«Собственные и нарицательные имена существительные».
план-конспект урока по русскому языку
Формирование предметных универсальных учебных действий: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как число существительных, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные.
Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,
Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в парах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000a455d-8af73ef2.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
Тема урока:
«Собственные и нарицательные имена существительные».
Цели.
Формирование предметных универсальных учебных действий: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как число существительных, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные.
Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,
Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в парах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
- Введение в тему урока и постановка целей.
- Великое количество слов в нашем языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Что такое морфология? Морфология-это наука, которая занимается изучением частей речи. И сегодня мы побываем в гостях у Морфологии.
- Подаст, к примеру, команду Морфология: “Части речи, становись!” И вмиг все слова построятся в чёткие колонны. А первым будет стоять старичок.
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы.
Какой же старичок правит первой страной на острове Морфологии? (Имя существительное)
Верно.
- А какие ещё части речи живут на острове Морфологии? Давайте назовём сначала самостоятельные части речи. (Глагол, прилагательное, местоимение, числительное, наречие)
- А теперь назовём служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие.
- Как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово в нашей речи. Поэтому эта страна такая большая.
Мы сегодня отправимся в путешествие по этой стране. А помогут нам в этом, наш верный друг учебник и те знания, которые мы получили на уроках русского языка.
3. Определение имени существительного.
- Итак, чтобы попасть в страну имени существительного, нам надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечает имя существительное, и что оно обозначает?
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?что? И обозначает предмет?)
“Я – Имя существительное,
Очень удивительное.
На вопросы кто? И что?
Отвечать всегда должно!”.
- Пароль отгадан, и мы можем начать наше путешествие.
4. Работа со словарными словами.
- И вот мы уже в стране Имя Существительное.
Посмотрите, нас пришли встречать слова. Прочитайте их: жИвотные, сАмолёт, мЕдведь, овОщи, лесТница, челОвек, РоССия, обЕзьяна, МОсква, путЕшествовать.
- Что это за слова? (Cловарные)
- Все ли из них из данной страны? Нет ли лишних? (Путешествовать)
- Почему оно лишнее? (Это глагол, он отвечает на вопрос что делать?)
- Можем ли мы превратить его в имя существительное с помощью подбора родственного слова ? (Путешествие)
- Запишите теперь эти слова, вставляя пропущенные буквы.(у доски работает ученик)
- Проверьте правильность написания слов.
- Какие правила встретились в данных словах? (ЖИ, непроверяемая гласная в корне, безударная гласная в корне , удвоенная согласная, разделительный мягкий знак, большая буква, непроизносимый согласный)
- А на какие 2 группы вы бы могли разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)
- Как определить, какое это существительное? (Задать вопрос)
- Запишите у себя над словами, какое оно: одушевлённое или неодушевлённое.(Од. Н.)
Проверим. Назовите одушевлённые сущ.. Что они называют? (Животных и людей)
Назовите неодушевлённые сущ. Что они называют? (Предметы, растения, явления природы, чувства, географические названия)
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
Идём дальше. Наш старичок предлагает нам провести игру « Подбери пару по аналогии».(работа в парах)
Париж-Франция , Москва-…(Россия)
марсиане –Марс, земляне-…(Земля)
« Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»-…(Толстой)
страна-город, дом-…( квартира)
(при проверке на доске появляются правильные ответы)
-Ребята ,а вы мне можете сказать почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?( Собственные и нарицательные сущ.)
-Так какая цель нашего урока? ( Сегодня мы должны закрепить и углубить знания о собственных и нарицательных именах существительных)
-Имена существительные Париж, Франция, Москва, Россия, Марс, Земля….-называются именами собственными. Это слово пришло к нам из старославянского языка и обозначает оно личное (только моё). Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. Какие у вас собственные имена? (Юля, Алёша, Саша…)
-Да, у человека –это имя. У города, реки, улицы- это название. У животных –это клички.
-Но есть ещё нарицательные имена существительные. Это слово пришло в нашу речь тоже из старославянского языка и обозначает оно нарицать , т.е. говорить , называть . Нарицательные имена сущ. называют предметы, которые не являются единичными
-Как вы думаете , как пишутся такие слова? ( со строчной маленькой буквы).
-Какой сделаем вывод?( Собственные имена пишутся с большой буквы, нарицательные пишутся с маленькой буквы)
6. Физкультминутка. Зимняя.
7. Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником.
-А сейчас давайте поработаем с нашим верным помощником –учебником. Открываем учебник
Закрепление полученных знаний .
Проверка выполненного задания.
-Выполним следующее задание нашего мудрого старичка. Найдите и соедините автора с его произведением.
Стихотворение « Берёза» С.Т. Аксаков (Сергей Тимофеевич)
Басня « Стрекоза и Муравей» Л.Н. Толстой
Рассказ « Акула» С.А. Есенин
Сказка « Аленький цветочек» И.А. Крылов
- Имя существительное даёт нам новое задание. Мы должны прочитать это деформированное предложение.
БелыемедведиприходятнаостроВрангеля.
-Что не так с этим предложением?( все слова написаны слитно)
-Мы сможем правильно прочитать и написать это предложение? (да)
11. Итог урока. Рефлексия.
Выставление оценок . Д/З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...
УМК: Школа России "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Урок русского языка скраеведческим материалом....
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
Открытый урок по русскому языку 2-й класс....
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Технологическая карта урока. Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...