Урок русского языка "Наречие как часть речи" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Использлвание приемов технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наречие как часть речи | 58.5 КБ |
Наречие как часть речи | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Ф.И.О. учителя: Рубцова М.О.
Предметная область: русский язык
Класс: 4
Автор УМК: Русский язык («Школа России»), автор В.П.Канакина
Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Учебные задачи:
1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность:мультимедийное оборудование,учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- индивидуальная
Методы работы:
- наглядный
- диалог
- проблемно-поисковый
Приемы ТРКМ:
- верите ли, вы...
- кластер
- толстые и тонкие вопросы
- синквейн
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим.)
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)
- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
- Сегодня у нас необычный урок – урок исследование.
- Кто помнит, что такое исследование? (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)
- Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
СЛАЙД 2
- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня двадцатое октября.
СЛАЙД 3
- Прочитайте слова на экране.
Писал, заяц, строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.
-Какие орфограммы вам встретились?
- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.
- Молодцы. Проверяем.
- Прочитаете только существительные (заяц, плащ).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением, обстоятельством)).
- Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом( определением)).
- Прочитайте глаголы (писал, строить).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член ( сказуемое)).
СЛАЙД 4
-Проверим, так ли у вас получилось. (Самопроверка и самооценка.)
- Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).
- На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)
- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)
Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.
- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).
- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)
III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 5
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).
- Вы что-либо знаете про эту часть речи?
-Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи.)
Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
СЛАЙД 6. Игра «Верите ли вы...» На парте таблица. После чтения вопроса ставите в первой строке плюс, если согласны с утверждением, минус, если не согласны. Вторая строка заполняется в конце урока.
- Наречие- это изменяемая часть речи.
- У наречия можно определить род.
- Наречие не изменяется по временам.
- Все наречия не имеют окончания.
- Наречие изменяется по падежам.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- | - | + | + | - |
-Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования? (На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является.)
IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем.
- Итак, начнем наше исследование.
1. Индивидуальная работа.
- У каждого на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.
СЛАЙД 7 Задание 1
- Из данных слов составьте предложение и разберите по членом предложения и частям речи.
Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).
- Назовите наречие? (давно)
- На какой вопрос отвечает? (когда?)
- С какой частью речи связано? (с глаголом)
- Что обозначает наречие? (признак действия)
- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является второстепенным членом (обстоятельством)).
- Проверяем задание 2.
СЛАЙД 8 Задание 2 .
-Распределите наречия на группы по вопросам.
Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.
- Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.
- Молодцы, справились с заданием.
- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)
- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)
СЛАЙД 9
Семь вопросов – просто чудо.
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
- Проверяем задание 3 .
Задание 3 .
- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
СЛАЙД 10.
1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;
запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.
Сделайте вывод!
Наречия по числам ____________________________________
СЛАЙД 11 Задание 4.
2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла (_______?) _________;
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
СЛАЙД 12 Задание 5 .
3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
Образец: появились ( когда ? ) рано;
разольются (________?) ___________;
цветут (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам _________________________________
СЛАЙД 13
4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаешь (_______?) _________;
3 л: он встает (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ____________________________
СЛАЙД 14 Задание 6 .
Понаблюдайте!
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ___________________________
Чего? ________________________
Чему? ______________________
Чем?_______________________
О чем? ____________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________
- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)
- Обратите внимание! Стр.73 учебника. Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.
(Самооценка).
СЛАЙД 15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись!
- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?
СЛАЙД 16
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья. Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны)
Наречие
признак действия где? куда? откуда? как? когда?
не изменяется обстоятельство
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.
2. Работа с учебником.
- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 73, 74 и прочитайте правило.
- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.
- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).
V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.
СЛАЙД 17
Задание 7.
Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.
а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)
завтра – быстро – справа – тихо – | мало – впереди – хорошо – |
б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)
красиво – прекрасно
интересно – увлекательно
печально – грустно
тихо – бесшумно
гладко – ровно
СЛАЙД 18
3. Словарная работа
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами
СЛАЙД 19
-Запишите слова впереди и медленно в тетради.
- Объясните значение слова впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)
- Слово впереди образовалось путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)
- Проанализируйте это слово.
в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.
- Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?
- Объясните значение слова медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)
- Произошло это слово от древнего слова «медля», что значит медленный.
- Проанализируйте слово.
- В слове 3 слога, ударение падает на 1 слог, безуд. гл. е, удвоенная согласная нн, отвечает на вопрос как? Это наречие.
Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (медленный, медлить, медлительный, замедлить).
- Выделите корень, определите часть речи.
- Придумайте и запишите к наречию медленно синонимы и антонимы.
антонимы – быстро, стремительно.
синонимы – неторопливо, небыстро, неспешно.
-Как вы думаете, зачем нужны наречия?
