Конспект по русскому языку в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Мацкевич Наталья Сергеевна

Тема учебного занятия: "Правописание сочетаний  жи - ши, ча -ща, чу - щу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1kl.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Чернокурьинская  средняя  общеобразовательная  школа

                          Конспект учебного занятия

                            по русскому языку в 1классе

по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

                                                                                                       Составитель:

учитель начальных    классов

Мацкевич Н.С.

                                           с.Чернокурья  

                                                     2021г.

Тема урока: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Тип урока: закрепление освоенных знаний, умений, навыков.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные :

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 

ХОД УРОКА

 

1.Организационный момент.

а) Проверка рабочего места. Эмоциональный настрой.

Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок.

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

2Актуализация знаний.

 Минутка чистописания.

«Красиво писать- красоту творить.»

-Вот и мы начнем урок с красивого письма.

-Давайте расскажем, какие секреты письма нужно помнить.

Я тетрадочку открою

Уголочком положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа  -Помним правила посадки.

Четвертое марта

Классная работа

– Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:

Ж ЧАШЩ ( НА ДОСКЕ)

 Почему вы так думаете? (А -гласная, остальные согл шипящие)

 Что вы можете сказать об оставшихся буквах? (Ч, Щ – всегда мягкие, Ж, Ш –всегда твёрдые.)

 Напишите буквы в тетради. Красивую правильно написанную букву обведите зеленым карандашом.

 

2. Словарная работа.

1.Отгадайте какие слова мы будем писать.

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф) ) запишите в тетрадь

 

2.Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы) запишите в тетрадь

 

3.В воде живет,
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) запишите в тетрадь

Проверьте правильно ли вы написали слова.

4.Не поедит без бензина

Ни автобус, ни ….. (машина) запишите в тетрадь

4. Определение темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.

Но сначала определим тему нашего урока. А для этого повторите за мной чистоговорку:

Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.

Ши – ши – ши - в коробке есть карандаши.

Значит, написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять?

А теперь найдем в записанных словах?

-Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? (правописание  сочетаний жи-ши. Ча-ща, чу-щу)

- Чему мы будем учиться? (правильно писать слова с сочетаниями)

5. Изучение новых знаний.

а) -А сейчас послушайте сказку.

Сказка о том, как поссорились буквы.

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ,  ЖИ – ШИ.

 

 Работа по карточке.

Ребята. У вас у каждого на столе карточки. Вам задание: вставить нужные буквы. (Один работает у доски. )

На доске слова :

Груш… , волч…та, еж…,  ищ…,    рощ… , ч…лки.

Проверим правильно ли вы справились с заданием

 Как вы думаете, чтобы правильно написать и не сделать ошибок, что нужно нам знать?

(правило)

-Какое? (хором дети)

В сочетаниях ЖИ и ШИ
Пишем только букву И.
В сочетаниях ЧА и ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ и ЩУ
Пишем только букву У. СЛАЙД

А теперь поработаем со словом ежи. Запишите его в тетрадь.

-Сколько слогов в этом слове.

-Поставьте ударение

-Сколько букв в слове? (3)

-Сколько звуков? (4)

-Почему звуков больше, чем букв? (Буква е обозначает 2 звука)

 6. Физминутка.

Я буду говорить слова. Если в них есть наши орфограммы, то вы приседаете, если нет - поднимаете руки вверх:

ТУЧИ,    СНЕЖИНКА, СВЕЧА, СНЕГИРЬ, ВЕРШИНА, КНИЖКА, ЧУДО, ЛУЖА, ЧАЩА.

7. Закрепление.

а) Составить из слов предложение

под, ёжик,  ёлкой, жил.   Чаще, галчата, в , пищат.

Записать в тетрадь

Под ёлкой жил ёжик. В чаще пищат галчата.

-Какие знакомые орфограммы встретили. Подчеркните

б) Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости. (Работа в парах)

 Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

 Что вы заметили, читая письмо?

 Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок.

 Скажите, почему Незнайка допустил так много ошибок? (потому что он не знает правил)

Зачем на уроке надо быть внимательным? ( чтобы не делать ошибок)

Зачем нужно знать правила правописания? (чтобы правильно писать)

 

8.Подведение итогов.

Подведем итог урока. Закончи предложения:

-Чему учились на уроке?

1. Я узнал, что …

В сочетаниях ЖИ и ШИ
Пишем только букву И.
В сочетаниях ЧА и ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ и ЩУ
Пишем только букву У.

-Что для каждого из вас было интересным на уроке?

2. Мне было интересно…

- Оцените работу своих товарищей. Чья работа заслуживает высокой оценки?

3. Могу похвалить….

10. Рефлексия

-Оцените свою работу (Если вы со всеми заданиями справились и у вас всё получилось ставьте зеленый восклицательный знак, если были ошибки-то желтый, если не удалось справиться с затруднениями- красный).

 Задание на дом творческое.

Нарисовать любой предмет (чашку, чайник, щуку, леща, чулок. Жираф, и др), в написании которых есть изученная орфограмма. Подписать его. Подчеркнуть изученную орфограмму.

Учитель ставит перед собой цель: выяснить, усвоено ли большинством детей правило на изученную орфограмму. Если нет, то запланировать проведение урока-практикума. Если да, то придумать задание для тех, кто не усвоил данное правило.

 

 

 

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

ЗАДАЧАЩАВЕЛЬ

ЖИРАФИШИШКА

СНЕЖИНКАРАНДАШИПОВНИК

ЛЫЖИРАФИШАЛАШИПЫ

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка 3 класс

Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...