Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 68.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1
имени А.А. Мезенцева»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМС
________________Феськова Г.В.
«____»___________________2016 г
Приказ №_____от______________
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
Курс «Русский язык. 1 – 4 класс»
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Соловьёвой Людмилы Валерьевны
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
учителей начальных классов
___________Воронина Л.М.
«___»___________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________ Скоробач Е.В.
«___»___________2016 г.
2016/17 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана для Титова Алексея (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2), на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Рабочая программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В рабочей программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в рабочей программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в рабочей программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Рабочая программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 класса. Изучение национально-регионального компонента составляет 10% часов.(4 ч) Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- художественных текстов писателей Бурятии,
- этнологии и этнографии Бурятии.
Темы:
1.«История поселка Таксимо» (списать текст из 3 предложений)
2.«Реки и озера Бурятии» (выписать названия рек и озер)
3.«Животные наших лесов» (выписать 2 предложения о животных)
4.«Работа с деформированным предложением» (Отрывок из стихотворения В Султановой «Солнышко»)
Место курса в учебном плане
В рабочей программе на изучение русского языка в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год (33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 2 часа в неделю, всего 204 часа, за весь курс начальной школы 336 часов.
Рабочая программа ориентирована на использование:
- Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи к «Азбуке» в 4-х частях / Горецкий В. Г., Федосова Н. А. – М.: Просвещение, 2014
- Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 1 класса / Рамзаева Т. Г. - М.: Дрофа, 2014
Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Результаты освоения с обучающимися с РАСАООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления обустройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с РАС.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах:
Предметные результаты:
Русский язык
Минимальный уровень:
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм —кормить —кормушка, лес —лесник —лесной). Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). 1, 2, 3-е склонение, определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3¬голица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нем).
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Изучается во всех разделах курса.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и(без перечисления), а, но и без союзов. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами, запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.
Учебно-методическая литература для учителя
- Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи к «Азбуке» в 4-х частях / Горецкий В. Г., Федосова Н. А. – М.: Просвещение, 2011
- Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 1 класса / Рамзаева Т. Г. - М.: Дрофа, 2014
- Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
- Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 1 класс. – М.: Астрель, 2005
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005г
Учебно-методическая литература для учащихся
- Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи к «Азбуке» в 4-х частях / Горецкий В. Г., Федосова Н. А. – М.: Просвещение, 2014
Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 1 класса / Рамзаева Т. Г. - М.: Дрофа, 2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1
имени А.А. Мезенцева»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМС
________________Феськова Г.В.
«____»___________________2016 г
Приказ №_____от______________
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку
Курс «Русский язык. 1 класс»
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Соловьёвой Людмилы Валерьевны
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
учителей начальных классов
___________Воронина Л.М.
«___»___________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________ Скоробач Е.В.
«___»___________2016 г.
