Урок русского языка «Сложные слова».
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Лудина Светлана Николаевна

«Сложные слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Сложные слова».30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

 (УМК «Школа России» 3 класс)

Учитель: Лудина Светлана Николаевна

Тема урока: «Сложные слова».

Тип урока: изучение  нового материала.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,
  • развивать умения   классифицировать, анализировать, делать выводы,  развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,
  • на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.

Метапредметные:

познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;

коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.

Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

  -Урок  русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

 - Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке.

 - Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

II. Минутка чистописания.

- А урок начнем с минутки чистописания. Открыли тетради, записали число – 11 ноября.

                                                     ( В это время 3 учащихся работают по индивидуальным карточкам.)

- Раскрывать секреты мне будут помогать помощники – буквы русского алфавита. Чтобы отгадать их, нужно вспомнить, какая буква в алфавите идёт под № 16 и под № 6.

 - Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете.

 - Запишем эти буквы.

 - Далее напишем эти буквы в следующей закономерности:

обе ове оге….

 - Кто знает, как её продолжить?

 - Буквы «о» и «е» чередуются с согласными, идущими в алфавитном порядке.

оде оже озе оке оле

III. Словарная работа.

- Эти буквы часто являются безударными в словарных словах, которые мы сейчас вспомним и  запишем.

 - Итак, словарная работа. Записываем слова, обозначаем ударение, подчеркиваем безударную гласную.

(Учитель диктует слова.)

     Горох, овёс, мороз, пшеница, орех, погода, восток, петрушка, столица.

( Самопроверка по ключу)

- Оценить в это время ещё 2-х учащихся.

 - Оцените себя. Нет ошибок – 5, 1-2 ош. – 4, 3 ош. – 3.

 - Кто справился без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки?

- Собрать индивидуальные карточки. Проверить, оценить.

IV.Актуализация опорных знаний.

- А сейчас вспомним то, что проходили на прошлых уроках.

 - К слову «лист» подберём и запишем однокоренные слова.

(Один учащийся – у доски.)

     Лист – листик, листочек, листовая, листопад.

 - Как называются записанные вами слова? (однокоренные)

 - Какие слова называются однокоренными?

(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)

 - А что такое корень слова?

(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

 - Выделите корень в словах.

 - В каком слове возникло затруднение? (листопад)

 - Какой вопрос возникает?

 - Сколько корней в слове?

 - Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «листопад»?

(Это, когда листья падают)

 - Сколько будет корней в слове? Выделите их.

 - В чём особенность данного слова?

(Это слово имеет два корня)

V. Сообщение темы и целей урока.

- Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?

(Двукорневые, составные, сложные.)

 - Проверим наши предположения.

(Сложные слова.)

 - На доске появляется табличка с названием темы.

- Тема нашего урока  «Сложные слова».

- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.

(табличка на доске)

  • Мы узнаем… (какие слова называются сложными).
  • Мы познакомимся…(как пишутся такие слова).
  • Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)

    VI.Изучение нового материала.

1)Наблюдение над сложными словами.

- А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет нам сформулировать правило.

 - Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень.

(Один учащийся работает у доски)

В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?  

                   (Самолет)   (Почему его так назвали?)

Есть  у  нас  в  квартире  робот,

У  него  огромный  хобот.

Любит  робот  чистоту

И  гудит,  как  лайнер  ТУ.

                    (Пылесос)   (Почему его так назвали?)

С  горы  бежит  поток  проворный,

Быстро  падает  вода.

Красоту  увидишь  эту –

Не  забудешь  никогда.

              (Водопад)       (Почему его так назвали?)

Ем  я  уголь,  пью  я  воду,

Как  напьюсь – прибавлю  ходу.

Везу  обоз  на  сто  колёс

И  называюсь …

              (Паровоз)    (Почему его так назвали?)

Несмотря на непогоду,                          

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож.

Как корабль назовешь? (Ледокол)    (Почему его так назвали?)

 - Сколько корней в этих словах? ( 2 )

 - Что добавили,чтобы соединить корни слов?

(Взяли гласные «о» и «е»)

 - Как можно назвать эти гласные? Почему?

(Соединительные)

 - Какова их роль?                                                           (Соединить корни слов)

 - Вот они наши буквы – помощницы, вспомните начало урока.

2)Формулирование правила.

- А сейчас всё обобщим и попытаемся сформулировать правило, которого нет в учебнике.

 - Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте, прочитайте, обсудите, впишите пропущенные слова.

 - Кто может прочитать, что у вас получилось.

 - Проверьте себя.

Слова, у которых 2 корня, соединённые гласными о или е, называются сложными словами.

 - Заучивание правила, рассказывание в парах и вслух.

