Урок по русскому языку( письмо)в 1 классе по теме: «Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Урок по русскому языку( письмо)в 1 классе по теме: «Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safina_r.n._urok_pisma_1_klass.strochnaya_bukva_d_.zip | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Сафина Рузалия Наильевна
Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО
Предмет: русский язык ( письмо)
Класс 1 класс. УМК «Школа России»
Тема урока Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки.
Цель урока: научить письму строчной буквы “д”.
Задачи:
- Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, способствовать формированию информационной культуры учащихся;
- Развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;
- Воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.
В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные, познавательно-коммуникативные универсальные учебные действия.
ЛичностныеУУД:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых учебных задач;
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализировать информацию; организовывать рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Учебно-методическое обеспечение «Чудо пропись» ,2 часть В.А. Илюхина
Время реализации урока (занятия): 40 мин
Авторский медиапродукт
1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007
2. Наглядная презентация учебного материала
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ИКТ, “Чудо-Пропись», 1 класс №2” В.А. Илюхина, образец написания буквы д, карточки – штриховки, наглядные пособия, разрезные элементы буквы.
План проведения урока (занятия):
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент | 1 мин |
Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации | 5 мин |
Формулирование учебной задачи и ее решение. | 5 мин |
Анализ, сравнение и конструирование буквы из разрезного материала. | 3 мин |
Физминутка | 1 мин |
Письмо строчной буквы д. | 2 мин |
Работа со слогами, их запись. | 8 мин |
Физминутка | 1мин |
Работа в прописях | 12 мин |
Подведение итогов | 2мин |
Ход урока .
1. Организационный момент (Слайд 1)
Учитель:Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем.
И писать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Учитель:Конечно же, ребята постараются показать, чему они научились. (Слайд 2)
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации (Слайд 4)
Учитель: К нам сегодня на урок придут герои из мультфильма “Простоквашино” Помните их? Кто написал произведение “Трое из Простоквашино”?
Учитель: Главный герой ,Дядя Фёдор, отдыхая в Простоквашино, решил написать родителям письмо. Вот что у него получилось. (Слайд 5)
Вот *ом. Из трубы и*ёт *ым. Около *ома *уб.
Учитель:Попробуйте прочитать текст.
Дети: Не можем, так как пропущены буквы. Нужно посоветоваться.
Работают в группах (вставляют буквы), затем докладывают и комментируют.
2) Актуализация знаний об изученной букве. (Слайд 6)
Учитель: Какую букву вы вставили? Что о ней вы знаете?
Ученики: Буква д обозначает звуки [д], [д’] – согласные звуки, звонкие, твердый и мягкий.
Учитель:Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).
Запомните:
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
3 Формулирование учебной задачи и ее решение.
1) Штриховка рисунка с целью разминки руки.
Учитель: Дядя Фёдор, Шарик и Матроскин живут в этом доме. Давайте его нарисуем.
Учитель:Возьмите листы, проверяем посадку и готовность к работе.
Подготовка учащихся к письму
- Повторение правил посадки, расположения тетради.
- Упражнения для кисти рук
Зарядка для пальчиков
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Это пальчик я
Вот и вся моя семья.
Дети обводят по шаблону дом, дерево, заштриховывают элементы рисунка. Крышу штрихуют вертикальными линиями, дом – наклонными, трубу – горизонтальными, дым - овальными, дерево – круговыми. (Слайд 7)
2) Формулировка учебной задачи на урок.
Учитель: А теперь давайте попробуем записать слова: дом
Ученики: Не можем записать, так как не знаем, как пишется новая буква д.
Учитель: Какую цель поставим на урок?
Ученики: Научиться писать строчную букву д.
4.Анализ, сравнение и конструирование буквы из разрезного материала.
Учитель: Посмотрите, из каких элементов состоит строчная буква д. (Слайд 8)
Учитель: Дядя Фёдор предлагает сконструировать эту букву. Попробуйте сконструировать букву д из отдельных элементов. ( дети с помощью отдельных элементов конструируют строчную букву д)
Учитель: В каких ещё изученных нами буквах есть такие же элементы? (Слайд 9)
Ученики: В буквах и, у, а, з ,м,
Учитель – на какие группы можно разбить?
- сходство графических элементов,
- буквы, которые обозначают гласные/согласные звуки,
Учитель: – к какой группе отнесём букву д?
Физминутка
5 Письмо строчной буквы д.
- Повторение правил посадки, расположения тетради.
- Повторение конфигурации буквы в воздухе.
- Обведение в прописи по контуру и прописывание первой строки.
Возьмите доски и попробуйте прописать букву д ( дети на отдельных досках, фломастерами, прописывают строчные буквы д)
Учитель: Откройте пропись, на стр 26 обведем букву д и пропишем ее самостоятельно. (Слайд 10)
6. Работа со слогами, их запись. (Слайд 11)
- Теперь посмотрите ниже, прочитайте сочетание букв?
Скажите пожалуйста, а какие сочетания мы можем назвать слогами и почему? (слогами будут являться сочетание букв «ди» и «де», потому что второй звук гласный)
- Прочитайте первый слог? (ди)
- Сколько звуков в слоге ди? (2 звука)
- Каким соединением будем писать? (средним) А теперь давайте напишем этот слог.
- Прочитайте второй сочетание.
