Мастер - класс "Использование игровых технологий в начальной школе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.
Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.
Активизировать знания участников по данному вопросу.
Активизировать коммуникативные навыки участников.
Добиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.
Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование игровых технологий на уроке русского языка в начальной школе».
Цель:
Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.
Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.
Активизировать знания участников по данному вопросу.
Активизировать коммуникативные навыки участников.
Добиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.
Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Слайд 1
Уважаемые участники мастер-класса, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю наше мероприятие начать с упражнения
Приветствие: «Поздоровайся ладошками»
Поставьте ладошки перед собой и соединяйте поочередно пальчики со словами: «Желаю успеха большого всегда и во всем. Здравствуйте!»
2. Актуализация мастер-класса.
Послушайте одну легенду: Слайд2
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Я согласна, все в наших руках.
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Учитель-личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»
А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка»
-Какое сегодня число?
А день недели?
-Вытянутый круг?
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством?
Молодцы.
Вот вы и взбодрились и готовы сотрудничать.
2.Сообщение темы, введение в неё.
А давайте сейчас определим ключевое слово нашего занятия.
Можно соединиться парами. У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.
Слайд 3
Тема: «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся»
Русский язык является необходимым предметом для любого ученика. Этот предмет можно назвать сложными для восприятия, приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения. Задача учителя – сделать устную или письменную речь ученика правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Использование игровых методов помогают сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка.
Слайд 4
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
Слайд 5
Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта.
Слайд 6
Среди современных педагогических технологий игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов, особенно в начальной школе. А в наше время игра переживает период своеобразного расцвета.
Слайд 7
Существуют различные классификации игр. Слайд 8
Герман Константинович Селевко, профессор педагогических наук классифицировал игры так :
-настольные,
-дидактические,
-подвижные,
-деловые,
-интеллектуальные,
-интерактивные
Как вы думаете, чем игра отличается от педагогической игры?
(В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом)
Мы поговорим о дидактических играх. Их огромное множество и у любого педагога в арсенале есть свои любимые игры, которые несут определенную роль в том или ином уроке. Их разделяют на:
- Фонетические и орфоэпические игры
- Лексико-фразеологические игры
- Игры по морфемике и словообразованию
- Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
- Синтаксические игры.
- Морфологические игры
Слайд 9
Давайте поиграем.
Назовите свою любимую игру в детстве? (Получают палочки)
А теперь усложним задание: « Назовите свою любимую игру и почему вы любили играть в эту игру?»
(За каждый ответ вручает синие и красные палочки)
Вы все получили волшебные палочки, а теперь составьте из них букву, работая в паре. У кого синие - то это должна быть буква, обозначающая согласный звук, а красные-гласный звук. Молодцы.
Сейчас оживим эти буквы.
Каждая пара выходит к доске и показывает букву, которую составили, а мы отгадываем. (Участники выходят и показывают букву).
(А дальше мы можем дать характеристику звуку, проговорить чистоговорки и скороговорки, а так же поиграть в слова)
Сейчас поиграем в игру « Игра в слова»
Вам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести. Отвечаем быстро, как эхо.
*Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
*Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
*Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
Молодцы. Усложняем наше задание.
Мы с вами проведём еще одну игру « Создай слова».
(раздать на столы напечатанные слова)
Задание: придумайте новые слова, продукты питания, состоящие из этих же букв, но в другом порядке.
Слайд
Как вы думаете чему может способствовать данная игра?
( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива;– воспитания у учащихся чувство языка).Но мы с вами движемся дальше-от простого к ложному.
Игра «Цепочка»
У меня в руках мячик. Я назову слово, обозначающее предмет(сущ.), вам нужно назвать его признак или действие. Следующему игроку по этому признаку или действию назвать существительное, обладающее такими же признаками или действием. (Вата-мягкая- подушка-большая-шар-круглый-солнце-греет-печь-русская-игра)
Чему учит игра? (Повторяем части речи, видеть особенности, называемых предметов, внимание, логику)
Игра «Витрина»
На витрине в магазине словарные слова. Каждое слово вы должны будете купить. Но покупать вы их будете за вопросы. Я задумываю среди этих слов какое-то слово. Вы должны задать мне вопросы, на которые я могу ответить «да» или «нет» и отгадать задуманное слово. Чем меньше вы зададите вопросов, тем слово получится дешевле. Я задумала слово.