-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)
СЛАЙД 20
- А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
VI. Рефлексия.
СЛАЙД 21
- А теперь вернемся к вопросам игры «Верите ли вы..». Заполните вторую строку таблицы. Что получилось?
-Составьте тонкий или толстый вопрос по данной части речи. (Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)
Тонкие вопросы
- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?
- Что обозначают слова этой части речи?
- Как изменяются слова данной части речи?
- Каким членом предложения является?
- Какие существуют правила правописания слов данной части речи?
Толстые вопросы
- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?
- Для чего используем эти слова в нашей речи?
- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?
СЛАЙД 22
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
- Я знаю, что такое наречие.
- Я смогу определить наречие по признакам.
- На уроке у меня все получилось.
- Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была).
- Я активно участвовал в открытии нового знания.
VII. Итог урока.
- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?
-Ответьте на три ключевых вопроса:
ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)
КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)
ЗАЧЕМ? (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)
- Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.
СЛАЙД 23 Домашнее задание.
Составить и записать 5 предложений с наречиями, составьте синквейн (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам.
На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)
Оценки за урок.
СЛАЙД 24
Всем большое спасибо за работу.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Число. Классная работа.
Распределите данные слова на группы по частям речи. Писал, заяц, строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.
сущ. заяц плащ прил. весёлый красивый гл. писал строить наречие хорошо близко МОЛОДЦЫ!
Наречие Цель: узнать что такое наречие; учиться находить и использовать наречия в речи.
Наречие — это изменяемая часть речи. У наречия можно определить род. Наречие не изменяется по временам. Все наречия не имеют окончания. Наречие изменяется по падежам. «Верите ли вы...»
нар. гл. сущ. С. гл. сущ. Д авно увяла трава , и облетели деревья . _ . _ . _ . _ __________ ______________ Задание 1. - Из данных слов составьте предложение и разберите его по членам предложения. Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла.
Задание 2 Распределите наречия на группы по вопросам. Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо , сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево. где? везде сверху сзади вблизи куда? вниз направо налево как? весело мрачно быстро тихо когда? завтра сейчас теперь вчера
Как лучше запомнить вопросы. Семь вопросов – просто чудо. Их запомнить можно так: где? куда? когда? откуда? как? почему? зачем? и
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец : прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано; запел (_____?)______ - запели (_____?)_____; проснулся (_____?)______ - проснулись (_____?)_____. Наречия по числам _________________________________. Понаблюдайте! Сделайте вывод! когда рано когда рано когда рано когда рано не изменяется
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? м.р. Образец : пришел (когда?) рано пришла (_____?)______ пришло (_____?)______ Наречия по родам _________________________________. Понаблюдайте! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? м.р. Образец : появились (когда?) рано разольются ( _____?)______ цветут (_____?)______ Наречия по временам _________________________________. Понаблюдайте! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица? Образец : 1 л.: я встаю (когда?) рано 2 л .: ты встаешь ( _____?)______ 3 л.: они встают (_____?)______ Наречия по лицам _________________________________. Понаблюдайте! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед,назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов: Что?___________________________________________ Чего?__________________________________________ Чему?_________________________________________ Чем?__________________________________________ О чем?_________________________________________ Наречия по падежам _________________________________. Понаблюдайте! Сделайте вывод! не изменяется
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись, А теперь чуть-чуть попрыгай. Влево, вправо повернись И тихонечко садись!
НАРЕЧИЕ где? куда? откуда? как? когда? признак действия не изменяется обстоятельство
Задание . Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы антонимы завтра – быстро – справа – тихо – мало – впереди – хорошо - синонимы красиво – интересно – печально – тихо – гладко –
антонимы завтра – сегодня быстро – медленно справа – слева тихо – быстро мало – много впереди – сзади хорошо - плохо синонимы красиво – прекрасно интересно – увлекательно печально – грустно тихо – бесшумно гладко – ровно
Словарь: вп е р е ди, медл енно .
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький
Наречие — это изменяемая часть речи. У наречия можно определить род. Наречие не изменяется по временам. Все наречия не имеют окончания. Наречие изменяется по падежам. «Верите ли вы...»
1 . Я знаю, что такое наречие 2 . Я смогу определить наречие по его признакам 3. На уроке у меня все получилось 4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была) 5. Я активно участвовал в открытии нового знания
Домашнее задание Составить и записать 5 предложений с наречиями, составить синквейн.
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Наречие как части речи» (Развивающая система обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Басырова Г. М
Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи....
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок русского языка во 2-м классе "Части текста"
Данный конспект и презентация к уроку содержат материал, позволяющий обучить детей распознавать части в тексте....
конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...
Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 3 классе Тема: Повторение изученного о частях речи.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся...
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...