Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
УМК "Планета знаний". Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сложные слова | 20.8 КБ |
urok_russkogo_yazyka_3_kl.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Сложные слова"
Цель урока: способствовать созданию педагогических условий для ознакомления учащихся со словами, имеющими два корня.
Задачи урока:
1. Образовательные:
познакомить с понятием «сложные слова»;
познакомить со способом образования слов «способом сложения».
2. Развивающие:
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
развивать познавательную активность.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к родному языку;
воспитывать умение вести учебный диалог;
воспитывать умение работать в группах.
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы:
По источнику информации:
словесные;
практические;
наглядные.
По уровню познавательной деятельности:
частично-поисковые;
объяснительно-иллюстративные.
Формы: групповая, фронтальная.
Оборудование:
маркеры;
клей-карандаш.
Демонстрационный материал:
снежинки, рабочие листы с планом работы для выполнения задания;
группа слов для первичного закрепления; задания и планы работы для групповой работы.
Планируемый результат.
В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «сложные слова», способом образования сложных слов – «сложением», будут учиться находить и выделять корни в группе сложных слов, определять соединительную гласную.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Дмитриевна. Я очень рада, что сегодня буду работать с вами. Я надеюсь, что нам на уроке будет интересно и увлекательно.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов
- Откроем тетради и запишем дату и пропишем буквы (ооооооо, ееееее)
II. Актуализация знаний
Посмотрите, у вас на партах лежат снежинки, на которых написаны какие-то слова. Давайте их прочитаем.
1. Дом, домик, домовой. 2. Кот, котёнок, котик. 3. Лес, лесок, лесник. 4. Гриб, грибок, грибник.
- Как вы думаете, что это за группы слов? (однокоренные). А что такое корень слова? (Общая часть родственных, (однокоренных) слов).
- Давайте обозначим корень в этих словах.
III. Постановка проблемного вопроса.
- Ой, посмотрите, у меня ещё одна снежинка упала. Давайте прочитаем слова и с этой снежинки. (19 + 7)
Я вижу у вас на лицах недоумение. Наверное, вы думаете, что снежинка залетела не на тот урок? Ведь у нас урок русского языка, а снежинка предлагает вам сложить два числа. Но это неспроста. Найдите сумму 19 и 7. (26)
А что мы складываем в обычной жизни?
Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан…
А на уроке математики?
Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, ..
А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.
IV. Открытие новых знаний. (Слайд 1)
Я показываю картинку, а вы должны назвать профессию человека.
( Водолаз, скалолаз, сталевар, овцевод,)
- Как вы думаете, что складывали в названиях этих профессий? (корни слов)
-Запишите в тетради слова – названия профессий и попробуйте определить в данных словах корни. (2 мин)
Проверяем (слайд 2)
- Что у нас не вошло в корни слова?
- Как вы думаете, зачем нужны эти гласные?
- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
- Проверим своё предположение. (слайд 3)
- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? (Потому что слова образовались от сложения корней.)
- Сформулируйте тему нашего урока.
V. Первичное закрепление. ( по учебнику)
- откройте учебник с. 115 Давайте прочитаем слова нашего помощника – Ключика. (Подготовленный ученик) (слайд 3.1, 3.2 до конца)
Упр. 7 с. 115 Читают загадки, а отгадки записывают в тетрадь (и высвечивается на экране), ( слайд 4) обозначают корни и соединительные гласные. (водопад, стеклорез)
VI. Домашнее задание.
С. 115 Упр. 6 (по желанию можно составить сказку о сложных словах)
VII. Минутка релаксации
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
VIII. Работа в группах.
1. Правила работы в группах
2. Самостоятельная работа в группах.
(На протяжении всей групповой работы звучит тихая музыка.)
- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак). Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.
Инструкция для капитана группы:
1. Возьми пакет с заданием.
2. Прочитай задание для группы.
3. Организуй выполнение задания .
4. Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
5. Подними сигнал о выполнении работы в группе.
Задания для групп.
Группа №1.
Вам даны карточки с корнями слов.
Задание:
1. Составьте сложные слова с данными корнями.
2. Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
3. Назовите слова, которые у вас получились.
4. Обозначьте корни в полученных словах.
5. Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов: -сам- -вар- ; -лист- -пад- ; -пар- -ход-
Группа №2.
Вам даны карточки с корнями слов.
Задание:
1. Составьте сложные слова с данными корнями.
2. Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
3. Назовите слова, которые у вас получились.
4. Обозначьте корни в полученных словах.
5. Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов: -пыл- -сос-; -пеш- -ход-; -камн- -пад-;
Группа №3
Вам даны «точечные» рисунки.
Задание:
1. Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:
o лист № 1 – красным маркером; (самолёт)
o лист № 2 – синим маркером; (паровоз)
o лист № 3 – зелёным маркером. (пароход)
2. Назовите предметы, которые у вас получились.
3. Устно приготовьте отчёт по плану.
4. Вывесите результат работы на доску.
Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.
План отчёта группы №3.
1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.
2. На картинке изображены предметы.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
Группа №4
1. Рассмотрите картинки и карточки с словами.
2. Найдите пару : картинка + слово
3. Приклейте слово к картинке внизу
4. Почему вы так соотнесли? Объясните.
5. Вывесите результат на доску
3. Отчёт каждой группы.
Картинки животных ( утконос, черноголовка, носорог)
- Выслушаем отчёт каждой группы.
(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.)
IX. Итог урока.
- Как вы думаете, почему мы прописывали на минутке чистописание буквы е, о?
- Какие секреты слов мы сегодня открыли?
X. Рефлексия
- Поднимите снежинки, которые лежат у вас на партах.
- Как можно одним словом назвать состояние природы, когда падает много снежинок? (Снегопад).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вод о лаз, скал о лаз , овц е вод, стал е вар.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА Складывают смысловые части двух слов (корни) сам + варит сам о вар
вод о пад стекл о рез
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...