( В слове 2 слога? Слово начинается с гласной? Это слово начинается с буквы М? и тд) Вы отгадали это слово за 5 вопросов.
Какие умения и навыки можно проверить у учащихся в ходе игры? (повторение словарных слов, частей речи, гласных, согласных, частей речи и тд)
Игра «Живая схема»
Даны названия членов предложений. Нужно выстроиться в соответствии с их порядком в предложении.
Подружки болтали поздним вечером.
Мама купила вкусные яблоки.
Пушистый котенок лежал на кресле.
А еще я хочу предложить Вам игру «Круги на воде».
Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.
Это игра со словами, она была предложена в своей педагогической практике Джанни Родари ( фантазер, учитель, строил домики из букв, «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»). Она направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса. Подходит эта игра для детей любого возраста.
И так, продолжаем работу.
У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):
- Бросим в него камешек под названием «игра» - запишите в центре слово «игра».
- От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – и, г, р, а.
- Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре. (интерес, герои, радость, активность)
Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.
Дети с интересом играли.
Они были героями разных сказок.
Радость переполняла маленькие сердца.
Учитель был доволен активностью детей.
- Вот что получилось у меня. Слайд
- Кто желает прочитать, что получилось у вас.
(желающие зачитывают)
А сейчас я хочу назвать еще один игровой прием. Я не могла о нем не вспомнить. Но вам придется его отгадать: вы его хорошо знаете и применяете на практике. Он получается у всех. Это довольно увлекательное и творческое занятие, помогает детям самого разного возраста развивать системное и образное мышление, аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
В этом приеме 8 букв, 4 буква к, первая –с. Правильно. Это синквейн.
Вспомним правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
А сейчас мы объединимся в группы составим Синквейн к слову Игра.
Игра Интересная, увлекательная. Веселит, радует, расслабляет. Делает жизнь активнее. Развлечение
Спасибо.
Но как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы.
Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!».
Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:
+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;
+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;
- Подготовка требует больших затрат времени;
+ Является естественной формой труда ребенка;
- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
- Сложность в оценке обучающихся.
+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, даёт положительный результат к мотивации к учебной деятельности.
Вывод.
Почему именно игра? Я работаю в начальных классах. У меня сейчас 1 класс и могу точно сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.
Моя задача- учить всех, учить каждого.
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно.
Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.
Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.
Желаю вам, чтоб дети в вашем будущем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов.
Благодарю за сотрудничество!
Спасибо за внимание.
Уважаемые коллеги!
В целях улучшения качества проведения мастер - классов просим Вас ответить на следующие вопросы:
Учитель(ФИО)_________________________________
1. Оцените практическую значимость посещенного Вами мастер - класса:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Соответствовал ли мастер - класса Вашим ожиданиям?
ДА НЕТ
3. Вы планируете использовать полученные материалы мастер - класса для дальнейшей работы?
ДА НЕТ
4. Ваши пожелания и рекомендации о проведенном мастер - класса?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Уважаемые коллеги!
В целях улучшения качества проведения мастер - классов просим Вас ответить на следующие вопросы:
Учитель(ФИО)_________________________________
1. Оцените практическую значимость посещенного Вами мастер - класса:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Соответствовал ли мастер - класса Вашим ожиданиям?
ДА НЕТ
3. Вы планируете использовать полученные материалы мастер - класса для дальнейшей работы?
ДА НЕТ
4. Ваши пожелания и рекомендации о проведенном мастер - класса?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"
на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...
мастер-класс для учителей начальной школы "Магические квадраты"
материал содержит презентацию и текст мастер-класса...
МАСТЕР - КЛАСС "Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества"
Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как мо...
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»
Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...
Мастер - класс "ИКТ в начальной школе", конспект
Масте - класс проводила на семинаре для учителей начальных классов....
мастер -класс ИКТ в начальной школе
Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования унив...