе игры? (повторение словарных слов, частей речи, гласных, согласных, частей речи и тд)

Игра «Живая схема»

Даны названия членов предложений. Нужно выстроиться в соответствии с их порядком в предложении.

Подружки болтали поздним вечером.

Мама купила вкусные яблоки.

Пушистый котенок лежал на кресле.

А еще я  хочу предложить Вам игру «Круги на воде».

Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.

Это игра со словами, она была предложена в своей педагогической практике Джанни Родари ( фантазер, учитель, строил домики из букв, «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»). Она направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса. Подходит эта игра для детей любого возраста.

       И так, продолжаем работу.

       У Вас на столах есть небольшое «озеро»  (голубой овал):

  1.  Бросим в него камешек под названием «игра» - запишите в центре слово «игра».
  2. От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – и, г, р, а.
  3. Третий круг –  на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре. (интерес, герои, радость, активность)

Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.

Дети с интересом играли.

Они были героями разных сказок.

Радость переполняла маленькие сердца.

Учитель был доволен активностью детей.

- Вот что получилось у меня. Слайд

- Кто желает прочитать, что получилось у вас.

(желающие зачитывают)

А сейчас я хочу назвать еще один игровой прием. Я не могла о нем не вспомнить. Но вам придется его отгадать: вы его хорошо знаете и применяете на практике. Он получается у всех. Это довольно увлекательное и творческое занятие, помогает детям самого разного возраста развивать системное и образное мышление, аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

В этом приеме 8 букв, 4 буква к, первая –с. Правильно. Это  синквейн.

 Вспомним правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

А сейчас  мы объединимся в группы составим Синквейн  к слову Игра.

Игра Интересная, увлекательная. Веселит, радует, расслабляет. Делает жизнь активнее. Развлечение

Спасибо.

Но как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы.

 Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!».     

 Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:

+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;

+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;

- Подготовка требует больших затрат времени;

+ Является естественной формой труда ребенка;

- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

-  Сложность в оценке обучающихся.

+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.

        Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности.  Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей  стремление учиться, даёт положительный результат  к мотивации к учебной деятельности.  

Вывод.

Почему именно игра?   Я работаю в начальных классах. У меня сейчас 1 класс и могу точно сказать, что  в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.

Моя задача- учить всех, учить каждого.

В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно.

Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.

Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

Желаю вам, чтоб дети в вашем будущем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов.

Благодарю за сотрудничество!

Спасибо за внимание.

Уважаемые коллеги!

В целях улучшения качества проведения мастер - классов просим Вас ответить на следующие вопросы:

Учитель(ФИО)_________________________________

1. Оцените практическую значимость посещенного Вами мастер - класса:

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

2. Соответствовал ли мастер - класса Вашим ожиданиям?

 

ДА   НЕТ

3. Вы планируете использовать полученные материалы мастер - класса для дальнейшей работы?

ДА   НЕТ

4.  Ваши пожелания и рекомендации о проведенном мастер - класса?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Уважаемые коллеги!

В целях улучшения качества проведения мастер - классов просим Вас ответить на следующие вопросы:

Учитель(ФИО)_________________________________

1. Оцените практическую значимость посещенного Вами мастер - класса:

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

2. Соответствовал ли мастер - класса Вашим ожиданиям?

 

ДА   НЕТ

3. Вы планируете использовать полученные материалы мастер - класса для дальнейшей работы?

ДА   НЕТ

4.  Ваши пожелания и рекомендации о проведенном мастер - класса?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"

на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...

мастер-класс для учителей начальной школы "Магические квадраты"

материал содержит презентацию и текст мастер-класса...

МАСТЕР - КЛАСС "Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества"

Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как мо...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...

Мастер - класс "ИКТ в начальной школе", конспект

Масте - класс проводила на семинаре для учителей начальных классов....

мастер -класс ИКТ в начальной школе

Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования унив...