МАСТЕР - КЛАСС "Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества"
занимательные факты по математике (1 класс) по теме
Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.
Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 40 КБ |
sinkveyn.pptx | 229.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
Синквейны в начальной школе-
форма свободного творчества
Югова Светлана Васильевна
учитель начальных классов
Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.
Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.
Наблюдения последних лет показали, что дети 6,5-7 лет, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов.
Частично эти проблемы можно решить, применяя уже в 1 классе одну из очень эффективных форм – работу над созданием синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. СЛАЙД 2
В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.
Синквейн пишется по определенным правилам.
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Начинать работу можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме.
При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,
- отрабатываются знания о частях речи,
- знания о предложении,
- умение соблюдать интонацию,
- расставлять знаки препинания,
- значительно активизируется словарный запас ребёнка,
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
- активизируется и развивается мыслительная деятельность,
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
СЛАЙД 5-7
Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные учениками.
Школа Каникулы
Просторная, шумная Веселые, долгожданные
Учит ,воспитывает, удивляет Отдыхать, путешествовать, играть
Я люблю свою школу Прекрасная пора
Друзья. Радость
Вода Родина
Чистая, необходимая Великая, необъятная
Оживляет, питает, лечит Защищает, помогает ,вдохновляет
Берегите воду Моя Родина -Россия
Жизнь Богатство
Зима Осень
Румяная, снежная Разноцветная, печальная
Морозит, заметает, украшает Изменяет, восхищает, готовится
Снег к лицу земле Осень- прощальная пора
Волшебница Художник
А сейчас мы с вами будем учиться составлять синквейны. Будем работать парами. Каждой паре я предлагаю составить синквейн на определённую тему, которая записана на карточке.( выполняется задание и затем прочитывают)
А теперь составьте синквейн на свою тему. (выполняется задание и затем прочитывают)
Рефлексия
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
Литература
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005).
Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя Дрофа 2002
Окунцова Е.А. Трудности устной речи Словарь-справочник Изд-во Московский Университет 2004
http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое синквейн ? Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Дидактический синквейн появился в начале XX века в США; Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Правила написания синквейна Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 4 строка 3 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
О чём можно написать синквейн ? Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении; об изученном на уроке; …
Дети сочиняют синквейны … Она Красивая , нежная. Ласкает , любит, заботится. Мой самый родной человек – Мамочка. Осень Весёлая , разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое и яркое время года. Красавица !
Дети сочиняют синквейны … Книга Мудрая , полезная Читаем , узнаём, размышляем Книга – мой лучший друг. Учитель . Друг Верный, надёжный Уважает, помогает, советует Друг в беде не бросит Счастье.
Рефлексия Если понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – покажите зеленую карточку . Если вас это не тронуло – покажите желтую .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества (из опыта работы)
Статья знакомит с эффективной формой развития речи детей, их творческих способностей- синквейном. Даны правила написания синквейна и образцы работ учащихся начальной школы...
мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"
на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...
мастер-класс для учителей начальной школы "Магические квадраты"
материал содержит презентацию и текст мастер-класса...
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»
Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...
Мастер - класс "ИКТ в начальной школе", конспект
Масте - класс проводила на семинаре для учителей начальных классов....
мастер -класс ИКТ в начальной школе
Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования унив...