адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс,
(Вариант I) составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.)
- Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организациям обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 27.10.2020г.)
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ГБОУ « СКОШИ №2»
- Учебного плана АООП ГБОУ "СКОШИ № 2" на 2021-2022 учебный год г. Улан-Удэ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_kl.docx | 113.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс,
(Вариант I) составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.)
- Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организациям обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 27.10.2020г.)
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ГБОУ « СКОШИ №2»
- Учебного плана АООП ГБОУ « СКОШИ» № 2 на 2021-2022 учебный год г. Улан-Удэ.
Цели образовательно-коррекционной работы
Русский язык является важной составляющей частью образования умственно отсталых учащихся. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
- обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
- развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
- знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объёма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно - практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
В учебнике по русскому языку 3 класс содержание обучения представлено в соответствии с тремя уровнями требований к усвоению программного материала. Каждый уровень имеет своё условное обозначение на страницах учебника, облегчающее поиск нужного задания.
! Первый уровень: стабильно хорошее усвоение программы, активность и инициативность на уроке, готовность помогать одноклассникам при работе парами или группами.
!! Второй уровень: удовлетворительное усвоение программы, затруднённое системным нарушением речи, а также соматическими или психопатическими проблемами.
!!! Третий уровень: минимальное усвоение программы на уровне списывания с печатного и рукописного текстов, способность работать по подражанию.
Трёхуровневая система обучения:
позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику на каждом уроке в выборе учебных заданий и речевого материала.
На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся оценивается как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая. Это даёт шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учёбе, независимо от степени нарушения интеллекта.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в адаптированных основных общеобразовательных программах в 3 классе самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процесс е практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. В 3 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
В 3 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Рабочая тетрадь содержит большое количество игровых упражнений, занимательных текстов, графических заданий, направленных на повышение мотивации в овладении речевыми, графическими и орфографическими навыками
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ «СКОШИ №2», для детей с интеллектуальными нарушениями, предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». Программа в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочей программой предусмотрены контрольные и проверочные работы, словарные диктанты и уроки развития речи по изучаемым темам.
Резервные уроки (4 за год) отводятся на отработку и выполнение видов письменных работ, вызвавших у учащихся трудность
В Рабочей программе в разделе Приложения сформулированы нормы оценок при устных ответах, при проверке письменных работ Проверка ЗУН учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений по письму и развитию речи.
Основное содержание учебного предмета
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе.
Содержание учебного предмета построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся класса, в данном разделе программы по русскому языку предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).
Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря.
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение»,
«Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».
Предложение (повторение)
Выделение предложения из текста. Предложение и его схема. Предложения-вопросы и предложения-ответы. Завершение начатого предложения. Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении.
Звуки и буквы
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём».
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме.
Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Сравнение слов, отличающихся одним звуком, количеством звуков, их расположением.
Наглядное объяснение значения слова.
Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов-«родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в орфографическом словаре.
Арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов).
Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-
«родственников».
Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при письме.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, твёрдости согласных – буквами а, о, у, ы.
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы. Перенос слов с мягким знаком.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов. Сочетание согласных с шипящими. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова.
Слово
Названия предметов
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное называние. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопросы что? или кто? к группе предметов и к их обобщающему названию. Группировка предметов и их названий. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением. Выделение названия предмета из предложения.
Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
Названия действий
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению. Различение названий предметов и название действий по вопросам.
Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? кто что делают? кто что делал? кто что делала? кто что делали? Отгадывание названия предмета по названиям действий. Подбор к названию предмета нескольких названий действий.
Названия признаков предмета
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.
Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами различных категорий.
Предлоги
Предлог как отдельное слово. 1-я группа: в, из, на, у, с; 2-я группа: к, от, по, над, под, о.
Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве.
Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (с ударными окончаниями) в зависимости от предлога.
Предложение
Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Деление текста на предложения. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.
Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение.
Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё.
Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения. Работа с деформированным предложением (сначала слова даны в нужной форме, затем – в начальной форме с ударными окончаниями). Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам.
Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос. Вариативность ответов на один вопрос.
Работа с диалогом (с постепенным увеличением количества реплик от 2 до 6). Различение вопросительной интонации в вопросе и повествовательной – в ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов. Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений. Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.
Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.
Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Контрольное списывание. Письмо по памяти.
Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты.
