Урок русского языка «Сложные слова».
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
(УМК «Школа России» 3 класс)
Учитель: Лудина Светлана Николаевна
Тема урока: «Сложные слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,
- развивать умения классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,
- на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.
Метапредметные:
познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;
коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.
Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
-Урок русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
- Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке.
- Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
II. Минутка чистописания.
- А урок начнем с минутки чистописания. Открыли тетради, записали число – 11 ноября.
( В это время 3 учащихся работают по индивидуальным карточкам.)
- Раскрывать секреты мне будут помогать помощники – буквы русского алфавита. Чтобы отгадать их, нужно вспомнить, какая буква в алфавите идёт под № 16 и под № 6.
- Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете.
- Запишем эти буквы.
- Далее напишем эти буквы в следующей закономерности:
обе ове оге….
- Кто знает, как её продолжить?
- Буквы «о» и «е» чередуются с согласными, идущими в алфавитном порядке.
оде оже озе оке оле
III. Словарная работа.
- Эти буквы часто являются безударными в словарных словах, которые мы сейчас вспомним и запишем.
- Итак, словарная работа. Записываем слова, обозначаем ударение, подчеркиваем безударную гласную.
(Учитель диктует слова.)
Горох, овёс, мороз, пшеница, орех, погода, восток, петрушка, столица.
( Самопроверка по ключу)
- Оценить в это время ещё 2-х учащихся.
- Оцените себя. Нет ошибок – 5, 1-2 ош. – 4, 3 ош. – 3.
- Кто справился без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки?
- Собрать индивидуальные карточки. Проверить, оценить.
IV.Актуализация опорных знаний.
- А сейчас вспомним то, что проходили на прошлых уроках.
- К слову «лист» подберём и запишем однокоренные слова.
(Один учащийся – у доски.)
Лист – листик, листочек, листовая, листопад.
- Как называются записанные вами слова? (однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными?
(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)
- А что такое корень слова?
(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
- Выделите корень в словах.
- В каком слове возникло затруднение? (листопад)
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове?
- Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «листопад»?
(Это, когда листья падают)
- Сколько будет корней в слове? Выделите их.
- В чём особенность данного слова?
(Это слово имеет два корня)
V. Сообщение темы и целей урока.
- Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?
(Двукорневые, составные, сложные.)
- Проверим наши предположения.
(Сложные слова.)
- На доске появляется табличка с названием темы.
- Тема нашего урока «Сложные слова».
- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.
(табличка на доске)
- Мы узнаем… (какие слова называются сложными).
- Мы познакомимся…(как пишутся такие слова).
- Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)
VI.Изучение нового материала.
1)Наблюдение над сложными словами.
- А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет нам сформулировать правило.
- Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень.
(Один учащийся работает у доски)
В синем небе пролетает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет) (Почему его так назвали?)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
(Пылесос) (Почему его так назвали?)
С горы бежит поток проворный,
Быстро падает вода.
Красоту увидишь эту –
Не забудешь никогда.
(Водопад) (Почему его так назвали?)
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …
(Паровоз) (Почему его так назвали?)
Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (Ледокол) (Почему его так назвали?)
- Сколько корней в этих словах? ( 2 )
- Что добавили,чтобы соединить корни слов?
(Взяли гласные «о» и «е»)
- Как можно назвать эти гласные? Почему?
(Соединительные)
- Какова их роль? (Соединить корни слов)
- Вот они наши буквы – помощницы, вспомните начало урока.
2)Формулирование правила.
- А сейчас всё обобщим и попытаемся сформулировать правило, которого нет в учебнике.
- Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте, прочитайте, обсудите, впишите пропущенные слова.
- Кто может прочитать, что у вас получилось.
- Проверьте себя.
Слова, у которых 2 корня, соединённые гласными о или е, называются сложными словами.
- Заучивание правила, рассказывание в парах и вслух.
- Почему такие слова назвали сложными?
(Потому, что образовались от сложения корней.)
Если в слове корня 2 – это сложные слова.
Физминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VII.Закрепление изученного материала.
1)Самостоятельная работа.
- А теперь будем тренироваться в написании сложных слов.
- Упр.138, с.77. Списать слова, выделить корни. Подчеркнуть соединительные гласные. Задание будем выполнять по вариантам.