2016/17 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тип | Цели урока | Тема урока Содержание | УУД | Самостоятельная деятельность и форма проведения урока | Вид контроля | |
План | Факт. | |||||||
14.03 | Комбинированный | Ознакомить с новым предметом и новым учебником; дать представление о предложении. | Слово, предложение, текст. Структура построения учебника. Основные словари русского языка: толковый словарь, обратный словарь. | Личностные. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика; положительного отношения к учению. Познавательные. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные. Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника. Анализ объектов с целью выделения существенных или несущественных признаков, синтез, построение логической цепи рассуждений. Умение использовать простейшие знаковые и графические модели. Регулятивные. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение самостоятельно выделять учебную задачу. Планирование. | Самоопределение к деятельности. Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Оценка своих достижений. | ||
15.03 | Комбинированный | Дать представление о тексте; определять разницу между предложением и группой слов; между текстом и группой предложений. | Слово, предложение, текст. Представление о тексте. Разница между предложением и группой слов; между текстом и группой предложений. | Самоопределение к деятельности. Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | |||
16.03 | Комбинированный | Формировать умение строить предложение, устанавливать связь между словами в предложении. | Предложение и текст. Работа над построением предложений, установка связи между словами в предложении. | Самоопределение к деятельности. Групповая работа, самостоятельная. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | |||
17.03 | Комбинированный Внеур/д | Дать первичное понимание о видах предложений по цели высказывания; ознакомить с функцией предложения. | Предложение. Урок путешествие Первичное понимание о видах предложений по цели высказывания; ознакомление с функцией предложения. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, самостоятельная. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | |||
20.03 | Комбинированный | Ознакомить с главными членами предложения; формировать умение распознавать главные члены; устанавливать по вопросам связь слов в предложении. | Главные члены предложения. Знакомство с главными членами предложения; работа над формированием умения распознавать главные члены; устанавливать по вопросам связь слов в предложении. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, самостоятельная. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | |||
21.03 | Комбинированный | Формировать умение составлять текст из предложения. | Восстановление деформированного текста. Составление текста из предложений. Восстановление деформированного текста. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, самостоятельная. Урок с групповыми формами работы. | Индивидуальный опрос. Оценка своих достижений. | |||
Имена собственные (2 ч) | ||||||||
Комбинированный | Ознакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных; научить отличать имена собственные от нарицательных. | Заглавная буква в словах. Правило употребления большой буквы в именах собственных; отличие имен собственных от нарицательных. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, самостоятельная. Урок с групповыми формами работы. | Индивидуальный. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный Внеур/д | Развивать умение употреблять большую букву в кличках животных. | Заглавная буква в кличках животных. Урок взаимообучения Отработка умения употреблять большую букву в кличках животных. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Предлоги (2 ч) | ||||||||
Комбинированный урок | Формировать представление о предлоге как слове и его роли в речи. | Понятие предлога. Представление о предлоге как слове и его роли в речи. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Индивидуальный. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Формировать умение писать предлоги раздельно с другими словами. | Упражнение в написании предлогов. Понятие предлога. Отработка умения писать предлоги раздельно с другими словами. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок-путешествие. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Уточнить представление о существенных признаках звуков и букв. | Звуки и буквы. Сопоставление звуков и графических знаков. Звуки и буквы. Представление о существенных признаках звуков и букв. Сопоставление звуков и графических знаков. | Личностные действия Чувство необходимости учения, познавательная мотивация, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные действия. Планирование. Контроль. Коррекция. Оценка. Познавательные действия. Умение сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение строить простейшие знаковые и графические модели. Формулировать утверждение обратное данному. Коммуникативные действия Владеть вербальными и невербальными средствами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество с группой сверстников. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок-игра. | Текущий. Оценка своих достижений. | |||
Комбинированный урок. Внеур/д | Формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков. | Различие гласных и согласных звуков и букв. Игра «Волшебный конверт» Различие гласных и согласных звуков и букв. Умение определять гласные звуки и буквы. Главные признаки гласных звуков. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Дать представление об основных признаках согласных звуков и букв; формировать умение записывать слова, диктуя их себе по слогам. | Согласные звуки и буквы. Представление об основных признаках согласных звуков и букв. Работа над умением записывать слова, диктуя их себе по слогам. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Индивидуальный. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Развивать умение составлять текст, находить главные члены предложения, делить текст на части. | Закрепление. Восстановление деформированного текста. Восстановление деформированного текста. Главные члены предложения деление текста на части. | Самоопределение к деятельности. Самостоятельная работа. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Формировать умение отличать буквы от звуков; развивать умение делить слова на слоги. | Закрепление. Фонетический анализ слова. Умение отличать буквы от звуков. Деление слова на слоги. Фонетический анализ слова. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Алфавит. Слог. Ударение (6 ч) | ||||||||