Связная письменная речь
Последовательное расположение двух-трёх предложений на основе серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Коллективный выбор заголовка из данных учителем. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование местоимений вместо существительного.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Различение рассказа и набора предложений. Определение того, о ком или о чём рассказ. Коллективный подбор заголовка к рассказу.
Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Коллективная запись текста после его анализа. Определение темы текста. Подбор заголовка.
Изложение текста, воспринятого зрительно, по вопросам. Коллективная запись каждого предложения. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное составление конца рассказа с последующей записью текста.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, погрупповая, работа в парах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- Овладение навыками коммуникации;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие - социально значимых мотивов учебной деятельности;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству глас¬ных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать алфавит.
Достаточный уровень:
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- гласные и согласные;
- правила написания предложения;
- знать названия предметов, действий, признаков;
- правописание собственных и нарицательных имен;
- правописание предлогов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу года ученики должны уметь:
- работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания;
- переносить по слогам слова с одной строки на другую;
- сверять свою запись с образцом;
- проявлять устойчивое внимание к слову, как к объекту изучения и использования в речи;
- чертить схемы предложений;
- писать под диктовку предложения, соблюдая изученные правила правописания;
- составлять диалоги из данных вопросов и ответов, правильно записывать их и прочитывать с соблюдением нужной интонации
- активно проявлять желание придумывать разные предложения с данным словом, распространять предложения, используя приём «постепенного ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения»;
- проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание оказывать помощь товарищу в ходе игры;
- активно участвовать в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»,
- расшифровать словарную головоломку;
- понимать важность овладения грамотным письмом;
- соблюдать формы записи простейшего диалога, правильно интонировать предложения- вопросы и предложения-ответы;
- объяснять, чем понравился герой записанного рассказа;
- оценить проделанную на уроке работу: Какое задание было самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (136 ч)
Темы | Часы | Словарь | Учебник (упраж- нения на выбор) | Рабочие тетради (задания на выбор) | Методические рекомендации (методическое обеспечение и содержание других видов работ на уроках) | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Часть 1 | ||||||
Повторение | 7 ч | |||||
1. Предложение. Выделение его из текста | 1 | с. 3–5 | Часть 1, с. 4, № 1; с. 6, № 6 | Определять количество предложений в тексте, опираясь на визуально значимые атрибуты: большая буква в первом слове и точка в конце предложения (2–3 коротких предложения). Выделять из текста предложение на заданную тему (о берёзе, о щенке). |
2. Предложение и его схема | 1 | овощи | с. 6–7 | Часть 1, с. 5, № 4; с. 7, № 7 | Уверенно «читать» схему предложения; соотносить схему с предложением. | |
3. Предложения-вопросы и предложения-ответы | 1 | с. 8–9 | Различать предложения- вопросы и предложения- ответы. Соблюдать правильные интонации при повторном их прочтении. | |||
4. Завершение начатого предложения | 1 | огород | с. 10–11 | Часть 1, с. 4, № 2; с. 5–6, № 3, 5 | ||
5. Различение набора слов и предложения | 1 | с. 12–13 | Различать предложение и набор слов, опираясь на наглядность (набор предметных картинок и сюжетная картинка, составленная из данных предметов). Овладевать умением составлять предложение, пользуясь набором предметных картинок (девочка, парта, ученик). | |||
6. Порядок слов в предложении | 1 | с. 14–15 | Часть 1, с. 5, № 4 | Уметь исправлять нарушенный порядок слов в |