( I – 1 столбик, II – 2 столбик.)
- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
- Проверка по слайду.
- Кто верно выполнил задание?
- Мне проверить работу у 2-х учащихся. Доп. Вопрос. Оценить.
2)Устная работа.
- А сейчас вы отдохнёте,
Но слушайте внимательно.
Так как сложные слова потом вы назовёте.
Пролетает самолёт
С ним собрался я в полёт.
Проплывает пароход,
Пусть меня с собой возьмёт.
Проезжает паровоз,
Вот бы он меня подвёз.
Вот идёт пешеход,
На дороге гололёд.
Осторожней пешеход!
- Сколько было сложных слов? (5 или 6). Назовите их.
3)Образование сложных слов.
- А сейчас попробуем сами составлять сложные слова. Но в начале посмотрим, как это сделал писатель Юрий Коваль.
- Упр.139. с.78.Прочитайте отрывок.
- Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал?
(снегодождь)
- Удачно ли выбрано слово? Что оно означает?
- Замените словосочетания одним сложным словом.
(Работа выполняется коллективно, 1 учащийся – у доски).
Рыбу ловит - …(рыболов), снег падает - …(снегопад), ферма, на которой разводят птиц - …(птицеферма), сам катится - …(самокат), ходит по Луне - …(луноход), ловит птиц - …(птицелов), пешком ходит - …(пешеход), разводит пчёл - …(пчеловод).
- В словах выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
- Какие слова называются сложными? Оценить.
4)Игра «Четвёртый лишний».
- Упр.140, с.78 (устно). Прочитать, в каждой группе слов найти «лишнее» слово. Объясните свой ответ.
- Работа в парах.
(Водитель - не родственное слово, не сложное.)
(Лесовод – нет корня «ход».)
(Вихрь – не родственное, или ветромер – сложное слово.)
5)Творческая работа.
- Составить маленький рассказ (4 – 5 предложений) про осень, используя опорные слова.
Листопад, разноцветные листья, кружатся, как вертолётики, пёстрый ковёр, пешеход.
- Заслушать 2 – 3 рассказа.
VШ.Итог урока.
- С какими словами мы сегодня познакомились?
- Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так.
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова - это сложные.
3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.
- Кто из ребят прав?
- Кто может повторить правило?
- Какую роль играют сложные слова в нашей речи?
(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание.)
- Как вы думаете,всё ли мы узнали о сложных словах?
- Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. А также слова, состоящие не из 2-х, а трёх корней. Хотели бы вы узнать, что это за слова? Позже вы с ними познакомитесь.
(Спортзал, завуч)
- А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?
(Чистописание – чисто пишу)
IХ.Рефлексия.
- Закончите предложения
- Я узнал …(что такое сложные слова).
- На уроке я учился…(писать, составлять, находить сложные слова).
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
- Я себя похвалил бы за…
- Я думаю, что многие из вас после этого урока могут сказать…
(Зачитать текст со слайда)
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь могу я выполнять.
Х.Домашнее задание.
Вот закончился урок,
Подвели сейчас итог.
А теперь внимание:
Домашнее задание…
1.С.78,упр.141, знать правило.
2.По желанию составить и записать небольшой текст (4 – 5 предложений), в которых будут сложные слова.
Карточка
Слова, у которых ____________________________, соединённые
_______________________________, называются сложными словами.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка
1. Подчеркни в предложении главные и второстепенные члены предложения, подпиши части речи.
Под деревьями растут молоденькие грибы.
2. Подбери родственные слова к слову ночь, выдели корень.
Ночь - ____________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Сложные слова"
Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс, система Л.В.Занкова...
Конспект урока русского языка "Сложные слова"
Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс...
Урок русского языка "Сложные слова"
УМК "Планета знаний". Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"...
Методическая разработка урок русского языка «Сложные слова» 3 класс
Урок русского языка«Сложные слова»3 класс...
Презентация к уроку русского языка "Сложные слова"
Рекомендую использовать на уроке русского языка или во внеурочной деятельности....
Урок русского языка "Сложные слова" урок-ОНЗ 3 класс
Тема урока: «Сложные слова». Тип урока: урок «открытие нового знания»....
презентация к уроку русского языка "Сложные слова"
Презентация к уроку русского языка для организации работы со сложными словами....