Комбинированный урок. Внеур/д | Познакомить с русской азбукой, объяснить ее значение; формировать умение пользоваться алфавитом практически. | Ознакомление с алфавитом. Деловая игра Значение русской азбуки. Работа над умением пользоваться алфавитом практически. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Закрепление умения детей определять количество слогов в слове. Знакомство учащихся с понятиями односложные, двусложные слова и т.д. | Уточнение представлений о слоге. Закрепление умения детей определять количество слогов в слове. Знакомство учащихся с понятиями односложные, двусложные слова и т.д. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Обобщение знания учащихся об ударном слоге и ударном гласном звуке. | Ударение. Ударение. Ударный слог. Ударный гласный звук. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Индивидуальный. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Ознакомить со случаями, когда ударение не ставится, развивать фонематический слух. | Распознавание в словах ударных и безударных слогов. Распознавание в словах ударных и безударных слогов. Случаи, когда ударение не ставится. Развитие фонематического слуха. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок Внеур/деят | Обучение детей правилам переноса слов без стечения согласных. Обучение переносу слов с й и мягким знаком в середине. Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными. | Перенос слов. Творческая мастерская Правила переноса слов без стечения согласных. Перенос слов с й и мягким знаком в середине. Правила переноса слов с удвоенными согласными. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок - путешествие. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Формировать умение делить слово на слоги, переносить слово по слогам. | Закрепление правил переноса слов. Списывание. Деление слова на слоги. Правила переноса слов по слогам. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Обозначение мягкости согласных звуков на письме (2 ч) | ||||||||
Комбинированный урок | Обобщить знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами. | Твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласных звуков гласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Формировать умение обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки. | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком. Твердые и мягкие согласные звуки. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Правописание буквосочетаний (4 ч) | ||||||||
Комбинированный урок Внеур/д | Формировать представление о звуках Ж и Ш как твердых; развивать умение правильно писать жи, ши. | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши. Звуки Ж и Ш – твердые. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши. Урок-соревнование | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Формировать представление о звуках Ч и Щ как мягких; развивать умение правильно писать ча, ща, чу, щу. | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки Ч и Щ – мягкие. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн. | Правописание чк, чн. Навык правописания слов с сочетаниями чк, чн. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Фронтальный. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн. Списывание текста. | Закрепление правописания сочетаний ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн. Списывание текста Навык правописания слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Парные звонкие и глухие согласные звуки (3 ч) | ||||||||
Комбинированный урок Внеур/деят | Развивать навыки различать парные звонкие и глухие согласные звуки. | Парные звонкие и глухие согласные звуки. Работа над умением различать парные звонкие и глухие согласные звуки. Урок-турнир | Личностные. Адекватное предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметке дошкольным способам; самооценка; стремление к самоизменению, сформированность учебных мотивов; познавательная мотивация, интерес к новому. Регулятивные. Планирование. Контроль. Коррекция. Оценка. Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий). Познавательные. Умение сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Постановка и формулирование проблемы. Подведение под понятие. Выведение следствия. Самостоятельное создание алгоритмов при творческих и поисковых работах. Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов. Умение строить простейшие знаковые и графические модели. Коммуникативные. Вступать в диалог. Выбирать средства речи в зависимости от речевой ситуацию Участие в коллективном обсуждении проблем. Сотрудничество с группой сверстников; участие в коллективном обсуждении проблем; понимание возможности различных точек зрения на предмет; уважение к другой точке зрения. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Фронтальный. Оценка своих достижений. | |||
Комбинированный урок | Ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов; формировать умение сопоставлять произношение и написание слов. | Правописание парных согласных звуков на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых слов. Сопоставление произношения и написания слов. Правописание парных согласных звуков на конце слова. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Развивать умение подбирать проверочные слова. | Правописание парных согласных звуков на конце слова. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Оценка своих достижений. | ||||
Правописание гласных в ударных и безударных слогах (2 ч) | ||||||||