- Каким соединением напишем сочетание букв дл? (нижним)
- Напишите этот сочетание.
- Какой слог следующий? (сочетание де)
- Каким соединение будим писать слог де? (средним)
- Прописываем.
- Какое сочетание вы еще видите? (сочетание «дв»)
- Каким соединение будим писать сочетание букв «дв»? (верхним)
- Прописываем.
Ребята, а сейчас мы сможем теперь написать слово дом.
Запись слова дом ( з строчка.)
Физминутка (Слайд 12)
- Работа в прописи
Загадки Матроскина
Кот Матроскин очень любит загадывать загадки. (Слайд 13-18)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Прописать слово Вода. ( 3 строчка)
В акваланге, в маске, в ластах
Тот, кто плавает прекрасно.
Он герой такой один
В тишине морских глубин. ( водолаз)
Прописать слово Водолаз. (4 строчка)
Здесь кончается река
Что течёт издалека
И срываясь с высоты
Тонны падают воды
Завораживает взгляд
Ниагарский (Водопад)
Прописать слово Водопад.. (4 строчка)
Учитель: Карликовый морской конек, кальмар, краб и морские ежи. Это какие жители?
Разбор слова дикобраз.
Учитель: А вы знаете, какой подарок прислали родители Дяди Федора, когда они отдыхали на море? (фоторужье) (Слайд 19)
Учитель:Сейчас, вы увидите, какую фотографию сделал Шарик.
Учитель: Кто это? (Слайд 20)
Межпредметная связь (с окружающим миром)( рассказывает подготовленный ученик)
Дикобраз — вполне безобидное создание. Зимой он сворачивается клубком в какой-нибудь норе или углублении и спит большую часть времени. Летом он неторопливо бродит по зарослям, разыскивая кору, ветки, корешки и листья с деревьев и кустов. и плоды яблони, шиповника, боярышника. Он также очень любит картофель и не прочь посетить чей-нибудь огород.
Его иглы имеют около 18 сантиметров в длину.
Когда дикобраз рождается, иголки у него мягкие и шелковистые. Только через несколько недель они затвердевают. Если на дикобраза нападают, то он ощетинивает свои иголки и сворачивается колючим клубком.
Дикобразы обычно спят днем, а ночью они выходят на поиски пищи. Они пользуются своими длинными острыми когтями, чтобы забираться на деревья, а потом усаживаются на ветки и грызут кору и ветки. Поскольку дикобразы очень любят кору, они наносят лесу большой вред. Известно, что только один дикобраз за зиму может уничтожить 100 деревьев!
Слого-звуковой анализ
- Скажите сколько слогов в слове «дикобраз»? (в этом слове 3 слога)
- какой слог ударный? (3 слог - ударный)
- А как вы определили, что их 3? (В этом слове 3 слога, потому что 3 гласных звука)
1. - Назовите первый слог в слове «дикобраз». («ди»)
- Сколько звуков в слоге «ди»? (в слоге «ди» 2 звука)
- Назовите их. ( [д’] и [и])
- Каким цветом мы изобразим согласный звук в этом слоге (зеленым, потому что звук [д’] мягкий)
- Как в схеме изобразить этот слог?
- Произнесите эти два звука [д`и]. Как мы их произносим, отдельно [д`] [и] или вместе [д`и]? (вместе)
- Значит, это слог-слияние и на схеме я обозначу их слитно.
2. - Назовите второй слог в слове «дикобраз». («коб»)
- Сколько звуков в слоге «коб»? (в слоге «коб» 3 звука)
- Назовите их. ( [к], [о], [б])
- Каким цветом мы изобразим первый согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [к] твердый)
- Каким цветом мы изобразим второй согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [б] тоже твердый)
- Как в схеме изобразить первые 2 звука? (это слияние, поэтому пишем слитно)
3. - Назовите третий слог в слове «дикобраз». («раз»)
- Сколько звуков в слоге «раз»? (в слоге «раз» 3 звука)
- Назовите их. ( [р], [а], [з])
- Каким цветом мы изобразим первый согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [р] твердый)
- Каким цветом мы изобразим второй согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [з] тоже твердый)
- Как в схеме изобразить первые 2 звука? (это слияние, поэтому пишем слитно)
Учитель: Почтальон Печкин приготовил для вас следующее задание
Разобрать анаграммы дома (мода); дорога (города); кабан
(банка); дог (год). (Слайд 21)
8. Подведение итогов (Слайд 22)
– Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.) (Слайд 20)
– Герои прощаются с вами и желают успехов в учебе. Молодцы! (Слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка в 1 классе на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа"
Данная презентация поможет учащимся быстро овладеть написанием строчной буквы "е". Этому способствуют эффективные методы и приёмы, применяемые на уроке. На уроке учителю отводится руководящая роль, а ...
Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."
Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...
Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. НовогремяченскоеПредмет: Русский языкАвторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. ГорецкийКласс: 2Тема: ...
Конспект открытого урока русского языка в 1 классе по теме "Строчная буква д"
Программа "Школа России"...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами".
конспект урока...
Урок русского языка в 1 классе на тему "Строчная буква ш."
Цели:-уметь выполнять письмо строчной буквы ш;-писать слоги, слова с буквой ш;- развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речьПланируемые результаты УУД:Предметные: пи...
- Мне нравится (1)