предложении (слова даны в нужной форме и записаны на отдельных карточках) | ||||||
7. Предложение. Закрепление знаний | 1 | с. 16–17 | Часть 1, с. 7, № 8 | |||
Звуки и буквы | 43 ч | |||||
1. Знакомство с алфавитом | 1 | с. 18–19 | Часть 1, с. 9, № 1, 2 | Дидактические игры, с. 30, 31 | Познакомиться с орфографическим словарём; научиться находить в нём нужную букву, ориентируясь на её место в алфавите (в начале, в середине, ближе к концу, между какими буквами находится). | |
2. Звуки гласные и согласные | 1 | с. 20–21 | Часть 1, с. 10– 11, № 1–6 | Различать на слух гласные и согласные звуки, уметь их перечислить. | ||
3. Ударение в словах | 1 | с. 22–23 | Слышать и выделять голосом ударный звук в словах (слова, состоящие из 2–3 слогов); ставить знак |
ударения над ударной гласной. | ||||||
4. Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове | 1 | с. 24–25 | Часть 1, с. 18– 19, № 1–3 | Дидактическая игра, с. 31–32 | Сравнивать предъявляемый учителем правильный и неправильный по силе голоса рисунок звукового состава слова. | |
5. Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове | 1 | с. 26–27 | Часть 1, с. 20, № 4, 5 | Выбирать из двух один правильный вариант и называть ударный гласный (сапоги – сапоги). | ||
6. Деление слов на слоги | 2 | с. 28–29 | Часть 1, с. 21, № 1, 2; с. 22, № 3, 4 | Дидактическая игра- сказка, с. 32–33; выборочный диктант, с. 33–34 | Уметь делить слова на слоги, ориентируясь на гласные буквы. Переносить слова по слогам с одной строки на другую, соблюдая правила переноса. | |
7. Контрольный диктант | 1 | с. 34 | ||||
8. Работа над ошибками | 1 | |||||
9. Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога | 1 | яблоко | с. 30–31 | Часть 1, с. 15, № 3, 4 | Дидактическая игра- сказка, с. 34–35 | Различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах и правильно обозначать их |
10. Гласные е, ё, ю, я в начале | 2 | с. 32–33 | Часть 1, с. 16– | Данный на с. 35 |
слова или слога | 17, № 5, 6, 8 | контрольный диктант можно провести как зрительный предупредительный | соответствующими гласными буквами. Уметь составлять пары из слогов (ма – мя). Приводить примеры пар слов на каждый случай дифференциации. | |||
11. Перенос части слова при письме | 1 | с. 34–35 | Часть 1, с. 24– 25, № 1–4 | |||
12. Твёрдые и мягкие согласные. Различение их перед гласными | 1 | с. 36–37 | Часть 1, с. 27, № 1, 2; с. 28, № 4 | Дидактическая игра, с. 35–36 | ||
13. Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я | 2 | с. 38–39 | Часть 1, с. 29, № 7 | Слуховой предупредительный диктант, с. 36; Приложение 1, с. 74– 75 | ||
14. Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я | 1 | с. 40–41 | Часть 1, с. 28, № 5; с. 29, № 6 | Данный на с. 37 контрольный диктант можно провести как выборочный | ||
15. Буква мягкий знак (ь) на конце слова | 1 | с. 42–43 | Часть 1, с. 30, № 1; с. 53, № 10 | Дидактическая игра, с. 37–38 | Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные. | |
16. Буква мягкий знак в | 2 | с. 44–45 | Часть 1, с. 31, № | Зрительный |
середине слова | 2–4; с. 32, № 5–7 | предупредительный диктант, с. 38–39 | Наблюдать за правописанием слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу. Приводить два-три примера с мягким знаком на конце и в середине слова. | |||
17. Различение твёрдых и мягких согласных | 1 | мебель | с. 46–47 | Часть 1, с. 33, № 8, 9 | Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные. | |
18. Различение твёрдых и мягких согласных | 1 | с. 48–49 | Приложение 1, с. 76– 77 | |||
19. Контрольный диктант | 1 | с. 39 | ||||
20. Работа над ошибками | 1 | |||||
21. Написание жи – ши в словах | 2 | с. 50–51 | Часть 1, с. 34, № 1, 2; с. 35, № 4 | Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41 | Выучить сочетания букв жи – ши, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить |
словарик из слов с данными сочетаниями. | ||||||
22. Написание ча – ща в словах | 1 | с. 52–53 | Часть 1, с. 35, № 5 | Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41 | Выучить сочетания букв ча – ща, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями. | |
23. Написание чу – щу в словах | 1 | с. 54–55 | Часть 1, с. 36, № 6; с. 37, № 8 | Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41 | Выучить сочетания букв чу – щу, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями. | |
24. Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу | 1 | товарищ | с. 56–57 | Часть 1, с. 36, № 7; с. 38, № 10; с. 53, № 12 | Дидактическая игра- сказка, с. 39–40; Приложение 1, с. 78 | |
25. Парные звонкие и глухие | 1 | с. 58–59 | Часть 1, с. 40, | Различать звонкие и глухие |
согласные | № 1, 2 | согласные. Коллективно составить пары из данных согласных. Подобрать слова к каждой паре согласных. | ||||
26. Различение б – п, в – ф | 1 | с. 60–61 | ||||
27. Различение д – т, г – к | 1 | дневник | с. 62–63 | Часть 1, с. 43 (дневник) | ||
28. Различение ж – ш, з – с | 1 | с. 64–65 | ||||
29. Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова | 1 | с. 66–67 | Понаблюдать за парными согласными на конце слов; сравнить, как они произносятся и как пишутся; под руководством учителя сделать вывод о необходимости сомневаться в написании слов с парными согласными на конце. Учиться доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу | |||
30. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | сапоги | с. 68–69 | Часть 1, с. 43, № 1; с. 46, № 6, 7 | ||
31. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | с. 70–71 | Часть 1, с. 44, № 3 | Дидактическая игра, с. 42 | ||
32. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 2 | с. 72–73 | Часть 1, с. 45, № 4, 5 | Выборочный диктант, с. 42–43; Приложение 1, с. 79 | ||
33. Правила правописания в словах. Закрепление знаний | 1 | праздник | с. 74–75 | Часть 1, с. 47, № 8; с. 47 (праздник) | ||
34. Правила правописания в | 2 | с. 76–77 | Часть 1, с. 48, | Приложение 1, с. 74– |
словах. Закрепление знаний | № 9, 10 | 79, 83 | ||||
35. Контрольный диктант | 1 | с. 43 | ||||
36. Работа над ошибками | 1 | |||||
часть 2 | ||||||
Слово | 31 ч | |||||
1. Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что? | 1 | с. 4–5 | Часть 2, с. 9, № 1; с. 14, № 11 | Дидактическая игра- сказка, с. 44–45 | Различать названия предметов по вопросам кто? что? | |
2. Обобщающее название для группы однородных предметов | 1 | одежда | с. 6–7 | Часть 2, с.19 (одежда) | Коллективно подбирать ряд названий однородных предметов, называть их одним словом (обобщающим) и ставить к данному слову вопрос. | |
3. Выделение названий предмета из предложения | 1 | с. 8–9 | Часть 2, с. 11, № 5 | Отрабатывать умение выделять названия предметов из предложения независимо от формы слова, опираясь на предметные картинки (подставь предметные картинки к словам, где это можно | ||
4. Выделение названий предмета из предложения | 2 | вчера сегодня | с. 10–11 | Выборочный диктант, с. 45 |
сделать). | ||||||
5. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных | 1 | с. 12–13 | Часть 2, с. 15, № 1, 2; с. 38, № 6 | Отрабатывать умение правильно записывать имена, фамилии и отчества людей, клички животных в предложениях, воспринимаемых на слух. | ||
6. Названия действий. Различение их по вопросам что делает? что делают? | 1 | с. 14–15 | Часть 2, с. 18, № 2, 3 | Дидактическая игра, с. 45–46 | Различать названия действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что сделает? и др. Уметь ставить вопросы к названиям действий и подбирать названия действий к вопросам, выбирая один вариант из двух предложенных. Находить в предложении названия действий и подчёркивать их. | |
7. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала? | 1 | с. 16–17 | Часть 2, с. 19, № 4; с.21, № 10 | |||
8. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? | 1 | с. 18–19 | Дидактическая игра, с. 45–46 | |||
9. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что | 1 | с. 20–21 |
делали? что сделал? что сделала? что сделали? | ||||||
10. Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? | 1 | учитель класс | с. 22–23 | Дидактическая игра, с. 45–46 | ||
11. Постановка вопросов к названиям действий | 2 | с. 24–25 | Выборочный диктант, с. 46–47 | |||
12. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам | 1 | с. 26–27 | Часть 2, с. 20, № 7 | |||
13. Контрольный диктант | 1 | с. 47 | ||||
14. Работа над ошибками | 1 | |||||
15. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1 | с. 28–29 | Часть 2, с.22, № 1; с. 23, № 3 | Различать названия признаков по вопросам. | ||
16. Различение предметов по их признакам | 1 | арбуз | с. 30–31 | Угадывать предмет по данным признакам; учиться составлять загадки о предмете, называя его характерные признаки. | ||