Комбинированный урок | Развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; Формировать умение подбирать проверочные слова. | Проект «Скороговорки». Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Сравнение гласных в ударных и безударных слогах. Подбор проверочных слов. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Фронтальный. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Формировать умение подбирать проверочные слова. | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Списывание. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Подбор проверочных слов. Списывание. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | ТекущийОценка своих достижений. | ||||
Имя существительное (2 ч) | ||||||||
Комбинированный урок Внеур/д | Развивать умение различать предмет и слово, соотносить вопросы «кто?», «что?». | Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Урок открытия мыслей Слова-названия предметов и явлений. Отработка умения различать предмет и слово, соотносить вопросы «кто?», «что?». | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Фронтальный. Оценка своих достижений. | ||||
Комбинированный урок | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос «кто?», от слов, отвечающих на вопрос «что?». | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Отличие слов, отвечающих на вопрос «кто?», от слов, отвечающих на вопрос «что?». | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Имя прилагательное (5 ч) | ||||||||
Комбинированный урок | Слова-названия признаков предметов; роль слов, обозначающих признаки предметов; развивать умение ставить к словам вопросы. | Понятие о смысловом значении слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Слова-названия признаков предметов Роль слов, обозначающих признаки предметов. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Развивать умение ставить вопросы именам прилагательным в единственном и множественном числе. | Слова, отвечающие на вопрос «какие?». Списывание. Постановка вопросов к именам прилагательным в единственном и множественном числе. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок сказка. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Формировать умение находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы; развивать умение записывать текст. | Закрепление знаний о словах, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Восстановление деформированного текста. Нахождение в тексте слов, обозначающих признаки предметов. Постановка вопросов к именам прилагательным в единственном и множественном числе. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Формировать умения определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке; формировать умения делить текст на части и выделять их при записи. | Изложение текста по опорным словам. Определение главной мысли текста и отражение ее в заголовке. Деление текста на части и выделение их при записи. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Изложение. Оценка своих достижений. | ||||
Урок применения знаний и умений | Формировать умение находить свои ошибки и исправлять их применяя нужное правило. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Глагол (2 ч) | ||||||||
Комбинированный урок | Слова-названия действий предметов; развивать умение ставить к ним вопрос. | Понятие о словах, отвечающих на вопрос «что делает?». Слова-названия действий предметов. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок обобщения и систематизации знаний | Формировать умение находить в тексте слова, отвечающие на вопрос «что делает?»; развивать умение ставить вопрос к глаголу | Слова, отвечающие на вопрос «что делает?». Нахождение в тексте слов, отвечающих на вопрос «что делает?». Постановка вопросов к глаголу. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Обобщение и повторение изученного (6 ч) | ||||||||
Урок применения знаний и умений | Проверить умение писать сочетания ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн в словах; оформление предложения в письменной речи. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1 классе». | Самоопределение к деятельности Самостоятельная работа. Урок мудрости. | Диктант. Оценка своих достижений. | ||||
Урок обобщения и систематизации знаний | Формировать умение находить свои ошибки и исправлять их применяя нужное правило. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение изученного. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить изученные правила о предложении Внеур/д | Повторение изученного о предложении. Изученные правила о предложении, применение их при письме. Смотр знаний | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Оценка своих достижений. | ||||
Урок обобщения и систематизации знаний | Развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; Формировать умение подбирать проверочные слова. | Повторение правописания гласных в изученных сочетаниях. Изученные правила о правописании гласных, применение их при письме. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок обобщения и систематизации знаний | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации. | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Создание собственной иллюстративной и текстовой информации о любимой сказке. | Самоопределение к деятельности Групповая работа, работа в парах. Урок с групповыми формами работы. | Текущий. Оценка своих достижений. | ||||
Урок обобщения и систематизации знаний Внеур/д | Развивать интерес к русскому языку. | КВН. Страна Словария. | Самоопределение к деятельности. Самостоятельная работа. Урок КВН. | Оценка своих достижений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовате...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по литературному чтению разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2
Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...
Адаптированная рабочая программа по технологии 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования...
адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.
Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...