КВН по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Лореш Ольга Владимировна

Данный КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Писатель А.Н.Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» В КВН участвуют три команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_russkiy_yazyk_-_4_klass.docx121.61 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку в 4-м классе

Цель:

  • прививать любовь к родному языку;
  • закреплять знания и умения, полученные на уроках

Оборудование: 

  • эмблемы для каждого члена команды,
  • большая эмблема каждой команды,
  • карточки со словами-рифмами,
  • карточки со знаками препинания

ХОД ПРАЗДНИКА

На доске – эпиграф

ВЕДУЩИЙ:

Учите русский язык – Годы к ряду,
С душой, Усердием, С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”

ВЕДУЩИЙ:
Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Писатель А.Н.Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» В нашем КВН участвуют три команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!!!

В КВНе участвуют 3 команды

 

https://urok.1sept.ru/articles/519523/img2.jpg

1- я команда:

Мы – весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.

 2-я команда:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

  3-я команда:

И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

 ВЕДУЩИЙ:

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.

Болельщики приветствуют команды. Болельщиками могут быть ребята из других классов.

https://urok.1sept.ru/articles/519523/img3.jpg

Каждая команда по очереди – можно провести жеребьёвку – называет имя своей команды.

1 команда «Грамотеи»:

Мы любим учиться,

Мы любим читать.

И будем мы к знаниям,

Путь продолжать!

2 команда «Знатоки»:

Мы пытливые умы!

Мы команда «Знатоки»,

Мы твердим: «Не унывать»!

Всё пройти и всё узнать»!

3 команда «Умники»:

Мы Умники, а это значит –

Нас ждёт успех и ждёт удача!

«Вперёд к победе!» - наш девиз.

А кто слабее – берегись!

Жюри оценивает и выступление команды, и её эмблему.

https://urok.1sept.ru/articles/519523/img5.jpg

  1. Конкурс "Слово-Змейка"

Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова (имена существительные) в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: Адрес – салют – тетрадь – деревня -……Жюри подводит итоги / по 1 баллу

  1. Конкурс капитанов

Определите, какой частью речи являются выделенные слова. (Каждому капитану даётся карточка с предложениями) 

  • Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
  • Снежное покрывало, покрывало всё поле.
  • Ведро дало течь, и вода стала течь.
  • Со стекла, стекла вода.

Проверка, жюри объявляет итоги конкурса / за 1 слово по 1 баллу

Конкурс болельщиков

Отгадай загадку, где спрятались антонимы

Я- антоним слово “зной”,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня
 ( ПРОХЛАДА).

Я антоним слово “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я -
 (ЗИМА).

Я – антоним слову “смех”,
Не от радости, утех, -
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались, Это
 (ПЛАЧ).

 Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь
 (ТИШИНА)

  1. Конкурс со скобками

Каждому участнику команды даётся задание: раскрыть скобки в предложении.

  • Лодка (от)плыла (от)берега.
  • Коля (за)шёл (за)своим другом.
  • Тропинка (с)пускалась (с)горы.
  • (На)улице (на)мело много снегу.
  • (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

  1. Конкурс "Веселые картинки"
  • Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
  • Что они обозначают?
  1. https://urok.1sept.ru/articles/519523/img7.jpg 

Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

  1. https://urok.1sept.ru/articles/519523/img10.jpg

Заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)

  1.  https://urok.1sept.ru/articles/519523/img9.jpg

Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

За правильно названный фразеологизм 1 балл, за объяснение 1 балл. 

  1. Блиц – опрос «Угадай пословицы»

Команде задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь. 

  • ЛЮБИШЬ……..(кататься, люби и саночки возить).
  • ПОСПЕШИШЬ………(людей насмешишь).
  • СЕМЕРО………(одного не ждут).
  • БЕЗ ТРУДА…………(не вытащишь и рыбку из пруда).
  • ДРУЗЬЯ…………..(познаются в беде).
  • НЕТ ДРУГА……….(ищи, а нашёл - береги).
  • ТРУД  …(кормит, а лень портит)
  • ДЕЛУ …. ( время, а потехе час)
  • ВОЛКОВ  … ( бояться - в лес не ходить)
  • СЛОВО НЕ …(воробей - вылетит не поймаешь)
  • НЕ ИМЕЙ … (сто рублей, а имей сто друзей)
  • ЗА ДВУМЯ  …(зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

За правильный ответ по 1 баллу.