17. Постановка вопросов к названиям признаков предмета | 1 | с. 32–33 | Часть 2, с. 24, № 5 | Дидактическая игра, с. 47–48 | ||
18. Постановка вопросов к названиям признаков предмета | 1 | дорога | с. 34–35 | Часть 2, с. 25, № 7 |
19. Выделение названий признаков предмета из предложения | 2 | с. 36–37 | Часть 2, с. 22, № 2 | Выборочный диктант | Находить в предложении названия признаков и подчёркивать их. | |
20. Названия предметов, действий и признаков предмета | 2 | с. 38–39 | Часть 2, с. 26, № 10 | Данный на с. 49 контрольный диктант можно провести как зрительный предупредительный | Учиться различать названия предметов, действий и признаков по вопросам. | |
21. Предлоги в, на, с, из, у | 1 | город | с. 40–41 | Познакомиться с новыми предлогами. Понаблюдать за их написанием в разных словосочетаниях и сделать коллективный вывод о предлоге как отдельном слове. Отрабатывать умение выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Развивать способность составлять разные по смыслу предложения с одним и тем | ||
22. Предлоги к, по со словами | 1 | с. 42–43 | ||||
23. Предлог от со словами | 1 | с. 44–45 | ||||
24. Предлоги над, под со словами | 1 | с. 46–47 | Часть 2, с. 28, № 5 | |||
25. Предлог о со словами | 1 | погода | с. 48–49 | Часть 2, с. 9 (погода) | ||
26. Предлоги к, по, от, над, под, о со словами | 2 | с. 50–51 | Часть 2, с. 27, № 1–3; с. 29, № 6 | Дидактическая игра- сказка, с. 49–50; слуховой предупредительный диктант, с. 50–51 |
же словосочетанием | ||||||
Предложение | 14 ч | |||||
1. Выделение предложения из текста | 1 | с. 52–53 | Закреплять умение выделять из текста предложение на заданную тему. Коллективно составлять текст из данных предложений, опираясь на сюжетные картинки. | |||
2. Предложение законченное и незаконченное | 1 | с. 54–55 | Различать предложение законченное и незаконченное. Развивать умение заканчивать предложение по-разному, опираясь на предметные картинки. | |||
3. Предложение законченное и незаконченное | 2 | неделя месяц | с. 56–57 | Часть 1, с. 23, № 6; Часть 2, с. 13 (неделя) | ||
4. Распространение предложений | 1 | с. 58–59 | Научиться сравнивать предложение нераспространённое и распространённое (без использования терминов). Обсудить, какое предложение из двух | |||
5. Распространение предложений | 1 | завтра | с. 60–61 | |||
6. Слова в предложении | 1 | с. 62–63 | ||||
7. Порядок слов в предложении | 2 | с. 64–65 | Часть 2, с. 31, № 3, 4 | Дидактическая игра, с. 52–53 |
8. Составление предложений | 2 | с. 66–67 | Часть 2, с. 32, № 5 | Дидактическая игра, с. 51–52 | интересней, и доказать, почему интересней. Отрабатывать умение распространять предложения с помощью предметных картинок, вопросов и схем предложений, используя приём постепенного ступенчатого распространения предложения (под руководством учителя). Развивать способность составлять разные предложения об одном и том же предмете, используя для этого предложенные ряды названий предметов, названий действий и вопросов | |
9. Составление предложений | 1 | с. 68–69 | Часть 2, с. 35, № 10 | |||
10. Контрольный диктант | 1 | с. 53 |
11. Работа над ошибками | 1 | |||||
Повторение | 7 ч | |||||
1. Слово. Правила правописания в слове | 2 | с. 70–71 | Часть 1, с. 8, № 1; с. 12, № 8; с. 38, № 10; с. 39, № 11 | |||
2. Названия предметов и признаков предмета | 1 | с. 72–73 | ||||
3. Название действий предмета | 1 | с. 74–75 | ||||
4. Предложение | 1 | с. 76–77 | Часть 1, с. 26, № 5 | |||
5. Контрольный диктант | 1 | |||||
6. Работа над ошибками | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения, лента букв, магнитные буквы, предметные картинки;
2. Компьютер, телевизор, мультимедиа, презентации.
3. Интернет-ресурсы.
Список литературы:
- Русский язык. 3 класс. Якубовская Э.В. 2018г.
- Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 3 класс. В 2 частях. Якубовская Э.В.
- Русский язык 1-4 классы. Развитие устной речи и коррекция письма. И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
- Сборник диктантов 2-4 классы( -Москва 2019 г)
- Дидактический материал. Русский язык. 3 класс. Якубовская Э.В.
- Изучаем орфограммы русского языка. Л.С.Овчинникова. Феникс 2020г.
- Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...