Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 1 класса с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovanaya_rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_1_klassa_s_ovz.docx | 67.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письма Минобрнауки России от 18.03.2016 №НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»;
Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
- Особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
- Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
- Ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
- Специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- Низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Целью изучения
Учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1 (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить
следующие задачи:
- Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов в доступных для понимания по структуре и содержанию;
- Развитие навыков устной коммуникации;
- Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка в 1 (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Содержание учебного предмета
«Русский язык» в дополнительном 1 классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:
1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие.
2) обучение грамоте представлена букварным периодом.
Начало изучения букв в 1классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты
АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- пользоваться тетрадью;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
- обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- различать речевые звуки;
- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя; выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой.
- на условно-графическую схему;
- знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;
Достаточный уровень:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно- графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова;
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы курса | Темы |
Добукварный период | Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу. Развитие слухового внимания Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. |
Слово | Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. |
Предложение | Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно- графическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно- графической схемой и последующим «чтением». |
Часть слова (слог) | Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам. |
Звук | Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. |
Развитие моторных умений | Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек. |
Букварный период | Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Дата | Дом. Зад. |
1 | Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. | 1 | Развитие слухового внимания | ||
2 | Неречевые звуки. | 1 | Различие | ||
3 | Дифференциация неречевых звуков. | 1 | Дифференциация неречевых звуков. | ||
4 | Речевые звуки. «Угадай чей голос»? | 1 | Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. | ||
5 | Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 | Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. | ||
6 | Письмо прямых вертикальных линий | 1 | Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. | ||
7 | Письмо прямых горизонтальных линий. | 1 | |||
8 | Письмо прямых наклонных линий | 1 | |||
9 | Письмо прямых наклонных линий | 1 | |||
10 | Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка. | 1 | Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. | ||
11 | «Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка. | 1 | |||
12 | Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу. | 1 | |||
13-14 | Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху. | 2 | Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. | ||
15-16 | Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек. | 2 | Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. | ||
17-18 | Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек. | 2 | |||
19-20 | Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма. | 2 | |||
21 | Фиксация предложений условно-графической схемой. | 1 | |||
22-23 | Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. | 2 | |||
24 | Повторение изученного за I четверть. | 1 | |||
25 | Повторение изученного за I четверть. | 1 | |||
26-27 | Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. | 2 | Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. | ||
28-29 | Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов | 2 | |||
30-31 | Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов. | 2 | |||
32 | «Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов. | 1 | |||
33 | Деление предложений на слова. Письмо полуовалов. | 1 | Деление двусложных слов на части. Выполнение Упражнений на произнесение слов по слогам. | ||
34 | Деление двусложных слов на части. Коррекция письма | 1 | |||
35-36 | Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». | 2 | Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. | ||
37-38 | Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. | 2 | |||
39 | Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 1 | |||
40-41 | Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 2 | Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. | ||
42-43 | Определение наличия/ отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 2 | |||
44-45 | Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 2 | |||
46 | Повторение материала, изученного за II четверть | 1 | Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. | ||
47 | Повторение материала, изученного за I полугодие. | 1 | |||
48-49 | Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма. | 2 | |||
50-51 | Выделение первого согласного звука в слове. | 2 | |||
52-53 | Определение наличия отсутствия заданного согласного звука в слове. | 2 | |||
54-55 | Подбор слов, начинающихся с заданного звука. | 2 | |||
56-57 | Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. | 2 | |||
58-59 | Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы | 2 | |||
60-61 | Звук и буква У. Письмо элементов буквы у | 2 | |||
62-63 | Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у | 2 | |||
64 | Письмо слогов ау, уа | 1 | |||
65-66 | Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. | 2 | |||
67-68 | Звук и буква М. Письмо буквы м. | 2 | |||
70 | Письмо слогов ам, ум. | 1 | |||
71-72 | Звук и буква О. Письмо буквы о. | 2 | |||
73-74 | Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними. | 2 | |||
75 | Письмо слогов ам, ум, ом. | 1 | |||
76 | Письмо слогов ма, му, мо. | 1 | |||
77 | Повторение материала, изученного за III четверть. | 1 | |||
78 | Повторение материала, изученного за III четверть. | 1 | |||
79-80 | Звук и буква С. Письмо буквы с. | 2 | Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. | ||
81-82 | Письмо слогов с изученными буквами. | 2 | |||
83-84 | Письмо слогов ас, ус, ос. | 2 | |||
85-86 | Письмо слогов са, су, со. | 2 | |||
87-88 | Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). | 2 | |||
89-90 | Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. | 2 | |||
91-92 | Звук и буква Х. Письмо буквы х. | 2 | |||
93 | Письмо слогов ах, ух, ох. | 2 | |||
94 | Письмо слогов ха, ху, хо. | 1 | |||
95 | Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха) | 1 | |||
96-97 | Коррекция письма | 2 | |||
98 | Повторение материала, изученного за II полугодие. | 1 | |||
99 | Повторение материала, изученного за год. | 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает: Букварь; прописи; рабочие тетради на печатной основе; программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета; печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.); технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD-проигрыватели; телевизор; аудио видеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.
В настоящее время для реализации данной программы в образовательной организации используются:
Учебники, учебные пособия | Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: Дидактический материал для занятий в добукварный период. Букварь. 1 класс. Пропись. 1 класс. В 3-х ч. Часть 1 |
Методические пособия для педагога | А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса. |
Технические средства обучения | Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB- выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран. |
Дополнительные средства | Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольные игры, тренажеры для развития мелкой моторики. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» в 1/ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПЕРВОМ) КЛАССЕ:
- При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно- графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"
Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 Класс
Рабочая программа...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в пр...