  1. Конкурс “Стихоплёт”

Командам показывают карточки с опорными словами (начало стиха есть, нужно продолжить)

1 команда: На лодке по реке

                  Катался пёс – и вот…

2 команда: В зоопарке бегемот

                   Проглотил ежа – и вот…

3 команда: Залез в бутылку таракан.

                  А вылезти не смог…

Каждая команда за 3 минуты должна сочинить четверостишие с этими словами.

За правильно сочинённое стихотворение 3 балла.

Конкурс болельщиков. Игра “Словесный конструктор”

Цель игры – из набора букв исходного слова составить как можно больше других слов. Каждая буква в любом составленном слове используется только в таком количестве, в каком она встречается в исходном слове.

Задано слово: Грамматика 

  1. Конкурс "Собери слово"

Отгадайте слова, собрав их по частям. 

  • Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “вода”. (Расписка)
  • Его корень в слове “вязать”, приставка в слове “замолчать”, суффикс в слове “сказка”, окончание в слове “рыба”. (Завязка)
  • Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученик”. (Подснежник)

Задание для болельщиков!!!  Его корень в слове молодой”, суффикс в слове “косцы”, окончание в слове “травы”. (Молодцы)

За каждый правильный ответ присуждается 2 балла.

  1. Конкурс "Можем ли мы диктант писать на  «4» и на «5».

Ведущий диктует текст. Команды работают у доски одновременно. Каждый член команды записывает по 2 слова и предлагает следующему участнику.

Примерный текст диктанта.

Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, полянка, тропинка.

Возможно, удобнее для проведения конкурса составить диктант из не связанных по смыслу слов с грамматическими трудностями.

За каждую ошибку со счета команды снимается 1 балл.

  1. Конкурс "Прятки"

 В этом стихотворении спрятаны 20 животных! Название может находиться внутри слов, а может начинаться в конце одного слова, а заканчиваться в начале другого. Посмотри, например, как спряталась лиса. Одно из названий повторяется дважды. Ну что, приступим к поискам?

ТрескаЛИ Сахар у крана
Три молодых
таракана.
Глазели на вид из о
кошка
Хорошая вышла корм
ёжка!

И случилось вдруг так:
Самый левый прусак,
Услыхав крики: “Б
рысь!”
Взвилс
я к проводу ввысь.

И легко брат, что в центре, как бес
Сквозь сте
кло – просто ужас! – пролез!
Ну а правый – совсем к
араул:
С крана лов
ко за шкаф сиганул!

Ответ: Треска, лиса, таракан, ара (дважды), рак, кошка, ёж, лось, такса, лев, прусак, русак, рысь, як, овод, кобра, клоп, уж, коза, сиг.

За каждое слово по 1 баллу.

Конкурс болельщиков. Загадки в стихах о синонимах.

Я – синоним осьминога,
А без С – в метле нас много
(СПРУТ)

Я то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я
(ТАЙФУН)

Простое слово “промежуток”:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все (
АНТРАКТ)

На время что-то прекратив,
Мы объявляем 
(ПЕРЕРЫВ)

В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим
(ПЕРЕДЫШКУ)

После урока непременно
Нужна ребятам
 (ПЕРЕМЕНА)

  1. Конкурс "Домашнее задание"

Представитель каждой команды зачитывает написанную командой лингвистическую сказку о частях речи. 

  1.  Подведение итогов

Жюри подсчитывает очки. Объявляется музыкальная пауза. В это время команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”.

 Автор:

У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.

(Вбегает восклицательный знак).

Автор:

Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.

Восклицательный знак:

Ура! Долой!
Караул! Разбой!

(Входит вопросительный знак).

Автор:

Притащился кривоногий
Вопросительный знак.

(Входит вопросительный знак).

Вопросительный знак:

Кто? Кого?
Откуда? Как?

 Автор:

Явились запятые,
Девицы завитые.

(Входит точка с запятой)

Точка с запятой:

Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.

Автор: 

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие….

(Появляются двоеточие и многоточие)

Двоеточие:

Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

Автор:

Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая.

 Многоточие:

Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие:
Там где нечего сказать,
Ставят многоточие…

Автор: Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак: То есть как?

Автор: Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак: То есть как!

Автор:

И сказала точка,
Точка – одиночка.

Точка:

Мной кончается рассказ,
Значит я важнее вас.

Жюри объявляет, сколько очков набрала каждая команда, награждает участников игры.

 1 чтец:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

2 чтец:

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!

3 чтец:

Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

4 чтец:

А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!

5 чтец:

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...