 - Почему такие слова назвали сложными?

(Потому, что образовались от сложения корней.)

   Если в слове корня 2 – это сложные слова.

Физминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

    VII.Закрепление изученного  материала.

1)Самостоятельная работа.

- А теперь будем тренироваться в написании сложных слов.

 - Упр.138, с.77. Списать слова, выделить корни. Подчеркнуть соединительные гласные. Задание будем выполнять по вариантам.

( I – 1 столбик, II – 2 столбик.)

 - Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

 - Проверка по слайду.

- Кто верно выполнил задание?

 - Мне проверить работу у 2-х учащихся. Доп. Вопрос. Оценить.

2)Устная  работа.

- А сейчас вы отдохнёте,

   Но слушайте внимательно.

   Так как сложные слова потом вы назовёте.

Пролетает самолёт

С ним собрался я в полёт.

 Проплывает пароход,

 Пусть меня с собой возьмёт.

 Проезжает паровоз,

 Вот бы он меня подвёз.

 Вот идёт пешеход,

 На дороге гололёд.

 Осторожней   пешеход!

 - Сколько было сложных слов? (5 или 6). Назовите их.

3)Образование сложных слов.

- А сейчас попробуем сами составлять сложные слова.  Но в начале посмотрим, как это сделал писатель Юрий Коваль.

 - Упр.139. с.78.Прочитайте отрывок.

 - Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал?

(снегодождь)

 - Удачно ли выбрано слово? Что оно означает?

 - Замените словосочетания одним сложным словом.

(Работа выполняется коллективно, 1 учащийся – у доски).

Рыбу ловит - …(рыболов), снег падает - …(снегопад), ферма, на которой разводят птиц - …(птицеферма), сам катится - …(самокат), ходит по Луне - …(луноход), ловит птиц - …(птицелов), пешком  ходит - …(пешеход), разводит пчёл - …(пчеловод).

 - В словах выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

 - Какие слова называются сложными?  Оценить.

4)Игра «Четвёртый лишний».

- Упр.140, с.78 (устно). Прочитать, в каждой группе слов найти «лишнее» слово. Объясните свой ответ.

 - Работа в парах.

(Водитель -  не родственное слово, не сложное.)

(Лесовод – нет корня «ход».)

(Вихрь – не родственное, или ветромер – сложное слово.)

5)Творческая работа.

- Составить  маленький рассказ (4 – 5 предложений) про осень, используя опорные слова.

Листопад, разноцветные листья, кружатся, как вертолётики, пёстрый ковёр, пешеход.

- Заслушать 2 – 3 рассказа.

VШ.Итог урока.

- С какими словами мы сегодня познакомились?

 - Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так.

1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова  - это сложные.

3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.

 - Кто из ребят прав?

 - Кто может повторить правило?

- Какую роль играют  сложные слова в нашей речи?

(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание.)

 - Как вы думаете,всё ли  мы узнали о сложных словах?

 - Сложными  словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы.  А также слова, состоящие не из 2-х, а трёх корней. Хотели бы вы узнать, что это за слова? Позже вы с ними познакомитесь.

(Спортзал, завуч)

 - А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?

(Чистописание – чисто пишу) 

IХ.Рефлексия.

- Закончите предложения

  •  Я узнал …(что такое сложные слова).
  • На уроке я учился…(писать, составлять, находить сложные слова).
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…
  • Я себя похвалил бы за…

 - Я думаю, что многие из вас после этого урока могут сказать…

 (Зачитать текст со слайда)

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь могу я выполнять.

Х.Домашнее задание.

Вот закончился урок,

Подвели сейчас итог.

А теперь внимание:

Домашнее задание…

        1.С.78,упр.141, знать правило.

        2.По желанию составить и записать небольшой текст (4 – 5 предложений), в которых будут сложные слова.

Карточка

Слова, у которых ____________________________, соединённые

_______________________________, называются сложными словами.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка

1. Подчеркни в предложении  главные и второстепенные  члены предложения, подпиши части речи.

      Под деревьями растут молоденькие грибы.

2. Подбери родственные слова к слову ночь, выдели корень.

Ночь - ____________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Сложные слова"

Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс, система Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка "Сложные слова"

Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс...

Урок русского языка "Сложные слова"

УМК "Планета знаний". Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"...

Презентация к уроку русского языка "Сложные слова"

Рекомендую использовать на уроке русского языка или во внеурочной деятельности....

Урок русского языка "Сложные слова" урок-ОНЗ 3 класс

Тема урока: «Сложные слова». Тип урока: урок «открытие нового знания»....

презентация к уроку русского языка "Сложные слова"

Презентация к уроку русского языка для организации работы со сложными словами....