Урок по русскому языку по теме "Суффиксы -ик, ек"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Открытый урок на неделю русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_po_russkomu_yazyku._3_kl._suffiksy_-ik_ek.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание суффиксов и приставок.
Цель: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.
Ход урока
- Организационный момент.
Учебник на столе у вас?
А ручка и тетрадка?
Тогда урок начнем сейчас
Раз все у вас в порядке!
- А теперь мы отправляемся в один чудесный город, где живут интересные жители. А кто же они, мы узнаем правильно ответив на вопрос.
II. Самоопределение к деятельности
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
— Найдите лишнее слово. Докажите. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
- Да, ребята в этом городе живут части речи. Со всеми мы познакомиться не успеем. С какими частями речи мы встретимся, узнаем, отгадав тему урока.
— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
— А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
— Сформулируйте тему урока.
ІІІ.Работа по теме урока.
Чистописание. Сегодня мы будем писать букву, которую вы найдете в загадке.
Зимой и летом
Одним цветом (Ель)
Ее
1. Наблюдения над ролью приставок в словах
— Прочитайте текст.
Мы читали текст. Я прочитал первое предложение. Коля дочитал второе и третье, а Таня вычитала из текста пословицу. Маша перечитала весь текст.
— Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)
— Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)
(СЛАЙД )
— Как найти приставку в слове?
- Какие приставки вы знаете?
- Чем отличаются приставки от предлогов?
- Как проверить орфограмму в приставке? (Вспомнить как пишется приставка)
В этом чудном городе была школа, где части речи учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Все суффиксы не были похожи друг на друга. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ещё больше — великанищем.
Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.
Упр. 242 (с. 125).
- Прочитайте пары слов.
- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)
- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)
- Сформулируйте правило.
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
- Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
IV. Физкультминутка
- Отгадайте загадку.
Зимой белый
Летом – серый (Зайчик)
Какой суффикс в слове зайчик. (ИК)
Докажите. (Зайчик – зайчики. Гласная не пропала, значит, пишем и)
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики
Прыг-скок, прыг-скок.
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает
Влево, вправо наклоняет.
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 243 (с. 126).
(Работа у доски. Проверка.)
VI. Рефлексия
- Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.
..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..шёл друга.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замоч..к, ключ..к, платоч..к, листоч..к.
- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
- Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Если вам урок понравился, рисуете улыбочку, а если не понравился – грусть.
VII. Подведение итогов урока.
Жители чудесной страны желают вам хороших успехов в учебе.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 244 (с. 126).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...